// 37 Comments
Все, кто только начинает изучать английский язык, испытывают трудности с употреблением глагола «do », особенно когда в одном предложении используются сразу две его формы: do или does и doing , или дважды do , например:
- Does doing sums take much time? – решение примеров занимает много времени?
- Does this do him credit? – Это делает ему чести?
- What do you do at your work? – Что вы делаете на работе?
Должно быть, вы уже знакомы с элементарной грамматикой английского языка и наверное, читали, что глагол do может выполнять функцию как смыслового, так и вспомогательного глагола, а его формы, — это do, does, did, (have) done, doing.
Смысловой глагол do
Google shortcode
В качестве смыслового глагола «do » означает «выполнять какое-то действие ».
What will you do after you finish school? – что ты будешь делать после окончания школы? (смысловой глагол)
My brother does a lot of various jobs. — Мой брат выполняет много разных работ (смысловой глагол)
She did some housework in the morning — она выполнила немного работы по хозяйству утром (смысловой глагол)
Вспомогательный глагол do
В качестве вспомогательного глагола «do » используется, чтобы грамматически правильно построить вопросительное предложение в настоящем и прошедшем неопределенном времени ( и ):
Do you meet your cousin John? – ты видишься со своим кузеном Джоном? (do – вспомогательный глагол, а meet – смысловой)
Does your wife know where you keep documents?- твоя жена знает, где ты хранишь документы (does – вспомогательный глагол, а know смысловой)
Didn’t he see you yesterday? – разве он не видел тебя вчера? (did – вспомогательный, see смысловой)
«Do» используется как для образования отрицательного утверждения, так и для опровержения отрицательного утверждения, например:
— I don’t suppose you feel offended. – я и не предполагал, что ты обижаешься (отрицательное утверждение)
— But I do feel (negative statement) – но все же я обижен (опровержение)
— I didn’t think Tom would pay your debt – я не думал, что Том вернет твой долг (отрицательное утверждение)
— But he did pay — но он все же вернул (опровержение)
«Do» используется, если нужно подчеркнуть, сделать ударение на чем-либо:
I do love flowers! – я так люблю цветы!
Tom certainly does love music! – Том определенно любит музыку!
Doing
Форма «doing » может сочетаться со вспомогательным глаголом для образования продолженных времен:
I am doing some work – я работаю
He will be doing his homework – он будет делать домашнее задание
I was doing sewing – я шила.
Но в некоторых случаях форма doing является не частью глагола, а отглагольным существительным ():
Does doing a tattoo hurt? – в данном случае смысловой глагол – это «hurt» , а вспомогательный — “does ”. Что касается фразы “doing a tattoo ”, то это подлежащее, и перевести можно следующим образом: Причиняет ли боль процесс набивки тату ?
В некоторых случаях глагол «do » нельзя заменить на другой, например, “What shall I do? ”, но во многих других случаях его можно заменить на более специфичный, например, “She is doing the dishes ” можно заменить на “She is washing the dishes .”
Вот несколько общеупотребительных выражений, в которых «do» является смысловым глаголом, их нужно запомнить:
В этой статье мы рассмотрим правила их употребления и частые ошибки.
Два важных момента о глаголе To Do
Если вы не знаете, что такое «глагол to do», сначала прочитайте статью . Но даже если вы знакомы с темой, два момента стоит напомнить.
1. Разница между Do, Does, Don’t Doesn’t
Прежде всего, проясним, что do, does, don’t doesn’t – это все формы глагола to do.
- Do, does – утвердительные формы.
- Do not, does not – отрицательные формы.
- Don’t, doesn’t – это сокращенно от do not, does not.
2. Глагол to do как вспомогательный или смысловой
Напомню также, что глагол to do используется как вспомогательный или смысловой.
- Вспомогательный глагол to do нужен для построения разных грамматических конструкций. В первую очередь, отрицаний и вопросов:
Do I like jazz? – Мне нравится джаз?
I don’t like jazz. – Мне не нравится джаз.
- Смысловой глагол to do используется в значении «делать, заниматься, выполнять» либо (реже) для усиления смысла другого глагола – в переводе в этом случае добавляют слова вроде «действительно»:
I do my homework in the evenings. – Я делаю домашнюю работу по вечерам.
I do like jazz. – Мне действительно нравится джаз.
Перейдем теперь к формам do и does.
Do или Does? – правило из трех пунктов
- Does употребляется с местоимениями в единственном числе третьего лица he, she, it , например:
He does the laundry on Sundays. – Он занимается стиркой по воскресеньям.
She does not like watermelons. – Ей не нравятся арбузы.
It does matter. – Это действительно имеет значение.
Margaret does morning exercises every day. – Маргарет делает зарядку каждый день.
A postman doesn’t ring twice. – Почтальон не звонит дважды.
- Do употребляется со всеми прочими местоимениями в единственном и множественном числе, а также со словами, которые можно заменить этими существительными.
I do the dishes, you do the laundry. – Я мою посуду, ты стираешь.
We don’t have any books on economics. – У нас нет книг по экономике.
The players don’t look like they are going to give up. – Игроки не выглядят так, будто собираются сдаться.
Частые ошибки в употреблении Do, Does
Рассмотрим несколько частых ошибок в употреблении Does и Do.
1. Does в прошедшем времени
Does – это форма глагола to do в настоящем времени, она никогда не используется в прошедшем времени. Начинающие иногда по ошибке строят конструкции вроде этой:
He did not does the test. – Он не проходил тест.
Срабатывает реакция: есть местоимение he (she, it) = нужно does. На самом деле, прошедшего времени это, разумеется, не касается. Правильно будет так:
He did not do the test.
2. Does в будущем времени
То же самое касается и будущего времени. В будущем времени глагол to do принимает форму will do . Форма does в будущем времени не нужна.
- Правильно:
He will do a hat-trick. – Он сделает хет-трик.
- Неправильно:
He will does a hat-trick.
3. Do, Does после имен людей, названий мест
Как и с глаголом , в учебниках часто приводят примеры, когда после имен людей используется does , что логично, т. к. если речь идет о человеке в третьем лице единственном числе, то действительно нужен does :
John doesn’t like jazz. – Джону не нравится джаз.
Julia does a lot of work. – Джулия выполняет много работы.
Но может возникнуть привычка, что «имя в предложении» = does. Это неверно. Если подлежащее выражено именем или именами во множественном числе, используется do :
John and Julia don’t like jazz. – Джону и Джулии не нравится джаз.
The Peters don’t move anywhere this year. – Питерсы (семья Питерсов) никуда не переезжают в этом году.
То же касается других имен собственных.
Moscow doesn’t believe in tears. – Москва слезам не верит.
Здесь нужен does , потому что “Moscow” – это существительное в единственном числе и в третьем лице.
The Unites States don’t believe in tears. – Соединенные Штаты слезам не верят.
Здесь do , потому что «The United States» – это хоть и третье лицо, но множественное число.
4. Does после существительных типа “people”
Некоторые существительные имеют значение , хоть и выглядят, как существительные в единственном числе (не имеют характерных окончаний). В этом случае нужно руководствоваться смыслом слова, а не формой.
К примеру, слово people может значить 1) люди, группа лиц, 2) народ. В первом случае – множественное число, во втором единственное.
Соответственно:
Many people don’t have pets. – У многих людей нет домашних животных.
My people doesn’t like strangers. – Мой народ не любит чужаков.
В первом случае do , потому что «people» используется как существительное во множественном числе, во втором does , потому что «people» в значении единственного числа.
5. Does, Do в отрицаниях и вопросах
В отрицательных и вопросительных предложениях часто получается так, что глагол to do используется дважды: как вспомогательный (для построения конструкции) и как смысловой (в значении «делать»). В этом случае форму does может принимать только ОДИН глагол to do – вспомогательный.
Которая обозначает действие или состояние. В зависимости от того, какое значение имеет глагол и имеет ли вообще, а также какую роль выполняет в предложении, все глаголы английского языка можно разделить на три группы: смысловые глаголы (notional verbs ), служебные (semi-auxiliary verbs ) и (auxiliary verbs ). У смысловых глаголов есть значение, а в предложении они являются простым глагольным сказуемым. Служебные глаголы лексического значения лишены, а в предложении употребляются лишь как часть составного именного или глагольного сказуемого. Более подробно мы поговорим о вспомогательных глаголах в английском языке.
Какие бывают вспомогательные глаголы в английском языке?
У вспомогательных глаголов в английском языке нет никакого лексического значения. Эти глаголы используются лишь совместно со смысловыми глаголами для создания составных (аналитических) форм.
Вот самые распространенные глаголы
:
- to be (am , are , is , was , were , been );
- to do (do , does , did );
- to have (have , has , had );
- shall (should );
- will (would ).
Глагол to be в определенных формах используется для образования простого настоящего ( ) и прошедшего времен ( ). Выбор формы этого глагола в указанных временах зависит от числа и лица подлежащего. Am – для 1 лица, ед. числа; are – для 1 лица мн. числа, 2 лица ед. и мн. числа, 3 лица мн. числа; is – для третьего лица ед. числа. В прошедшем времени was используется для единственного числа, а were – для множественного. Он является частью составного сказуемого в настоящем, прошедшем и будущем длительном времени ( / / ). Примеры:
She is at the hospital now. – Сейчас она в больнице.
We were next to your house yesterday. – Вчера мы были рядом с твоим домом.
I am working at the moment. – В данный момент я работаю.
Такой вспомогательный глагол в английском языке, как to do имеет три формы: do /does /did . Форма does используется с третьим лицом единственным числом, в остальных случаях выбираем do . Это касается простого настоящего времени – Present Simple . В простом прошедшем времени – Past Simple – используем только глагол did . Этот вспомогательный глагол нужен для образования вопросительных и отрицательных предложений в перечисленных временах. Примеры:
She doesn"t do her work thoroughly. – Она не выполняет свою работу тщательно.
You did not find a way out. – Ты не нашел выход.
He does not feel good. – Он чувствует себя плохо.
Вспомогательный глагол to have обладает тремя формами: have , has , had . Этот глагол используется для образования составных форм настоящего, прошедшего и будущего совершенных времен ( / / ) и таких же совершенных длительных времен в английском языке ( / / ). Форма have нужна для всех лиц и чисел, кроме третьего лица единственного числа. В этом случае применяем форму has . Это все в настоящем времени. В прошедшем – форма had для всех подлежащих. Примеры:
He has just written the letter. – Он только что написал письмо.
We had finished building this house when they came. – К их приходу мы уже закончили строить дом.
Вспомогательные глаголы в английском языке, а именно shall и will , нужны для образования . Речь идет о простом, длительном, совершенном, совершенном длительном временах ( , Future Continuous , Future Perfect , Future Perfect Continuous ). В настоящее время вспомогательный глагол shall практически не употребляется, а ранее он использовался с местоимениями 1-го лица как единственного, так и множественного числа. Формы should / would нужны в предложениях, соблюдающих правила . Примеры:
My father will come in two days. – Мой отец приедет через два дня.
We shall be cooking tomorrow. - Завтра мы будем готовить.
A friend of mine told me he would read this book at the weekends. – Мой друг сказал, что будет читать эту книгу на выходных.
Вспомогательные глаголы в английском языке не многочисленны, но знать их нужно обязательно, так как от них зависит образование и употребление времен этого языка.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
У каждого из нас возникают определенные трудности с их спряжением. На всякий случай напомню, что спряжение — это изменение глагола по лицам, числам и временам. Мы, не задумываясь, спрягаем русские глаголы.
Например, глагол «видеть»
Я виж у | Мы вид им |
Ты вид ишь | Вы вид ите |
Он вид ит | Они вид ят |
Нас совсем не смущает, что в первом лице (я), корневая гласная меняется с д на ж. Мы к этому привыкли, также нам надо привыкнуть и к некоторым особенностям спряжения английских глаголов.
В этой статье мы поговорим о глаголе to do (делать, выполнять действие).
Как вы уже догадались, do и does — формы глагола to do .
Правило очень простое:
в 1 лице единственного и множественного числа (я, мы), а также во втором и третьем лице множественного числа (вы, они) → DO
в третьем лице единственного числа (она/он/оно) → DOES
Более наглядно спряжение глагола to do представлено в таблице.
I | DO | He | DOES |
We | She | ||
You | It | ||
They |
Рассмотрим несколько предложений с глаголом do:
I do teaching for a living. (Я зарабатываю на жизнь преподаванием.)
We do our job with pleasure. (Мы с удовольствием выполняем свою работу.)
You do the same thing every week. Why? (Ты делаешь одно и то же каждую неделю. Зачем?)
They do a lot of different things in their free time. (Они делают много разных вещей в свободное время.)
И предложения с глаголом does:
He does exercises every morning. (Он делает зарядку каждое утро.)
She does her shopping every Wednesday. (Она делает покупки каждую среду.)
О глаголе to do мы знаем, что он:
- Чаще всех других употребляется;
- Может быть основным (его еще называют главным или полнозначным) и вспомогательным.
В качестве основного глагола глагол do / does используется в своем главном лексическом значении – «делать, поступать, выполнять, играть, осуществлять».
Рассмотрим предложение: «I like to do homework every day, but I do not like to clean teeth».
Переведем его: «Я люблю делать уроки каждый день, но я не люблю чистить зубы».
В первой части предложения глагол do выступает в роли основного (полнозначного) глагола и, соответственно, переводится. Далее глагол dо — вспомогательный и не переводится. Спрягается во всех временах и залогах.
Формы глагола to do в группах времен разные. Например, во всех временах группы Present он имеет формы do / does, группы Past – did, группы Perfect — have / had done (has / had done). Также есть еще более сложные времена, которые сочетают в себе признаки времен всех групп, поэтому возникают существенные затруднения по их определению.
Употребление глагола to do в английской категории времени
Всякий, изучающий английский язык, знает, как многообразны и трудны для запоминания случаи употребления глагола to do в английских временах. В этом случае помогают таблицы английских времен.
Таблица времен для глагола to do
ACTIVE (действительный залог) | ||||
Infinitive: to do |
Simple (Indefinite) | Continious (Progressive) | Perfect | Perfect Continious (Perfect Progressive) |
Present
(настоящее) |
He does. | He is doing. | He has done. | He has been doing. |
Past (прошлое) |
He did. | He was doing. | He had done. | He had been doing. |
Future
(будущее) |
He will do. | He will be doing. | He will have done. | He will have been doing. |
Future in the Past | He would do. | He would be doing. | He would have done. | He would have been doing. |
PASSIVE (страдательный залог) | ||||
Infinitive:
to be done |
Simple Passive
(Indefinite Passive) |
Continious Passive
(Progressive Passive) |
Perfect Passive | Perfect Continious Passive
(Perfect Progressive Passive) |
Present
(настоящее) |
It is done. | It is being done. | It has been done. | (It has been being done.) |
Past
(прошлое) |
It was done. | It was being done. | It had been done. | (It had been being done.) |
Future
(будущее) |
It will be done. | (It will be being done.) | It will have been done. | (It will have been being done.) |
Future in the Past | It would be done. | (It would be being done.) | It would have been done. | (It would have been being done.) |
Сегодня существует достаточно много модификаций таблиц английских времен: в одних расписано подробно, в других применены схемы, алгоритмы с использованием условных обозначений. Таблицы рассчитаны также на пользователей, имеющих разный уровень владения английским языком.
Вот некоторые из них:
Так как же запомнить способы образования всех английских времен?
- Самый первый совет – выучить наизусть!
- Внимательно относиться к переводу каждого слова;
- Логически размышлять, устанавливая лексико-грамматические и семантические связи в предложении;
- Четко разбираться во всех вспомогательных глаголах;
- Знать особенности , отличительные семантические и грамматические характеристики каждой из временных групп;
- Хорошо ориентироваться в таблице нерегулярных английских глаголов (это поможет легко определять времена всех групп)
- Всегда иметь на занятиях английским языком перед глазами данную или подобную таблицу и уметь быстро в ней ориентироваться
- Написать карточки (столько, сколько это возможно) с примерами типичных предложений и по мере необходимости «подсматривать» в них. (НЕТ НИЧЕГО ПЛОХОГО В НАПИСАНИИ СПРАВОЧНЫХ ПОСОБИЙ И УМЕНИИ ИМИ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ, тем более, если они написаны от руки, и вы применили свои собственные обозначения, пользовались для маркировки разными цветами ручки).