Интернет-зависимость: опасность, признаки и лечение. Интернет-зависимость: понятие, виды, симптомы, стадии и причины развития, лечение и профилактика Причины развития интернет зависимости

Стремительное развитие современного общества наряду с возникновением новых технологий и новых возможностей неизбежно приводит к возникновению новых проблем и болезней общества. Одной из таких болезней является неуклонно распространяющаяся интернет-зависимость. В современной науке нет четкого устоявшегося определения интернет зависимости, поскольку явление это достаточно новое и еще не достаточно изученное. Но, несмотря на расхождения в терминологии, можно выделить ряд общих черт поведения, присущих интернет-зависимым людям:

  • бурное нежелание выходить из интернета даже на короткое время;
  • необходимость отвлечься от интернета вызывает резкое раздражение;
  • тенденция к проведению в интернете все больше времени;
  • склонность откладывать или вообще забывать обо всех важных делах, обязанностях или встречах;
  • непринятие критической оценки такой жизни;
  • спокойное отношение к потере семьи или друзей;
  • пренебрежительное отношение к своему здоровью, например, явное сокращение продолжительности сна или пренебрежение к собственной гигиене.

В интернете можно найти удовлетворение почти всех осознанных или подсознательных потребностей человека. Именно это и является главной причиной возникновения зависимости к интернету. Уход в вымышленный мир является в настоящее время одним из самых простых, а следовательно, самых распространенных способов поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях. Если в постиндустриальном обществе на смену алкоголю пришли наркотики, то в современном информационном их роль начали выполнять компьютерные игры и интернет.

В качестве главных причин появления зависимости от интернета можно выделить следующие:

  • Ощущение безопасности, защищенности и вседозволенности, вызванное анонимным характером нахождения в интернет-среде;
  • Возможность воплощения любого нового Я-образа, не ограниченного практически ничем (в интернете можно быть кем-угодно);
  • Простота нахождения собеседника (в интернете с легкостью можно отыскать собеседника, отказаться от него, найти другого и т.д.);
  • Возможность доступа к любой интересующей информации.

Интернет-зависимые люди чаще всего пользуются интернет-пространством для получения того, что в реальном мире получить намного сложнее, это может быть, например, социальное одобрение, признание и поддержка окружающих или сексуальное удовлетворение.

Таким образом, наиболее подверженными риску возникновения интернет-зависимости социальными группами являются дети и молодежь. Современные дети получают доступ к интернету все раньше и раньше и вместе со всеми его возможностями они получают и все его опасности. А повлиять на морально-ценностные ориентиры еще не до конца сформировавшейся личности намного проще.

Интернет зависимость: проблема современного общества, которая по своим последствиям не менее губительна, чем уже знакомые виды зависимостей, такие как алкогольная или наркотическая. Она способствует возникновению немалого количества психологических проблем, таких как конфликтность, склонность к депрессии, подмена виртуальным пространством реальной жизни и постепенное полное вытеснение последней, проблемы с социализацией, возникновение иллюзии вседозволенности и безнаказанности, что может приводить к безнравственному или даже незаконному поведению в реальной жизни. Более того, интернет зависимость опасна тем, что она может переродиться в любой другой вид зависимости.

Термин «интернет зависимость» в психиатрическую практику впервые ввел американский психиатр Иван Голдберг еще в 1995 г. Под этим выражением он подразумевал скорее не медицинскую проблему, подобную алкоголизму и наркомании, а поведенческую аномалию, характеризующуюся сниженным уровнем самоконтроля и способную разрушить нормальную жизнь. Интернет зависимость сегодня расценивается как психическое расстройство, выражающееся в неспособности пострадавшего вовремя выйти из сети и постоянным и навязчивым желанием войти туда снова. Как бороться с интернет зависимостью, каковы признаки этого состояния, какое существует лечение?

Чем опасна?

Интернет как великое достижение технического прогресса имеет огромное значение для человечества, выполняя множество полезных и незаменимых функций. Но, как оказалось, всемирная паутина обладает одним негативным последствием, которое распространено по всему миру – это интернет зависимость, проблема современного общества. В чем ее суть и в чем опасность зависимости от сети?

Проблема интернет зависимости действительно не так безобидна. Некоторые психологи все-таки ставят ее в один ряд с алкоголизмом и наркоманией, учитывая асоциальные последствия. По результатам исследований на тему зависимости от сети интернет выяснилось, что длительное и бесконтрольное пребывание в on-line вызывает изменения негативного характера в состоянии сознания и в общем функционировании головного мозга. Это грозит человеку утратой способности к обучению и глубокому аналитическому мышлению и к какой-либо интеллектуальной работе.

Кроме умственных нарушения постоянное зависание в сети интернет и развивающаяся зависимость приводят к тому, что человек теряет навыки реального общения, приобретает асоциальные характеристики в поведении. Таким образом, все преимущества и удобства, которые дает интернет (Skype, e-mail, интернет торговля), при их безальтернативном и постоянном использовании грозят превратиться в проблему.

Кроме умственных и психических расстройств интернет зависимость является косвенной причиной физических заболеваний. Наиболее распространенным последствием частого и длительного просиживания за компьютером является ухудшение зрения. Сидячий образ жизни, неминуемо сопровождающий интернет зависимость, отражается на состоянии позвоночника (сколиоз, остеохондроз), работе сердца и сосудов (аритмии, гипертония, варикозная болезнь).

Тот факт, что интернет зависимость – проблема современного общества, особенно ярко демонстрирует еще одно ее серьезное последствие: нарушение семейных отношений.

Виды сетевой зависимости, ее причины

Виды зависимости от сети интернет, как проблемы самоконтроля, условно подразделяются на несколько основных типов.

1.Игровая зависимость или гейм-аддикция – зависимость от сетевых игр. Выражается в патологическом пристрастии к онлайн-играм, виртуальным казино, интернет аукционам. Такая форма интернет зависимости, ее причины и последствия во многом схожи с типичной игроманией.

Особенно легко развивается пристрастие к сетевым играм у подростков. Вообще интернет зависимость у подростков формируется более стремительно в силу возрастной неустойчивости их психики, а так же во многом по причине педагогической запущенности детей.

2. Еще один распространенный вид интернет-аддикции – онлайн знакомства и интернет отношения. Эта зависимость проявляется в бесконтрольном пользовании социальными сетями, форумами, чатами, ICQ и другими видами онлайн общения. Люди, страдающие от патологической потребности в непрерывном интернет общении, пытаются социализироваться за счет все новых виртуальных знакомств, поскольку испытывают проблемы в реальном общении.

Часто жертвами такого вида зависимости от сети становятся подростки, которым сложно завязывать новые отношения, особенно с противоположным полом, подростки, ищущие в онлайн общении возможности анонимно реализовать свои представления о самом себе, далекие от действительности. Впрочем, этим ложным самовыражением грешат и взрослые, например, пускаясь в рейтинговую гонку где-нибудь в соцсети.

3. Виды сетевой зависимости включают еще одну, не менее распространенную ее форму – киберсексуальное влечение. Люди, страдающие этим типом интернет пристрастия, просматривают или скачивают порнографические файлы, принимают участи в соответствующих чатах и ролевых играх, включая занятия киберсексом.

Сексуальная интернет зависимость не так безобидна, как кажется. Сегодня она нередко становится причиной распада семьи, где один из супругов страдает такого рода расстройством. Причинами его являются и сексуальная неудовлетворенность, и разногласия в семье, а доступность и анонимность интернета только способствуют возникновению и развитию такого вида зависимости.

4. Еще один вид компульсивного расстройства – информационная зависимость. Оно заключается в бесконтрольном, постоянном поиске различной информации в сети с последующим структурированием собранных данных. Навязчивый информационный веб-серфинг обычно не имеет конкретной познавательной цели. Такое непрекращающееся блуждание по сайтам, непродуктивный поиск информации приводит к информационной перегруженности.

5. Зависимость от криминальных действий в сети – хаккинг, прочие виды криминального программирования. Но этот род интернет зависимости, точнее его противозаконные последствия, контролируются федеральным законом в УК РФ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», конкретно 272-й статьей «О неправомерном доступе к компьютерной информации».

Независимо от видов сетевой аддикции, от того, какие причины привели к интернет зависимости, страдающие этим люди нуждаются в помощи специалиста психиатрического профиля. И вопрос – как избавиться от интернет зависимости, далеко не праздный.

Симптомы зависимости

Можно ли утверждать, что интернет зависимость – болезнь в обычном ее понимании? В общей классификации болезней такого диагноза нет. Но известно, что в Китае сетевая аддикция считается заболеванием и для его лечения применяют довольно радикальные и суровые методы (включая воздействие электротоком). В западной и российской психиатрии она относится к расстройству поведения, привычек и влечений и лечение в легких случаях сводится к психологической консультации.

Первоначальные признаки интернет зависимости, когда она только формируется, проявляются в выборе интернета как наиболее приятного времяпрепровождения, но еще не ставшего основной частью жизни.

Характерный симптом более глубокой стадии зависимости – перенос жизненных целей в виртуальный мир, когда всемирная сеть перестает быть просто инструментом для реальной жизни по эту сторону монитора, а становится преимущественной сферой интересов человека. В тяжелых случаях это может закончиться весьма трагично.

Чтобы понять, как побороть интернет зависимость, нужно для начала признать ее наличие и понять ее причины. Для выявления сетевой аддикции и степени ее выраженности рекомендуется пройти специальный тест на интернет зависимость или узнать ее характерные симптомы.

Основные признаки интернет зависимости выглядят таким образом:

  • необоснованно частая проверка e-mail и аккаунта в соцсети,
  • еда за компьютером,
  • посещение интернета в процессе работы, не связанное с ней,
  • посещение сайтов не с целью поиска нужной информации, а механически и бесцельно,
  • утрата чувства времени в онлайн, игнорирование физиологических потребностей – еда, сон,
  • радостное предвкушение очередного выхода в сеть, чувство эйфории во время сеанса онлайн,
  • неспособность контролировать время нахождения в интернете,
  • ухудшение настроения и снижение работоспособности при выходе из сети, навязчивое желание снова вернуться к компьютеру,
  • игнорирование должностных, семейных и общественных обязанностей ради пребывания в сети,
  • посещение интернета с целью психологической разгрузки и ухода от проблем,
  • значительные финансовые затраты на интернет, различные устройства для компьютера, программные обеспечения и обновления,
  • окружающие все чаще возмущаются по поводу долгого зависания в сети пострадавшего, который самостоятельно не способен заметить свое чрезмерное увлечение интернетом и не признает себя интернет зависимым.

При обнаружении четырех и более признаков из этого списка можно предположить наличие определенной степени интернет зависимости.

Лечение

Есть немало советов, как избавиться от интернет зависимости. Лечение определяется глубиной проблемы и подбирается индивидуально, но основная цель – вернуться в реальную жизнь.

Специализированное лечение интернет зависимости, сопровождающейся расстройствами психики, проводится медикаментозно (психотропные препараты), в комплексе с психотерапией, физической активностью и рефлексотерапией.

Для желающих узнать, как побороть интернет зависимость самостоятельно, можно посоветовать одно – выход из проблемы там, где вход. Но недостаточно просто выключить компьютер или ограничить его использование. Настоящее лечение сетевой зависимости начинается с определения ее причин, которые зачастую носят социально-психологический характер. По сути, лечение сводится к решению проблемы существования – поиску новых достойных интересов и занятий, новых человеческих связей и отношений с окружающим миром.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа п. Сахзавод

(МБОУ СОШ п. Сахзавод)

Научно-практическая конференция

«Старт в науку»

Исследовательская работа на тему:

Интернет - зависимость - проблема современного общества

Выполнила:

Ученица 6 «Б» класса

Короткова Софья

Руководитель:

Учитель географии

Короткова Лариса

Викторовна

Введение ……………………………………………………………… 4-5

    Что такое интернет-зависимость ……………………………………… 6-8

    Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков …………… 9-10

    Результаты социального опроса ………………………………………. 11

    Как побороть зависимость …………………………………………....... 12-13

    Заключение ……………………………………………………………... 14

    Список литературы ……………………………………………………. 15

    Приложение ……………………………………………………………. 16-18

Цели и задачи проекта.

Цель: :

- изучение сведений о компьютерной зависимости учащихся нашей школы,

Причин возникновения и симптомов компьютерной зависимости.

Найти способы профилактики компьютерной зависимости у учащихся

Задачи:

1. ознакомиться с литературой по данной теме;

2. получить целостное представление о компьютерной зависимости

3. составить вопросы анкеты для определения компьютерной зависимости

4. провести анкетирование среди учащихся на выявление компьютерной зависимости

Введение

Порой, фантазией реальность заменяя,
Мы забываем наш прекрасный мир.
Часами по сети гуляем!
Да! Интернет - у многих есть кумир.
Кто ты: ПАУК в нем или МУХА?
Определись! И ситуацией владей!
Иначе же в сети сотрется личность,
Бесследно ты исчезнешь в ней!

XX – XI века – это время величайших изобретений, без которых мы уже даже не представляем себе жизнь. Телевидение, телефоны, автомобили… Наряду с этим, а может, даже и выше, стоит интернет. Наверняка, именно без него многие люди не могут обойтись и дня.
В разные времена все люди ценили любой источник знаний и информации. И вот он появился в неограниченном количестве. Чаще всего пользователями интернета являются дети, подростки, молодые люди. Ведь именно в подростковом возрасте привлекают новая информация и новые знакомства.
В настоящее время выделяют 3 функции интернета: коммуникативная, игровая, познавательная. Можно сказать, что интернет- это некое волшебное место, где слабый может быть сильным, а необщительный и замкнутый – душой компании.
Безопасен ли компьютер для здоровья людей?

Наше поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Почему интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности? В своей работе я пыталась определить наличие проблемы интернет-зависимости среди учеников нашей школы, основываясь на социологических исследованиях.

Об интернет-зависимости впервые заговорили на Западе еще в середине девяностых годов прошлого века. Под интернет-зависимостью понимают непреодолимую тягу к нахождению во всемирной сети Интернет, характеризующуюся навязчивыми желаниями подключиться, и затем не выходить из нее.

Первыми признаками интернет-зависимости являются многочасовые ”общения” в чатах, ICQ, форумах, ”Одноклассниках” и ”Контактах”, азартные онлайн-игры и бесконечное ”изучение” всевозможных ”познавательных” интернет-сайтов.

Я выбрала эту тему, потому что эта проблема сейчас актуальна среди подростков. Любые виды зависимости у детей появляются очень быстро, в том числе - зависимость от телевидения, Интернета и компьютерных игр.

Все мы в своей жизни от чего-то или от кого-то зависим. Поскольку живем в обществе себе подобных и ежедневно поддерживаем свою жизнедеятельность всякими «внешними» продуктами, эмоциями, смыслами. Чем же нормальное обеспечение себя всякими нужными и полезными вещами - такими, как отношения с людьми, еда, питье, Интернет, - отличается от патологии зависимости?

В своей работе я попытаюсь найти ответы на поставленные вопросы.

Что такое интернет-зависимость?

Интернет в США и Западной Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета", или Интернет-аддикции.

Слово «зависимость» означает - навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость - аддикция, где объектом зависимости становится поведенческий паттерн, а не психоактивные вещества; психологическая зависимость.

Интернет-зависимость - психическое расстройство: навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него.

Игровая зависимость - предполагаемая форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми или азартными играми.

Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это "навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line".

Основные причины возникновения компьютерной зависимости у подростков .

1.Самая первая и самая главная – отсутствие навыков самоконтроля у подростка. Впоследствии, став взрослым, он также не сможет себя контролировать, ограничивать, « тормозить»

2. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье

3. Отсутствие у ребёнка серьёзных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

4. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

5. Отсутствие контроля со стороны родителей, бесконтрольность личного времени, неумение организовать свой досуг

6. Бурная переписка (более 20 сообщений в день) также способствует возникновению зависимости, так как время в переписке летит незаметно, хотя она и не передаёт эмоций и чувств

Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми. В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические web-службы по проблематике IAD. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратт).

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

    Навязчивое желание проверить e-mail.

    Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

    Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

    Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети.

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков). По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей. Но вот вопрос: чем отличается общение вживую от общения по Интернету? Нет ничего плохого в том, что человек знакомится в Сети, подбирая новых друзей по общим интересам. Точно так же нельзя назвать зависимым человека, сидящего за монитором с приятелем или девушкой, с которыми приятно проводит время и вне компьютера. Даже не каждый геймер, вопреки распространенному мнению, зависим. Если подросток режется в игрушки с друзьями, а потом идет играть с ними же в баскетбол – это вполне здоровый человек. Так что в основе интернет-зависимости почти всегда лежит одиночество, отсутствие других вариантов времяпрепровождения.

Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25% зависимых приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58% -в течение второго полугодия, а 17% - вскоре по прошествии года. Зависимость, как правило, замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня.

Согласно результатам исследований психологов, чаще всего интернет-зависимые проводят время в чатах, форумах и дневниках (37%), режутся в он-лайн игры (28%), участвуют в телеконференциях (15%), проверяют почту (13%). И совсем небольшой процент людей пользуется Сетью по прямому назначению – для выуживания необходимых справок и новостей.

Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети.

Интернет - это уникальный способ преодолеть робость и раскрепоститься, говорить то, что думаешь, и получать обратную связь, сливать накопившийся за день негатив и затушевывать жизненные противоречия. Причем безнаказанно. Это своего рода фантастический плацдарм для любых самых смелых романтических приключений, полетов воображения и виртуальной любви и дружбы.

Влияние интернет-зависимости на здоровье подростков

При работе на компьютере человек длительное время находиться без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.

Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжы, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка.

Также компьютер пагубно влияет не только на здоровье опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и на зрительную систему человека, а тем более ребенка.

Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический - нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический - отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени - это опасно.

Молодой растущий организм особенно сильно подвержен негативному воздействию зрительных, а также нервно-эмоциональных нагрузок. Именно поэтому длительное сиденье за компьютером ведет не только к чрезмерному переутомлению детского организма, но в будущем может спровоцировать серьезные заболевания. Если вечером ребенок излишне возбужден, раздражителен и даже агрессивен, если он плохо засыпает и часто просыпается ночью, - это верный признак того, что его общение с компьютером необходимо строго ограничить.

Вообще, специалисты до сих пор однозначно не определились, сколько времени ребенок может проводить за компьютером. Обычно врачи рекомендуют ограничиться 1 часом в день.

Когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.

Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. (Кстати, многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми). Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.

Сюда относятся:

проблемы провокации эпилептических приступов;

проблемы, связанные с электромагнитным излучением;

проблемы зрения;

проблемы, связанные с мышцами и суставами.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность - зависимость от него самого.

Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяютувлечение общением on-line с друзьями по сети . Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.

Признаки компьютерной зависимости

● Значительное улучшение настроения от работы за компьютером

● Нежелание оторваться от работы или игры на компьютере

● Если Вы отрываете больного от компьютера, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам

● Неспособность спланировать окончание работы или игры на компьютере

● Пренебрежение домашними делами в пользу компьютера

● Пренебрежение личной гигиеной и сном в пользу компьютера

● При общении с окружающими сведения любого разговора к компьютерной тематике

● Падение успеваемости

● Появление проблем в общении, частые конфликты

● Подросток скрывает от окружающих, сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает

Результаты социального опроса.

Среди учащихся 5-9 классов был проведен опрос с целью определения зависимости учеников нашей школы от интернета по следующим вопросам:

    Сколько времени в день Вы тратите на посещения сайтов интернета?

    От 2 ч. До 4 ч.

    Более 4 ч.

    Какой сайт Вы посещаете чаще всего?

    Одноклассники

    Онлайн игры

    Свой вариант

    С какой целью Вы находитесь на сайте?

  1. Знакомства

    Поиска информации

    Свой вариант

    Как долго Вы можете не заходить на сайт?

    Не более 1 дня

    От 2 дней до 7 дней

    Более 7 дней

    Считаете ли Вы себя зависимым от сайта?

    Затрудняюсь ответить

В итоге проведенных исследований были получены следующие результаты:

Как побороть зависимость.

Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимое за компьютером без перерыва. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 30 минут. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе или поход в магазин.

Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах. Чередование работы за компьютером с другими видами деятельности полезно еще и тем, что последние часто включают в себя зрительные движения, являющиеся хорошими упражнениями для глаз.

Если человек лишается возможности пользоваться компьютером и выходом в Интернет, у него возникает подавленное настроение, все остальное в жизни теряет свой смысл. В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры.Самостоятельные попытки избавиться от зависимости чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое проходит, когда больной возвращается к привычному занятию.

Основная проблема избавления от любой зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому даже при активном желании излечиться закрепить достигнутый результат бывает очень непросто. В психиатрической практике неоднократно встречались случаи, когда избавившиеся от наркотической зависимости люди становились игроманами. По мнению врачей, тяга к игре намного сильнее и избавиться от нее труднее, чем от наркотиков.

В той или иной степени такого рода зависимостью могут страдать все люди. На ее развитие могут повлиять даже изменения политического строя, материального благосостояния. Игровая зависимость характерна для инфантильного общества: надежда на удачу, игра, счастливый случай освобождают от ответственности, от необходимости самостоятельно принимать серьезные решения.

Проблема лечения игровой зависимости, которая признана серьезной угрозой психическому и физическому здоровью населения, вызвала серьезное беспокойство и в нашей стране. 21–22 июня 2010 года в Москве прошла научная конференция с международным участием «Игровая зависимость: мифы и реальность».

Говоря о конкретных мерах по лечению и профилактике игровой и компьютерной зависимости, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского академик Татьяна Дмитриева объявила о создании специальной группы по решению этих проблем.

Планируется также создать сеть центров, в которых будут оказывать помощь всем желающим преодолеть зависимость от азартных игр. Поскольку официальной статистики по игромании в России нет, создаваемые подразделения будут проводить и статистические исследования. В ближайшее время ожидается выход монографии по проблемам игровой зависимости.

Часто за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться психологические проблемы, такие как неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, социальная дезадаптированность.

Как правило, компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, без серьезных увлечений. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психологического состояния.

Мальчиков привлекает реализация их агрессивных тенденций. Ведь практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут спровоцировать незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни».

Не меньшую опасность для неокрепшей психики детей, считают специалисты, таит и, казалось бы, безобидное общение в Интернете. Бывают случаи, когда у некоторых психически неустойчивых подростков, «примеряющих» на себя различные виртуальные образы, возникают проблемы с самоидентификацией - происходит отчуждение «я», начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.

Но даже если компьютер ребенка не подключен к Интернету, это не означает, что многочасовое сидение полезно для детей. « Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность - то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше», - считает Юрий Шевченко.

Заключение.

Детские психологи и психиатры уверены, что единственным на настоящий момент проверенным способом профилактики компьютерной зависимости у ребенка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера, чтобы он не стал заменой реальной жизни.

Задача взрослых - показать растущему человеку, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, туризм, которые не только позволяют пережить разнообразные острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.

В заключении можно сказать, что в лечении Интернет-зависимости главное – доказать человеку, что живое общение привлекательнее виртуального. Вырвать человека из Сети, приобщить к другим интересам – задача вполне разрешимая.

Список литературы.

    Толковый словарь под редакцией доктора филологических наук, профессора Н.Ю.Шведовой; Москва, «Русский язык», 1984г.

    Медицинский справочник. Под редакцией В.И.Покровского, выпуск, 1993г.

    Меттус Е.В., Турта О.С. Профилактика агрессивного поведения учащихся// Справочник классного руководителя №1.2006 г.

4.Осложнённое поведение подростков: причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция// Справочные материалы / Авт.-сост.

Шишковец Т.А.. М. 5 издание, 2006 г.

    Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Волгоград. Учитель, 2009 г.

6.. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков. Санкт- Петербург. Речь, 2008 г.

    Интернет-ресурсы

Приложение

10 лет назад — 4 февраля 2004 года — была официально основана одна из самых популярных социальных сетей — Facebook. Датой же основания интернета считается 29 октября 1969 года. Всего за 40 с небольшим лет люди не только привыкли к интернету, который до неузнаваемости изменил мир, но и стали зависимы от него. Причём зависимость от интернета иногда достигает болезненных форм, и не так давно такое явление как «интернет-аддикция» попало в Международную энциклопедию «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM-IV).

Пока заболевание описывается как недуг, требующий дальнейшего исследования, но учёные признают, что уже сегодня можно смело говорить о том, что интернет-заивисимость — это СПИД и чума XXI века, а сетевым наркоманам нужны клиники и специальное лечение.

Увлечение или зависимость?

Период увлечения интернетом проходят все — всемирная паутина как новая игрушка затягивает и привлекает, но со временем надоедает, и в результате человек переключается на что-то другое. Но если переключения и смены интересов не происходит — тогда нужно бить тревогу.

Вычислить первые признаки интернет-зависимости не сложно. Первым делом должно насторожить количество времени, которое человек проводит в сети. 5 часов в сутки — это уже тревожный показатель.

Также важно, что именно человек делает в интернете. Одно дело, когда это связано с работой, производственной необходимостью или обучением, и другое — если человек бесцельно рассматривает сайты, играет в сетевые игры, общается в чатах, знакомится или занимается киберсексом. Обычно на фоне погружения в сеть человек отказывается от нормального, реального, личного общения, от работы и учёбы, портятся отношения с окружающими людьми, нарушаются режим сна и режим питания.

Зависимость от сети вызывает эмоциональную подавленность, трудности с концентрацией и отстранённость. В результате человек предпочитает компьютер и виртуальное общение — общению с живыми людьми.

Инфографика АиФ

Основная категория людей, склонных к интенет-зависимости — это дети и подростки, а также робкие, тревожные, слабые, с заниженной самооценкой и погруженные в себя личности. Зависимость от интернета — такое же тяжелое заболевания, как зависимость от алкоголя или наркотиков.

Количество интернет-зависимых оценивается экспертами по-разному — от 2% до 10% населения земного шара. Также по одним данным, среди них большинство — мужчины, согласно другим исследованиям — в основном «подсаживаются» на интернет дети и подростки.

Кроме этого, уже сегодня психиатры выделяют пять типов интернет-пристрастий: киберсекс (любовь к порносайтам), виртуальные знакомства, игры на деньги, ролевые онлайн-игры и интернет-сёрфинг (бездумное перелистывание страниц).

От стресса до смерти

Первым забил тревогу ещё в 1995 году доктор Иван Голдберг , который уверял, что чрезмерное пользование интернетом вызывает депрессию, стресс, агрессию. Сегодня известно, что у детей и подростков зависимость от виртуального пространства вызывает задержку социального и эмоционального развития — неспособность работать и достигать результата, иметь друзей, создать семью.

Взрослых же интернет «разлучает» с миром, приводит к постоянной тревожности и возбуждению, семьи разваливаются, близкие отдаляются и всё чаше слышны сообщения о том, что зависимость от сети привела к смерти человека. Обычно смерть наступает в результате истощения, когда человек, сидя у монитора, просто забывает есть, пить и спать.

«Сегодня мы можем совершенно серьёзно говорить, что интернет-зависимость замедляет обмен веществ, снижает аппетит, утомляет глаза и мозг, нервную систему, в тяжёлых случаях сужает реальный круг общения, приводит к замкнутости и искажению реальности», — считает семейный психолог и руководитель центра «СоДействие» Анна Хныкина .

Спаси себя сам

Как и с другим любым видом зависимости, самое главное — осознать проблему и начать её решать.
Вернуть человека снова в реальную жизнь иногда бывает сложно. Первым делом нужно обратиться к врачу-психотерапевту, который проанализирует проблему, исключит другие заболевания и найдёт правильный выход из ситуации.

Если вы сами за собой заметили, что проводите в сети слишком много времени, или в поведении близкого вам человека появились характерные для интернет-зависимости симптомы, то можно попробовать предпринять простые профилактические действия:

  • установить точное количество времени, которое можно проводить в интернете;
  • иногда заставлять себя несколько дней подряд не выходить в интернет;
  • заблокировать доступ к конкретным ресурсам Сети (особенно для детей);
  • установить правило — не общаться в интернете в субботу и в воскресенье;
  • ввести чувствительные, но не вредящие здоровью санкции за несоблюдение правил и ограничений;
  • насыщать реальную жизнь разнообразными событиями (хобби, общение, физическая активность, путешествия);
  • самому или с помощью специалиста выявить первопричину тяги к интернету и избавиться от нее.

«Если вы не замечаете, как проходит время за компьютером, или наоборот, замечаете, что оно «очень быстро пролетает» — обратите всё-таки внимание, сколько вы времени на это тратите и чем конкретно занимаетесь. Проведите анализ — насколько это действительно важно для вас и необходимо. Избежать зависимости, если у вас есть склонность, можно только с помощью самоконтроля», — добавила психолог Анна Хныкина.

Если вы все же не можете отказаться от социальных сетей - подписывайтесь на аккаунты АиФ в Facebook,

Угрюмова Марина

Тему исследования "Интернет-зависимость – проблема современного общества" мы выбрали потому, что она близка нам, так как быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В своей работе мы опираемся на исследования зарубежных ученых и социологические опросы, проводимые среди учащихся нашего техникума. Тем более, в нашей стране проблема Интернет-зависимости ещё слабо изучена.

При изучении данной темы мы поставили цели и задачи.

Цель: Провести исследования с учащимися I, II курса и преподавателями по теме «Интернет-зависимость». Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, выявить интернет – зависимых учащихся и разработать рекомендации для контроля времени в сети.

Задачи:

1. Провести анализ литературы, для изучения проблемы Интернет-зависимости.

2. Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди учащихся и преподавателей Татауровского филиала «Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий».

3. Наметить пути решения проблемы интернет – зависимости.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Байкальский техникум туризма и экологосберегающих технологий»

Интернет-зависимость -

Проблема современного общества

(исследовательская работа)

ТФ БТТ и ЭТ, ГС 1, I курс.

Руководитель: Ярохина Марина Юрьевна, преподаватель спец. дисциплин

Татаурово, 2012

Введение. …………………………………………………………….

  1. Актуальность темы……………………………………………

Основная часть. ……………………………………………………...

2.1 Теоретическая часть……………………………………………..

2.1.1 Интерес, порождающий манию ……………………………...

2.1.2 История возникновения «Интернет-зависимости» …………

2.1.3 Симптомы зависимости ………………………………………

2.2 Исследовательская часть………………………………………...

2.2.1 Анкетирование…………………………………………………

2.2.2 Обработка информации……………………………………….

Заключение…………………………………………………………..

Список использованной литературы ……………………………….

Приложения ………………………………………………………….

  1. Введение
  1. Актуальность темы

Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют и нас.

Тему исследования "Интернет-зависимость – проблема современного общества" мы выбрали потому, что она близка нам, так как быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В своей работе мы опираемся на исследования зарубежных ученых и социологические опросы, проводимые среди учащихся нашего техникума. Тем более, в нашей стране проблема Интернет-зависимости ещё слабо изучена.

При изучении данной темы мы поставили цели и задачи.

Цель: Провести исследования с учащимися I, II курса и преподавателями по теме «Интернет-зависимость». Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, выявить интернет – зависимых учащихся и разработать рекомендации для контроля времени в сети.

Задачи:

  1. Провести анализ литературы, для изучения проблемы Интернет-зависимости.
  2. Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди учащихся и преподавателей Татауровского филиала «Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий».
  3. Наметить пути решения проблемы интернет – зависимости.

Методы:

Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация типов интернет-зависимости, обобщение по результатам анкетирования.

Эмпирические методы:

Наблюдение, анкетирование.

Анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся и преподавателей техникума.

Объект: влияние интернета на поведение учащихся и способность контролировать свое время в сети.

Предмет: проблема интернет – зависимости учащихся Татауровского филиала Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий.

Гипотеза: Можно предположить, что Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

  1. Основная часть
  1. Теоретическая часть
  1. Интерес, порождающий манию.

Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника,

от остальных сфер своей жизни и души,

он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев "Роза Мира"

Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и академической и профессиональной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Зависимость от Интернета до сих пор остается феноменом, а не самостоятельным заболеванием, в классификатор психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.

Технологической основой «информационной революции» служит формирование информационных сетей, обрабатывающих все возрастающее количество информации. Благодаря этим сетям, любой из нас в любой точке мира и в любое время может получить необходимую информацию и пообщаться.

Но бурное развитие технологий и лавинообразно растущий поток информации, «выливающийся» на пользователей Сети, таят в себе скрытую угрозу. Времяпрепровождение в Сети может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

Существует некоторое разнообразие типов итернет-зависимости, рассмотрим основные пять типов:

  1. киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятиям киберсексом;
  2. пристрастие к виртуальным знакомствам;
  3. навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях;
  4. информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации;
  5. «гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа StarCraft, квесты).

Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «интернет-зависимости» или «интернет-аддикации» (Internet Addiction Disorder). [

Для его обозначения уже появились образные русскоязычные термины: «нетоголик», «интернетоман» или «интернет-аддикт».

В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в категории «нетоголик» до 18 часов (и даже более) в день.

Истинные «интернетоманы» - люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Многие годы учеными решалась проблема повышения мотивации обучения. Учитывая тот факт, что классно-урочная система обучения прочно держит в своих руках всю систему обучения уже более 300 лет, можно бы было с уверенностью сказать, что эта проблема еще долго не будет решена. Если бы …, да, если бы не Интернет со своими богатыми информационными ресурсами и еще добавим с увеличением информационной составляющей в производственной деятельности, возникает необходимость пересмотра способов деятельности не только в производственной, но и в образовательной сфере.

Интернет как новый инструмент, средство современного жизнеобеспечения снимает проблему повышения мотивации. Проблемы подрастающего поколения, не замечаемые взрослыми и находившиеся в состоянии «покоя» в реальной действительности (т.е. допуск взрослых в этот мир был закрыт), вылились в определенные негативные явления: появление молодежной субкультуры, Интернет-аддикция, флейм (флейм - это процесс, который иногда возникает при виртуальном общении, "словесная война") и т.д. Обратите внимание, что проблемы существуют, имеют определенные названия (явно не российского происхождения), т.е. это проблемы не носят частный характер.

Настоящее исследование не ставит перед собой цели полностью осветить роль отдельных факторов в формировании интернет-зависимости у молодежи и исчерпывающим образом охарактеризовать варианты и формы этого феноменологического континуума (континуум – это некоторая , в которой исследуются процессы/поведение этой среды при различных внешних условиях). Это скорее попытка наметить основные направления будущей работы, попытка осмыслить ряд положений, проистекающих в первую очередь из индивидуального опыта пользователя интернет.

Многие положения данной работы могут представляться несовершенными, ввиду недостаточной глубины подхода к исследуемым процессам, либо просто спорными, как спорно, по существу, само предположение о существовании феномена интернет-аддикции.

Интернет-аддикция (Internet addiction) - реально существующий феномен психологической зависимости от Интернет.

Термин «Интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает по сути привыкание и устойчивость к все большим и большим дозам. При пользовании интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков. «Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко.

  1. История возникновения «Интернет-зависимости»

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. К. Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись. Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих (Приложение 1-3).

  1. Симптомы и различия зависимости.

Симптомы зависимости таковы:
- навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,
- постоянное ожидание следующего выхода в сеть,
- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг).
- не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Различия зависимости:
Причины появления зависимости различны у интровертов и экстравертов. Интроверты (интроверт – это человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире , замкнутостью , созерцательностью ), как правило, с помощью Интернета восполняют недостаток общения в реальной жизни. Быстро понимая, что Интернет-общение не удовлетворяет потребность в понимании, продолжительных знакомствах и дружбе, они переключаются на компьютерные игры. Часто, игры и развлечение являются их изначальным интересом, и до Интернет-общения интроверты могут не добраться вовсе.
Экстраверты (эктраверт – это
человек, психический склад которого характеризуется преимущественной обращённостью к объектам внешнего мира), чаще изначально приходят в Интернет общаться, заводя массу новых знакомых в чатах и форумах. Больше всего ценя при этом анонимность и личную изолированность. Они находят в Интернете то, чего нет в их реальной жизни.

В США несколько психиатрических институтов начали серию серьёзных исследований. Составляется социальный и психологический портрет пациента, причины его психической зависимости и способы воздействия на него. . Большинство филиалов Общества Анонимных Алкоголиков и Наркоманов открыли группы поддержки интернет-зависимых, переживающих трудное возвращение к нормальной жизни. Причём, существуют и группы для родственников, которые желают вернуть члена семьи для нормального общения. Более серьёзная и меланхоличная организация, которая взялась лечить молодых пользователей, - Центр Internet/Computer Addiction Services, расположенный в Сиэтле, который возглавляют Хилари Кэш (Dr Hilarie Cash) и Джей Паркер (Jay Parker). Именно по их данным, от IAD страдает каждый десятый американский пользователь. Как же лечится интернет-зависимость? Вы можете не верить, но так же, как и алкоголизм и наркомания. В некоторых источниках сопоставление абсолютно недвусмысленное. Например, один исследователь, размышляя над социально-этническим портретом интернет-наркомана, заявил, что, мол, галлюциногены предпочитают "белые" американцы, "героин" - чёрные, а Интернет - пока неизвестно кто. Более того, наиболее распространенная программа, по которой лечат "пойманных в Сети" - это известная программа 12-и шагов, смысл которой заключается в том, что "отнятие" от "кибер наркотика" проводится параллельно с наполнением оффлайновой жизни смыслом. То есть, человеку в процессе групповой терапии раскрывают неизвестные или забытые стороны человеческой, реальной жизни. Причём, признаком выздоровления считается такая жизнь, когда пользователь сам контролирует время, проведённое в Сети, и это время не превышает 4-6 часов. Параллельно с этим ведётся так называемая социальная реабилитация - человек пытается вернуть утраченные связи и отношения, постепенно уходя от групповой терапии. Как в случае с любой другой зависимостью, уже определили несколько степеней "погружения в иллюзорный мир". Вот список симптомов, после которых надо немедленно снаряжаться в больницу. Во-первых, во снах "картинки" начинают "скролиться" (scrolling). Во-вторых, когда идёт подключение модема, поднимается кровяное давление, учащается пульс. В-третьих, во время долгого нахождения за компьютером человек испытывает нечто похожее на "повышенное осознание" - он не воспринимает своё тело и то, что происходит вокруг. Со стороны это похоже на медитацию. В редких случаях притупляется чувствительность, на лице - застывшая мимика, чаще всего ничего не выражающая. В оффлайне наблюдаются внезапные "выпадения" из контекста беседы и смех невпопад. Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования московских психологов, многие Интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети, и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение.

  1. Исследовательская часть
  1. Анкетирование

Для сбора статистических данных был использована анкета на определение «Интернет-зависимости».

Место проведения: ГОУ СПО Татауровский филиал «Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий».

Количество участников: 62 человека

из них учащихся I и II курса - 55 чел., преподавателей - 7 чел.

Время проведения: февраль 2012 года

АНКЕТА

Для определения степени зависимости

Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

0 - это ко мне не относится

1 - редко

2 - часто

3 - всегда

  1. Часто ли проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались?
  1. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
  1. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети реальному общению с друзьями?
  1. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?
  1. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше, чем сделать что-то другое, более необходимое?
  1. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?
  1. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
  1. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?
  1. Обработка информации

Анализ анкеты: После того как вы ответили на все вопросы, сложите полученные числа. Чем больше итоговая цифра, тем сильнее у вас выражена зависимость от интернет и серьезнее проблемы, вызванные использованием компьютера.

Итоговая цифра в интервале от 0 до 9 - вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование интернета.

Итоговая цифра в интервале от 10 до 19 - вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 20 до 24 - чрезмерное использование интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием интернета

Обработав итоги анкетирования, мы получили след результат.

Итоги анкетирования: Определение степени зависимости.

№ вопроса

Это ко мне не относится

Редко

Часто

Всегда

Ср. знач

Итоги: по стажу работы в Интернете

Стаж

Женщины

Мужчины

1-6 мес.

6 мес. – 1 год

2 года

Мужской

Женский

Социологическое исследование показало, что 54 человекf относятся к группе «обычных пользователей Интернета». Они могут путешествовать по сети сколь угодно долго, т.к. умеют контролировать себя.

А 8 человек уже имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. И если не обращать внимание на эти проблемы сейчас, то в дальнейшем они могут заполнить всю их жизнь.

  1. Заключение

Таким образом, поставленная цель нашей исследовательской работы достигнута. В ходе исследования были выявлены 8 человек интернет – зависимых из 62 человек исследуемых. Гипотеза подтвердилась. Да, Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

Заканчивая эту работу можно сделать следующие выводы:

  1. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета.
  2. Мы считаем, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.
  3. На наш взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.
  4. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.
  1. Рекомендации

Если результаты анкетирования показывают, что привыкание начинает развиваться, то необходимо начинать лечение, пока оно еще возможно на самостоятельном уровне.

Прежде всего, вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.

Необходимо как-то отвлечься. Например, записаться на спортивную секцию, завести домашнее животное, увлечься каким-либо хобби и т.д. И может быть, через некоторое время, вы с радостью обнаружите, что к Интернету теперь подключаетесь только в случае необходимости.

Главное - найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы или работы время именно этому занятию.

Чтобы избавится от интернет – зависимости и предпочесть реальную жизнь виртуальной, мы разработали следующие рекомендации:

1. установить предел времени, которое можно проводить в Интернете;
2. заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете;
3. программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета;
4. установить для себя правило, ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности);
5. ввести, чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью), санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений;
6. налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания;
7. заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим;
8. научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете;
9. обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно;
10. избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддиктивному поведению.

Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости – например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков.

  1. Список используемой литературы
  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  2. Бурова (Лоскутова) В.А. Кибераддикты среди нас // Газета «Известия»,  №2  2001.
  3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  4. Жичкина А. «О возможностях психологических исследований в сети Интернет», статья, 2002г. http://flogiston.ru/
  5. Колчанова Л. «Психологические проблемы интернет-зависимости», статья http://www.imago.spb.ru
  6. Пережогин Л.О. «Интернет-аддикция в подростковой среде», статья. – http://cyberpsy.ru/
  7. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Медиапсихология. М., 2001.
  1. Приложения

Приложение 1.

Доли пользователей Интернета в странах, % от населения

Примечание 1. В зарубежных странах учтены лица в возрасте 16-17 лет и не учтены - не имеющие домашнего телефона
Примечание 2. Данные по зарубежным странам были уточнены на основании Nielsen/NetRatings Global Internet Trends™ Regional Reports, Quarter 3,2001



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!