Что сажают в старшей группе. Огород на окне в детском саду: оформление (идеи)

Огород: планировка, обработка почвы, посев

Выбор места и планировка

Место для огорода выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной сторо-ны постройками, забором или живой изгородью. Ширину грядки следует делать не больше 70см, чтобы дошкольники могли во время заботы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. В средней полосе высота грядок - 15-20см, чтобы они не осыпались, края делаются пологими.

Овощи

По употребляемым в пищу частям овощные культуры делятся на лиственные (капуста, салат), плодо-вые (огурец, помидор, тыква, кабачок, горох, фасоль, кукуруза), корнеплодные (редис, репа, морковь) и луковичные (лук, че-снок).

Для выращивания на участке детского сада следует брать та-кие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части, приятны на вкус и полезны для употребления в сыром виде, интересны для наблюдения. Большинству из указанных выше требований удовлетворяют следующие огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, редис розовый, репа, свекла, огурца, салат, помидоры, капуста (кочанную, цветную, кольраби), тыква и кабачки, морковь, петрушка, патиссоны, щавель, сельдерей, укроп..

Из перечисленных культур для младших групп нужно взять 1-2 культуры, для средней - 2-3, для старшей - 4-6. Овощные растения имеют много сортов. Необходимо брать те, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям.

Для огорода младших групп следует использовать быстрорастущие овощи, и, прежде всего, такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, бобы, редис. Старшие дети могут посеять семена салата, моркови, репы. На огороде средней группы высаживают те же культуры, но при этом желательно иметь по возможности не один, а два сорта (например, салат кочанный и листовой, редис розовый с белыми кончиками и белый). Кроме того, можно выращивать и шпинат . Сравнивая овощи, дети могут находить общие признаки и различия.

На огороде старших групп дается весь набор овощных растений. При этом выращивают овощи, которые размножаются семенами и рассадой. Это несколько видов капусты (кочанная, цветная, кольраби, брюссельская), помидоры, огурцы, кабачки, сажают также тыкву, подсолнечник, несколько лунок картофеля.

Условия, необходимые для произрастания овощей

Чтобы получить хороший урожай овощей, надо создать условия, при которых они наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

Свет - одно из основных условий роста и развития овощ-ных растений. В темноте они голодают и не развиваются, при не-достатке света истощаются, теряют зеленый цвет, желтеют, очень сильно вытягиваются или изгибаются и стелются по земле, обра-зуют уродливые органы и очень снижают урожай. По светолюбивости овощные растения следуют в таком порядке: помидоры - наиболее светолюбивые, затем редис, капуста, лук, свекла, фасоль, морковь, горох.

Необходимо своевременно проводить прополку сорняков, которые не только отбирают у ово-щных растений питание, но и затеняют их. Освещение выращи-ваемых растений обеспечивается также их прореживанием.

Тепло разным овощным растениям необходимо в неодина-ковом количестве. Некоторые из них теплолюбивы, другие холодостойки. К первой группе относятся растения, проис-ходящие из южных областей: огурцы, помидоры, кабачки, тыква, фасоль. Эти растения не переносят заморозков. При температу-ре ниже +10°С их корни перестают всасывать воду с минеральны-ми веществами, а нарушение в питании приводит к остановке роста, пожелтению листьев и гибели. Во вторую группу входят растения из зон с умеренным климатом: капуста, салат, морковь, репа, петрушка, горох, лук. Эти культуры переносят заморозки до -5°С.

Воду растения употребляют в очень большом количестве. Чем крупнее у них листья, тем сильнее они испаряют и, следо-вательно, тем больше требуют влаги. Особенно много ее нужно листовым культурам: капусте в период образования кочана, салату во время нарастания листовой поверхности. У моркови, петрушки, свеклы, лука потребность во влаге повышена в период прорастания семян, поэтому их сеют ранней весной или под зиму, чтобы использовать почвенную воду. Огурцам и помидорам необходимо много почвенной влаги в период от завязывания плода до начала его созревания. Огурцы потребляют большое количество воды, помидоры в ней нуждают-ся меньше. Много влаги нужно луковичным, так как у большинства их корневая система развита слабо. Тыквы благодаря сильному развитию корневой системы извлекают нужное им количество воды даже при небольшой влаж-ности почвы. Эти растения хорошо переносят засуху.

Минеральные соли необходимы для роста всех расте-ний. Овощные, как, впрочем, и все растения, наиболее чувстви-тельны к недостатку азота, фосфора, калия и кальция. В азоте особенно нуждаются листовые овощи, в фосфоре - плодовые, в калии - корнеплодные.

Воздух необходим всем растениям. При дыхании они поглощают из него кислород. Углекислый газ воздуха также потребляется растениями (на построение органических веществ). К надземным органам воздух всегда имеет свободный доступ, к корням же он проникает лишь при условии, если почва не уплотнена и не покрыта коркой, поэтому требуется постоянное рыхление почвы.

Огородный севооборот

При размещении овощных культур на участке необходимо установить севооборот - правильное чередовании растений на определенной площади с учетом их биологи-ческих особенностей.

Выращивание какой-либо культуры на одном и том же месте в течение ряда лет приводит к одностороннему истощению почвы и поражению этого растения болезнями и вредителями; нельзя выращивать на одних и тех же грядках два года подряд растения, относящиеся к одному семейству. Надо размещать культуры так, чтобы каждая из них возвращалась на старое мес-то не ранее чем через 4 года. Так, после капусты, огурцов, кабач-ков и тыквы на занимаемом ими участке сажают помидоры, на третий год - корнеплоды и лук, на четвертый - горох, бобы, фа-соль.

Обработка и удобрение почвы

Хорошая обработка почвы не-обходима не только для сохранения в ней влаги и улучшения до-ступа воздуха к корням растений, но и для уничтожения сорня-ков и вредителей, для создания условий, способствующих лучше-му развитию растений.

Обработку почвы под овощные культуры рекомендуется начи-нать с осени. После уборки урожая очищают гряды от остатков растений и вскапывают лопатой на глубину 18-20 см, не разрых-ляя комков граблями, что способствует накоплению влаги в почве и уничтожению сорняков и вредителей. Ранней весной, как только земля немного просохнет, ее разрыхляют граблями, что-бы не допустить испарения влаги.

Готовность почвы к обработке определяется так: в руке сжи-мают комок земли и бросают его с высоты груди; если при сжи-мании влага не просачивается и при падении комок рассыпается, почву можно считать готовой к обработке. Перекапывают почву на глубину 12-15 см. При этом отрезают лопатой тонкие пласты земли, которые при сбрасывании должны рассыпаться на мел-кие комочки. При этой работе выбирают из почвы камешки, корневища сорняков, личинки насекомых. После вскапывания учас-ток снова разрыхляют граблями, стараясь не распылять почву, - она должна быть мелковатой. Глинистые почвы перед самым посевом перекапывают второй раз. Первое вскапывание прово-дит взрослый, во второй перекопке могут участвовать дети стар-шей группы. Если в почве недостаточно питательных веществ, вносят удобрения.

Подготовка семян к посеву

Для посева надо отбирать самые крупные, полновесные семена с хорошей всхожестью.

Семена холодостойких растений (гороха, моркови, петрушки, свеклы) в течение 3-4 суток до посева мочат, ежедневно меняя воду, чтобы ускорять их прорастание. Перед посевом семена немного просушивают.

Для получения более раннего и высокого урожая семена мор-кови и свеклы яровизируют. Для этого их насыпают в тарелку, смачивают сырой водой и покрывают тряпкой. Тарелку держат несколько дней в теплом помещении, время от времени перемешивая семена. Когда они набухнут, их переносят на ледник; семена моркови держат там 10-15 дней, а свеклы - 7-10 дней (при температуре +1-+2°С).

Семена гороха, фасоли и бобов перед посевом проращивают в тарелке между слоями смоченной бумаги или ваты. Сеять та-кие семена можно только в сырую землю. Борозды, приготовленные для них, обильно поливают.

Посев

Сроки посева семян и высадка рассады различных ра-стений неодинаковы.

Сеют горох, редис, репу, морковь, петрушку в период с 20 апреля по 5 мая; свеклу, лук - с 25 апреля по 5 мая; салат - с 10 апреля по 25 ав-густа. Эти растения холодостойки, выдерживают легкие заморозки, а семена их прорастают при температуре 2-5 0 С тепла.

Семена холодостойких овощных культур (моркови, петрушки, репы, лука, гороха) можно сеять под зиму. Этот посев дает более высокий урожай. Кроме того, ранние всхо-ды этих растений - ценный объект для наблюдений и работы детей весной. Семена высевают с таким расчетом, чтобы они не проросли осенью. При посевах под зиму семена не мочат. Грядки и бороздки для них готовят осенью до замерзания почвы. Бо-роздки с высеянными семенами засыпают перегноем или торфом. Весной, как только покажутся всходы, рыхлят почву и пропалывают сорняки.

Тыква, кабачки, огурцы, фасоль при температуре ниже 10 0 С тепла перестают расти и болеют, поэтому семена их сеют с таким расчетом, чтобы всходы появились после окончания весенних заморозков (конец мая - начало июня).

Глубина заделки семян определяется их величиной, временем посева и влажностью почвы. Чем мельче се-мена, тем меньше должна быть глубина их заделки. Мелкие, но быстро прорастающие семена салата, репы, брюквы заделывают на глубину 1-1,5 см, семена редиса и редьки - на 1,5-2 см.

Проростки средних по величине семян огурцов и свеклы могут пробиться сквозь более толстый слой почвы: их заделывают на глубину 2-3 см. Крупные семена гороха, фасоли, бобов заделывают на глубину 3-5 см. Семена моркови, петрушки, лука из-за медленного прорастания при мелкой заделке не всходят, так как поверхностный слой почвы быстро подсыхает, а при глубокой - всходы не могут пробиться к поверхности почвы и тоже погибают. Поэтому семена их заделывают на глубину 0,5-1 см, а затем засыпают перегноем толщиной до 2 см.

Крупные семена (горох, фасоль) прорастают с глубины 5 см. Чем мельче семена, тем меньше должна быть и глубина их заделки. Глубина посева зависит и от почвы: в глинистую их заделывают на меньшую глубину, чем в песчаную.

Семена моркови и петрушки очень мелкие. Для более редкого равномерного высева их перемешивают с двойным количеством сухого песка. Хорошо примешивать к ним семена салата: они быстро прорастают и указывают направление рядков, чем облегчают рыхление почва и прополку.

Уход за растениями

Овощные растения дают урожай при условии постоянного ухода за ними. Уход за овощными культурами состоит в рыхлении почвы, прореживании, поливке, подкормке растений и прополке сорняков.

Рыхлений почвы проводят 3-4 раза в лето, чтобы не до-пустить роста сорняков и образования корки.

Корку разбивают после каждого обильного полива и дождя. Рыхлят почву вокруг крупных растений мотыгой, вокруг мел-ких - садовой вилкой.

Прореживание корнеплодов производят дважды: первый раз - при появлении настоящих листьев, второй - через 2-3 не-дели.

Поливка бывает более или менее обильной, что зависит от неодинаковых потребностей растений в воде. Однако можно при-нять за правило: если земля, взятая с глубины 5-10 см и сжатая в кулаке, рассыпается при его разжатии, необходима полив-ка. Поливать надо реже, но обильно, чтобы вода доходила до всех корней растения. Поливают обычно вечером, воду льют по-степенно, по нескольку раз возвращаясь на одно и то же место. Лейку держат возможно ближе к поверхности земли.

Подкормку овощных растений производят органическими и минеральными (суперфосфат, селитра, калийная соль, древесная зола) удобрениями. Для минеральной подкормки употребляют специальные сме-си, которые можно приобрести в цветочных магазинах. Производят подкормку после дождя или обильного полива через бороздки глубиной 12 см, которые делают на расстоянии 6-8 см от растений. Удобрение наливают в лейки, с которых снимают ситечки, чтобы избежать его попадания на листья растений.

Прополку сорняков обычно совмещают с прореживанием выращиваемых растений. Но иногда ее приходится делать чаще, так как сорняки, появляясь на грядках, затеняют всходы рас-тений, отнимают у них питание и воду. Пропалывать растения лучше после дождя, так как из влажной почвы сорняки легче всего удалять вместе с корнем.

Борьба с вредителями

Из овощных растений чаще всего стра-дают от насекомых-вредителей крестоцветные. Всходы редиса, капусты и репы часто уничтожает земляная блоха. Для за-щиты растений от этого вредителя влажные листья их посыпают золой или дорожной пылью. Кроме того, сеять редис и репу рекомендуется ранней весной или, наоборот, в начале июня, когда меньше земляных блох, а капусту выращивать рассадой.

Листья капусты сильно повреждают гусеницы бабочки-капустницы. Для борьбы с ними листья капусты необходимо тщательно осматривать, гусениц снимать и класть в ведро, на дне которого вода и небольшое количество керосина.

Свеклу, горох и капусту часто повреждают тли. Для их уничтожения растения опрыскивают раствором мыла (25 г мыла на 1 л воды).

Всходы лука, посеянного семенами, и луковицы повреждают личинки луковой мухи; при этом листья начинают преж-девременно желтеть. Растение, пораженное вредителем, удаляют и уничтожают. Применять ядохимикаты для борьбы с вре-дителями-насекомыми на земельном участке детского сада нельзя.

Овощные культуры, рекомендуемые для выра-щивания

Лук репчатый имеет семена трехгранной формы черного цвета («чернушка»). Всходы при появлении из земли образуют петельку. Первый настоящий лист выходит из отверстия в семядольном листе, а каждый последующий вырастает изнутри предыдущего. Листья зеленые, сочные, трубчатые, покрытые во-сковым налетом. После образования листьев формируется луко-вица - подземный побег, внутри которого мясистые белые листья плотно прижаты друг к другу. Они наполнены питательными веществами. Наружные листья по мере созревания высыхают, ста-новятся кожистыми, приобретают желтый, коричневый, красный или фиолетовый цвет и превращаются в чешуи. Донце луковицы представляет собой видоизмененный стебель: вниз от него отхо-дят маленькие корни, а вверх - мясистые листья.

Для выращивания лука-репки берут севок размером 1,5-2 см. Расстояние между бороздками долж-но быть 15-20 см, а между растениями - 6-10 см. Частой по-ливки лук не требует. Признаком созревания репки и готовности ее к уборке служит полегание и засыхание листьев.

Сахарный горох имеет круглые, очень крупные семена с гладкой или морщинистой поверхностью, белые, желтые или зе-леные. Под их плотной кожурой находятся зародыши, которые состоят из двух мясистых семядолей, корешка и почечки. Из посеянного семени вырастает побег с длинным, тонким, гиб-ким стеблем и перистыми листьями, которые состоят из нескольких пар яйцевидных листочков, оканчивающихся усиком, который закручивается спиралью вокруг опоры. Корень уходит глубоко в землю, поэтому растение переносит засуху. Цветет горох белыми, лиловыми или фиолетово-красными цветками, похожими на мотыльки. Плод - боб, при созревании растрескивается по шву на две створки. Растение нетребовательно к почве и уходу. Всходы появляются в первую не-делю.

Посев могут производить дети всех групп. На растении легко прослеживается процесс развития от семени до семени

Фасоль имеет зеленый или фиолетовый стебель с шершавой поверхностью, во время роста он винтообразно обвивает опору. Первая пара листьев имеет сердцевидную форму, осталь-ные - тройчатые, опушенные, окрашенные в зеленый, желто-зе-леный и фиолетовый цвет. Стержневой корень дает длинные бо-ковые ответвления. Цветки, как и у гороха, похожи на мотыльков. Плод - боб. Семена очень крупные, различной формы (почковидной, шаровидной и яйцевидной); на их вогнутой стороне хо-рошо виден рубчик - место прикрепления к плоду; строение та-кое же, как и у семян гороха. Фасоль растет на различных почвах, но особенно хорошо удается на песчаных и супесчаных. Всходы появляются на 10-11-й день после посева.

Растение могут выращивать дети всех групп.

Редис сначала образует прикорневую розетку листьев, а за-тем выбрасывает цветоносный побег, на котором созревают струч-ки - плоды с крупными семенами. Посеянные семена всходят на 3-5-й день. Созревшие корнеплоды убирают через месяц после посева, до выгонки цветоносного побега, с появлением которого они истощаются и как пищевой продукт теряют свою ценность. Корнеплоды у среднеспелых сортов круглые (розовые с белым кончиком), у поздних - длинные белые («ледяная сосулька»).

Редис хорошо растет на рыхлой некислой почве. Его могут выращивать дети средних и старших групп.

Огурцы имеют сочный ползучий стебель в виде плети. Семядольные листья овальной формы с ровными краями; первый настоящий лист округлый, последующие - сердцевидные, с пятью лопастями и зазубренными краями. В пазухах листьев образуются усики, которые закручиваются спиралью. Стебель и листья покрыты тонкими волосками. Ранние сорта огурцов цветут через 30-40 дней после посева, поздние - через 60-70 дней. Цветки желтые, с пятью лепестка; форма и окраска плода меняются с ростом. Семена удлинено-овальные, с белой кожурой. Собирают огурцы-зеленцы регулярно через 1-3 дня, отрывая от стебля надавливанием большого пальца на плодоножку. Плоды, достигшие 8-12 дней, истощают растения и снижают его урожай.

Тыква и кабачки. Крупноплодная тыква имеет длинные стелющиеся плети; для выращивания плодов требуется 120 дней. У кабачков короткие плети, плоды развиваются 50-60 дней.

Свёкла столовая на первом году образует утолщение темно-красного цвета. Верхняя часть утолщения свеклы стеблевого происхождения, на ней образуется листовая розетка. Растение нетребовательно к почве и уходу, убирают его до заморозков в сухую погоду.

Морковь и петрушка в первый год развивают корнеплод и прикорневую розетку листьев. У моркови корнеплод оранжевого цвета. Петрушка корневая имеет утолщенный корнеплод; листовой корень тонкий, ветви-стый; листья гладкие, рассеченные или гофрированные.

Капуста белокочанная в первый год жизни дает при-корневые листья с верхушечной почкой, из которой образуется кочан. Он состоит из короткого утолщенного стебля (кочерыги) и множества прижатых к нему больших, гладких, без опушения листьев. Они испаряют много влаги, поэтому растение требует боль-шого количества воды в почве. Капусту убирают, когда кочан станет твердым.

Капуста интересна как растение, выращиваемое из рассады, Выращивание капусты можно поручить детям старшей группы

Репа в первый год образует листья и корнеплод с вогнуто-стью в нижней части, окраска его желтая или белая. Всходы появляются через 8-10 дней после посева, имеют гу-стое опушение, легко переносят заморозки. Репе необходимо мно-го света и при затенении образование корнеплода задерживает-ся. Растение плохо растет на почвах песчаных и с высокой кислотностью; при недостатке влаги всходы гибнут от вредителя - земляной блохи. Репа быстро созревает, употребляют ее чаще в сыром виде.

Сеять репу могут дети только старшей группы (так как семена ее очень мелкие).

Салат имеет нежные и сочные листья; растут быстро. Растение снимают пос-ле образования 5-6 листьев. Семена очень мелкие, круглые. Посев семян можно заменить высадкой рассады с 4-5 листочками. Выращивать салат могут дети старших групп.

Помидоры (томаты) имеют стебель твердый, стоячий или тонкий стелющийся. Форма листьев меняется с ростом, появля-ется все большая рассеченность листовой пластинки. Растение покрыто волосками, выделяющими жидкость с особым запахом. Цветки желтые. Плоды мясистые, с тонкой кожицей, по форме - продол-говатые, овальные, грушевидные или круглые, с гладкой или реб-ристой поверхностью, по цвету - красные, розовые, оранже-вые, бледно-желтые. Содержат много витаминов. Убирают пло-ды по мере их созревания. При съеме резко срывать плоды не рекомендуется, лучше их аккуратно поворачивать, пока не отде-лятся от плодоножки. Семена желтовато-серого цвета, округ-лые, опушенные.

Помидор - лучший объект для выращивания рассады с де-тьми старшей группы. Может служить для на-блюдения за ростом листьев, за изменением величины и окрас-ки плодов.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям.

Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей

Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ – это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию “экологических пространств”, их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о “братьях меньших” - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними. Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Педагоги, которые всё делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, чёрствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

“Экологическое пространство” - это небольшая территория, занятое объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. Наиболее традиционными “экологическими пространствами” как формами организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы, комнаты природы, зимний сад. На участке детского сада так же создаётся развивающая экологическая среда.

Традиционно на территории детского сада создаётся огород. Его наличие способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, “живое” общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.

Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования.

Совместная организационно-хозяйственная, трудовая деятельность на огороде детского сада, выращивание растений могут принимать различные формы и проходить с разной степенью включённости и участия как взрослых, так и детей. Дошкольники могут стать участниками этой деятельности тремя способами:

  • Через рассказ воспитателя о разных делах и событиях в ДОУ;
  • Через наблюдение деятельности взрослых;
  • Посредством своего практического участия.

Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.

Настоящий, красивый и добротный огород появился в нашем ДОУ совсем недавно, в 2000 году. Во время ремонта детского сада произошла перепланировка не только здания, но и земельного участка: были выкорчеваны старые и засохшие деревья и кустарники, а их место заняли цветники, лесная зона, огород и, конечно же, облагороженные групповые участки. Огород оказался на самом видном месте. Мимо него проходят все дети, родители, сотрудники и гости детского сада. И, конечно же, мы уделяли огороду много внимания. Дети всех возрастных групп принимали посильное участие в работах на огороде. Даже самые маленькие, которым не исполнилось и трёх лет, с удовольствием наблюдали за трудом старших детей. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т.д.

Чтобы обеспечить методическое сопровождение данной работы, я разработала методические рекомендации по работе с детьми на огороде “Огородный подрастай”, разработала и представила на Педагогический совет Положение о природном участке нашего детского сада (приложение №1) , составила расписание деятельности на внегрупповых площадках (приложение №2) , в том числе и на огороде. А сложную и ответственную работу с детьми наш коллектив поручил медсестре нашего детского сада Беликовой Валентине Николаевне. Это грамотный специалист, энтузиаст своего дела, опытная огородница. У Валентины Николаевны замечательный контакт с детьми. Она легко объясняет им сложные вещи. Ей в помощь разработала календарь работы с детьми на огороде (приложение №3) , а также расписание содержание деятельности по всем возрастным группам (приложение №4) .

Под руководством Беликовой В.Н. и воспитателей на нашем огороде дети вырастили богатый урожай. Традиционно в середине сентября мы проводим в детском саду осеннюю ярмарку. В гости к детям приходят скоморохи, пугало огородное, сороки да вороны. Дети рассказывают им о своём урожае, нахваливают его. А потом… предлагают своим родителям купить плоды своего труда. Цену никто не устанавливает сколько дадут – тому и рады. А на вырученные деньги в группы покупаются игрушки, книги и видеокассеты с русскими сказками.

К ярмарке мы всегда готовим выставку поделок из овощей “Природные дары для потехи и игры”. Эти небольшие сувениры, хранящие тепло детских рук, мы вручаем представителям клуба ветеранов “Чайка-2”, с которыми наш детский сад дружит уже много лет.

Вот уже второй год мы присоединяемся к участию в городской акции “Передай добро по кругу”, которую проводит Центр социальной зашиты населения города. Приглашаем на нашу ярмарку его представителя, и после весёлого праздника передаём урожай, выращенный детьми, их родителями, бабушками и дедушками, которых мы тоже приглашаем к участию в акции.

Надеемся, что добро и милосердие, которое мы передали по кругу, останется в сердцах и душах наших ребят, а представленный материал заинтересует воспитателй других детских садов.

Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду.

Для чего нужен огород в детском саду

Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями.

Кроме этого, огород в детском саду и посильный труд детей на его территории оказывают влияние на формирование элементарных экологических представлений у дошкольников.

Огород в детском саду – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

Огород в детском саду: правила организации

Для того, чтобы создать огород в детском саду, необходимо определить на территории детского сада место, которое бы находилось на освещённом пространстве. Огород в детском саду имеет свои особенности планировки.

На размер огорода в детском саду влияют местные условия расположения детского сада. Но, желательно, чтобы на каждого ребёнка приходилось не менее 0,5 м² огорода.

Для того чтобы ребятам было удобнее доставать рукой до середины грядки, не следует делать ширину грядки более чем шестьдесят сантиметров. Длина одной грядки приблизительно около трёх метров.

Чтобы при поливе вода не стекала с грядки, можно сделать деревянный каркас. Между грядками оставляют расстояние шириной пятьдесят сантиметров — чтобы дети имели возможность свободно проходить между ними, не повреждая посадки.

Огород в детском саду должен иметь и главную дорожку шириной не менее одного метра, благодаря которой дети смогут пройти к грядкам, а воспитатель сможет провести организованную образовательную деятельность и наблюдения.

Обязательно наличие стола и скамейки. Там дети смогут отдыхать после выполнения трудовых поручений, наблюдать за растениями и заниматься совместной деятельностью с воспитателем.

Что сажать на огороде в детском саду

Общий огород в детском саду можно организовать для детей средних, старших и подготовительных групп. На общих грядках можно посадить большее число огородных растений.

То есть, например, если дети средней группы посадят горох, то наблюдать за его ростом смогут дети и старшей, и подготовительной группы тоже. Значит, детям старшего возраста нет необходимости высаживать горох повторно.

Младшим дошкольникам, для которых характерна неустойчивость внимания, целесообразнее иметь грядки в непосредственной близости от игровой площадки. Таким образом, малыши могут в любой момент понаблюдать за растениями на своём огороде или выполнить поручение воспитателя (полить горох, сорвать лук и другое).

  • В младшей группе для посадки выбираем семена быстрорастущих и раносозревающих культур, которые можно употреблять в пищу в весенний и летний сезоны. Основное требование к посадочному материалу: семена и луковицы должны быть крупного размера. На своём огороде малыши самостоятельно высаживают лук, горох, бобы, фасоль, кабачки. Мелкие семена редиса, моркови, укропа, репы, салата для малышей могут посеять старшие дети или воспитатель.
  • В средней группе выращиваем уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
  • берём для выращивания на огороде такие овощные культуры, как зеленые (укроп, салат, щавель и другие), луковые (лук-батун, чеснок, лук репчатый), капустные (капуста белокочанная, краснокочанная), плодовые (огурец, томат, перец), корнеплоды (морковь, редис, свёкла) и клубнеплоды (картофель), бобовые (горох, фасоль), хлебные злаки.

Перед посевом семена обязательно проверяем на всхожесть.

Варианты посадки семян различны. Можно воткнуть палочки в те места, куда надо положить семена (горох, бобы) и дети по показу воспитателя убирают палочку и кладут в ямку семя. Для посадки лука можно на грядке сделать ровные бороздки.

Огород в детском саду предполагает наличие садового инвентаря. Инвентарь должен быть безопасным в использовании, настоящим, но соответствовать возрасту и росту детей. Для работы на огороде пользуемся лопатками, совками, вёдрами, лейками, граблями. После окончания работы садовый инвентарь очищаем от земли и просушиваем.

Занятия в детском саду на огороде

  • В младшей группе детей привлекаем к посадке луковиц и крупных семян, поливу грядок, сбору урожая.
  • В средней группе в добавление к вышесказанному учим пользоваться граблями, рыхлить землю в междурядьях.
  • В старшей и подготовительной группах дети самостоятельно перекапывают грядки, пропалывают сорняки.

Труд детей на огороде организуем в следующих формах: индивидуальные поручения – преимущественно в младших группах, коллективный труд и дежурства. Дежурство на огороде для ухода за растениями вводим в подготовительной группе. Дежурные осуществляют повседневный уход за растениями на огороде: поливку, прополку, сбор вредителей. Если работы много, то привлекается вся группа. Свежую зелень, выращенную на своём огороде, дежурные относят на кухню для приготовления детской пищи.

Таким образом, при грамотном руководстве со стороны воспитателя, огород в детском саду оказывает огромное влияние на гармоничное развитие детей. И, самое главное достижение детского труда – сбор урожая.

Как правило, подводя итоги работы на огороде, в детском саду проводятся такие мероприятия как, развлечение «Праздник урожая», выставка «Что нам осень принесла» и другое.

Муниципальное автономное образовательное учереждение

«Памятнинская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение детский сад «Солнышко»

Выполнил: воспитатель средней группы

Бердник Оксана Владимировна

Тип проекта:

    По методу – познавательно – исследовательский;

    По содержанию – ребенок и природа;

    По характеру контактов – открытый, в ДОУ и за его пределами;

    По количеству участников – групповой, дети с 3-5 лет, их родители, воспитатели;

    По продолжительности – долгосрочный, 3 месяца с июня по август.

Актуальность темы проекта:

Влияние окружающего мира на развитие ребенка очень огромно. Знакомство с бесконечными постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.

Ознакомление с ростом и развитием в нашем регионе можно осуществить только в летний период с июня по август, выращивание на территорий детского сада различные культуры из семян петрушки, салата, моркови, редиса; рассады моркови, огурца, помидора, перца, капусты.

Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучает к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы. Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана! Все это стало основой разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Мини-огорода».

Цель проекта: Формирование у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков через вовлечение в практическую деятельность, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы.

Задачи:

    Закреплять представление об общих признаках растений (корень, стебель, листья, цветы, семена) и о потребностях растения во влаге, тепле, свете для их роста.

    Способствовать развитию эстетического восприятия природы.

    Формировать познавательный интерес в процессе изучения особенностей роста растений на учебно-опытном участке. Расширить знания детей о культурных растениях.

    Продолжать знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (помидор, огурцов, редиса, моркови, салата, петрушки, капусты, перца)

    Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в открытом грунте

    Развивать чувство ответственности за полив, взрыхление, прополка сорняков

    Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке

    Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам

Возможные риски проекта: Посадка рассады огородных культур возможна в середине июня, гибель высаженной рассады вследствие частых холодных ветров и дождливого холодного лета, нехватка теплого периода созревания.

Прогнозируемый результат:

    Способы оценки успешности проекта: наблюдения, беседы, опыты;

    Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивания растений;

    Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества;

    Формирование у детей уважительного отношения к труду;

    Получить урожай томатов, огурцов, листьев салата и петрушки, редиса, капусты, моркови выращенных амимии дошкольниками;

Вся работа над проектом состоит из трех этапов:

1 этап – Организационно - проектировочный: определение идей мини огорода на участке, подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений (с 1 по 5 июня) – 1 неделя

2 этап - Реализация проекта: высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение, проведение с воспитанниками исследовательской деятельности, сбор фотоматериалов (с 8 июня по 14 августа) – 2 – 10 неделю проекта.

3 этап – Анализ результативности проекта, фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растет» (с 17 – 28 августа) – 11-12 неделя.

Основная работа

С 1 июня воспитатель средней группы Бердник О.В. с детьми начали работу над проектом мини огород на участке детского сада. Оценили температурный и световой режим, познакомились с особенностями ухода и выращивания растений, выбрали семена петрушки, салата, редиса, моркови. Так же в помощи реализации проекта помогли родители с рассадой овощных культур таких как томат, огурец, капуста, перец, так же для сравнения родители принесли прореженную морковь.

8 -10 июня перекопали выделенную территорию для мини огорода принесли чернозем, огородили наш огород, 11 июня посадили семена моркови, петрушки, салата, редиса.

16 июня - высадили в открытый грунт рассаду помидора, капусты, огурца.

18 июня – посадили принесенную родителями прореженную дома морковь.

19 июня выставили таблички с рисунками овощных культур для обозначения, где посадили. Организовывали ежедневный полив.

22 июня – стали прореживаться редис и салата. Принесенные корешки моркови и петрушки прижились хорошо.

На нашем мини огороде появились сорняки дети с воспитателем организовали прополку.

25 июня – прорезалась петрушка, а семена моркови у нас не взошли.

В июле месяце начались дожди дети меньше стали поливать, так как было сыро.

Дети каждый день наблюдали, как растет наш мини огород.

20 июля - сорвали первый огурчик, дети были очень рады выращенному урожаю.

Дети продолжали наблюдение за огородными растениями прополкой и поливом.

За все время проекта соблюдали фотоматериалы для фото выставки.

В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:

    Дети познакомились с культурными огородными растениями.

    У детей сформировался интерес к опытно исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.

    В результате практической деятельности и опытно - исследовательской деятельности дети получили представление о необходимых условиях для роста растений.

    Дети увидели многообразие посевного материала.

    Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

    На прогулочном участке создан мини огород.

    Дети стали более уважительно относиться к труду.

Таким образом, данный проект, способствовал тому, что уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познаний растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.

Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно - исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.

Используемая литература:

    Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»

    Иванова А.И. «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

    Масленникова Е.А, Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»

    Мереньянова О.Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»

    Николаева С.Н. «Юный эколог»

    Рыжова Н.А. «Экологическое развитие детей в детском саду»

    Сигимова М.Н. «Воспитание экологической культуры ребенка»

Приложение

Посадка капусты


Посадка помидора





посадка рассады моркови

Наш мини огород

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №10 «Ивушка» г.Ессентуки

Проект «Наш огород»

совместной работы педагогов, родителей и детей подготовительной группы компенсирующей направленности

№7 «Радуга» МБДОУ детского сада № 10 « Ивушка»

10.02.2017 год

Подготовила:

Помазанова И.А.

воспитатель

группы компенсирующей

направленности №7 «Радуга

Проект для детей

старшего дошкольного возраста:

«Наш огород» в детском саду

Цель проекта: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта:
1.Расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях.
2.Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, горох, огурцы, цветы);
3.Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4.Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
5.Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
6.Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
7.Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
8.Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
9.Развивать познавательные и творческие способности.
Тип проекта: краткосрочный,
Срок реализации: 3 недели.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Вид проекта: исследовательско – творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Материально – технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
подбор методической и художественной литературы;
подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
дидактические игры;
подбор мультфильмов;
выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Необходимые условия для реализации проекта:
заинтересованность родителей и детей;
методические разработки.
Актуальность проекта: Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;
словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки, инсценировки;
практические: наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
наглядные: показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий, использование кукольного театра (теневого, настольного, театра)

Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.
Что нужно сделать, чтобы семена выросли.
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.

Задачи по работе с родителями:
Повысить компетентность родителей по теме проектной недели;
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Предполагаемый результат:
1.Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
2.С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3.С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4.У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
5.Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6.Создание в группе огорода на подоконнике.
7.Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8.Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности
Задачи:
Определить актуальные знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы 1 этапа:
сбор информации, материалов по теме;
организация предметно- развивающей среды
разработка цикла наблюдений, занятий;
беседы;
2 этап – практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Задачи:
закрепить знания детей о растениях, которые можно вырастить на подоконнике;
развивать выразительность речи, моторику рук;
формировать представление о том, как растения изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
воспитывать желание ухаживать за растениями;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы 2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
Формы работы с детьми
реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля- овощей лучшие друзья»;
Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и луке;
Чтение художественной литературы: Джанни Родари «Чипполино»
Песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры "Овощи и фрукты»,«Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощной суп».
Лепка на тему: «Лучок»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья»«Огород», «Мы помощники».
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные наблюдения за всходами: лука, гороха, огурцов, цветов.
Театрализованная деятельность: « Репка», «Сказка о том, как овощи посорились»
Конструирование: «Теплица для овощей».
Формы работы с родителями:
1.Беседа с родителями «Наш огород».
2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала для огорода на окне.
3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох и лук для оформления альбома.
4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
Задачи:
развивать творческие способности;
воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности;
закрепить знания о культурных растениях, умение их различать.

В ходе реализации проекта «Наш огород» предполагаемые результаты были достигнуты:
мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов;
собрали богатый материал по темам «Культурные растения», изготовили дидактические игры «Собери картинку», «Третий лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
пополнили словарный запас детей;
на протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
дети стали различать и уверенно называть овощи и фрукты, их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в социальном воспитании детей группы.
Трансляция проекта: Изготовление совместно с детьми журнала наблюдений, который доступен для просмотра педагогам детям и родителям.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать проект «Веселая клумба» и «Огород на участке»

Чтобы огород рос, нужно ухаживать, чем мы и занимаемся.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!