Пресноводная гидра. Дидактические сказки по биологии Дидактические сказки по биологии

Белгородский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

Игровые технологии на уроках биологии

(реферат)

Выполнил:

Титовская Елена Васильевна,

учитель биологии

МБОУ «Ясеновская средняя общеобразовательная школа»

Руководитель:

Раевская М. В.,

старший преподаватель

кафедры ЕМО

Белгород

    Введение……………………………………………………………. 3- 4

    Основная часть…………………………………………………….. 5-14

    Заключение………………………………………………………….15-16

    Список литературы………………………………………………… 17

    Приложения:

№ 1………………………………………………………................... 18

№ 2 ………………………………………………………………….. 18

№3………………………………………………………………….... 19-20

№ 4…………………………………………………………………... 21-22

Введение

Формирование мировоззрения человека – одна из главных задач воспитания. Во многом представления человека об окружающем мире, о его собственной природе зависят от полноценности процесса школьного обучения. Одна из важнейших задач развивающего обучения - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них навыков самостоятельной работы. У школьников необходимо сформировать умения самостоятельно мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить в них желание узнавать новое, проявлять творческую инициативу.

Трудно добиться прочных знаний, если нет у школьника интереса к учебному труду и изучаемому материалу. Важно не только передать учащимся определенную сумму знаний, а развивать у них самих желание искать, находить и использовать необходимую информацию. Творческая деятельность учащихся связана с особым напряжением их сил и способностей. Необходимыми предпосылками творческой деятельности являются познавательный интерес, использование знаний, конструктивное воображение и инициатива. А «изменение целевой ориентации и содержания школьного образования требует совершенствования подходов к оптимальному отбору методов и технологий обучения» (М.И.Ситникова).

Тщательный подбор формы урока необходим и зависит от изучаемого материала, от возможностей детского коллектива, от сложившихся взаимоотношений между учителем и учениками, а также от ряда мелких нюансов, которые, как правило, сугубо индивидуальны в конкретных условиях учебного процесса. Вариативность сочетания различных форм уроков очень велика, что обеспечивает возможность к творческому моделированию учебного процесса.

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Активизация учебной деятельности является следствием целенаправленных управленческих воздействий и организации урока. Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К последним можно отнести игровые технологии. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному занятию: сотрудничество между учителем и учащимися, формирование социальных компетенций, изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся.

“В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Этому достойно может послужить именно игра – важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом…” (Н.Е.Щуркова.)

Поскольку игровой момент присутствует во всех популярных явлениях культуры, то наиболее естественным способом проникновения в детство, для познания его и для воздействия на него, является игра. Игра для детей является не только средством коммуникации, она - символический язык для самовыражения и может открыть нам, что пережил ребенок, какие желания, мечты и потребности возникают у него и особенно его Я - концепции.

Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом”

Когда спрашиваю у шестиклассников и семиклассников, а именно у них я преподаю уроки биологии, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? слышу громкий единодушный ответ: «Да!». Их ответ подтверждается сияющим блеском загоревшихся глаз. Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться.

Урок-игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности. Педагогическая игра, в отличие от других видов игр, обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые являются средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности

Привлекательность таких занятий для ребят, и для педагога определяется тем, что они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становится необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности.

Основная цель игры - повысить учебную и познавательную мотивацию учащихся на уроках биологии и тем самым повысить эффективность обучения. Биология - это наука о жизни, а жизнь, как известно, у человека одна, и прожить ее любой человек должен так, чтобы ему было легко и комфортно в любой жизненной ситуации. Для учащихся урок-игра - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности адаптироваться в изменяющихся условиях. Поэтому к учебной игре предъявляю психологические требования:

Мотивация игровой деятельности на уроке, т.е., учащимся необходимо испытывать потребность в ней;

Психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре;

Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо учитывать характер, темперамент, организованность каждого участника игры;

Игровые действия опираются на знания и умения, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Развитию познавательного интереса учащихся способствуют нестандартные игровые уроки. Игра как феномен культуры всегда занимала важное место в деятельности человека. Нам, учителям, часто приходится сталкиваться с нежеланием, неготовностью детей участвовать в трудных, «слишком взрослых» видах коллективной работы, игра же является одним из методов пробуждения интереса к другим видам деятельности, она выступает здесь как способ оформления познания, труда, самообразования. « У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять - советовал А.С.Макаренко.- Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь».

Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения большинства уроков биологии выбираю игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты, то есть реализуются подходы гуманистической педагогики.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на учебных занятиях происходит в следующем направлении:

Постановка дидактической цели перед учащимися в форме игровой задачи;

Подчинение учебной деятельности правилам игры;

Использование учебного материала в качестве средства, достижения дидактической цели;

Использование в учебной деятельности элемента соревнования, что позволяет перевести дидактическую задачу в игровую;

Успех выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Хочу остановиться на наиболее важных психолого-педагогических особенностях игровой деятельности. Игра - важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, получить более высокую оценку.

В то же время в ходе игры у школьников активизируются внимание, воображение, память, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Игра позволяет вовлечь каждого в активную работу, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых учащиеся могут осуществлять самостоятельный поиск знаний.

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых , потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Во-вторых , целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее, говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.

В-третьих , любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли «в школу», а потом избрали профессию школьную.

В-четвертых , в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых , игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение равных.

Отмечу особенности, которые придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:

1. Игра – фактор развития ребенка ;

2. Игра – способ приобщения ребенка к миру культуры ;

3. Игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям ;

4. Игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

5. Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;

6. Игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка ;

7. Игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

8. Игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

9. Игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;

10. Игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

С точки зрения психологов игра - это особая форма активности, вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в которой выражается отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а так же анализ результатов, в которой личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении и самореализации.

В наших руках - учителей биологии, игра становиться элементом воспитания, приобщения учащихся к жизни природы, развития их интеллектуальных и эмоциональных качеств. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали еще с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике и сегодня..

В основе понятия игровая педагогическая технология лежит довольно обширная группа методов и форм обучения. Мне хочется добавить в эту методическую копилку дидактические сказки, игры – путешествия и ролевые игры . Они позволяют установить контакт с ребенком, создать комфортную, соответствующую возрастным особенностям среду, стимулировать детское творчество, «разговаривают» с ребенком на эмоционально насыщенном, близком ему языке метафор, без прямого наставления.

Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевленные герои. решать задачи за которых могут только учащиеся. Дидактические сказки можно использовать не только при закреплении, но и объяснении нового материале и при опросе.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Алгоритм дидактической сказки:

    Введение в сказочную страну, в которой живет воодушевленный символ. Рассказ о нраве, привычках, жизни в этой стране.

    Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние.

    Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Чтобы восстановить справедливость, нужно выполнить определенное задание.

Сказка может быть дополнена наглядными источниками информации (таблицы, плакаты, слайды). На уроках биологии целесообразно использовать различные виды дидактических сказок. Вот несколько из них.

Сказка – повествование . Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины. Примером может служить фрагмент «Сказки про гидру» (приложение №1)

Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме. Примером подобной сказки может быть «Ложный рассказ об амебе» (приложение №2).

Сказка – задача . На уроках биологии школьники могут решать математические сказки-задачи. Чтобы найти правильные ответы, нужно хорошо изучить материал и проявить творческий подход и сообразительность. Например: «на зеленых волнах качается лодочка с парусом и веслами. В лодочке сидит принц, а вокруг него вельможи. Что за лодочка? Кто такие принц и вельможи? Сколько их?»

Использовать игровые уроки возможно при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. Так при изучении нового материала можно использовать урок - сюжетная игра – сказка «Корень », на котором изучается новая тема, рассматриваются особенности строения корня и корневой системы, зоны корня и их функции.Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями(приложение №3).

Игру – путешествие можно использовать при закреплении пройденного материала, при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в процессе обобщения изученного материала, при проверке знаний. Учащиеся чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и успехи и неудачи. Каждый участник работает в силу своих возможностей и благодаря коллективной работе достигается максимальный результат.

Работа в группах придает элемент соревновательности и повышает познавательный интерес, развивает чувство коллективизма, развивает возможности самостоятельного добывания знаний.

Игра - путешествие учит коллективному поиску ответов на вопросы, взаимной ответственности и взаимопомощи, способствует развитию коммуникативности, стимулирует развитие познавательного интереса.

Предлагается работа в группах, каждая из которых может двигаться по индивидуальному маршруту в соответствии с маршрутным листом.

Такие уроки проходят очень интересно в 6 классе при изучении семейств Покрытосеменных растений (Приложение №4)

Особое место на уроках биологии занимают ролевые игры . Это своеобразная форма совместной жизни детей и взрослых, в которой дети моделируют деятельность взрослых - ее смысл, задачи, нормы отношений. Такая игра оказывает определенное воздействие на формирование личности ребенка. Л.С.Выготский отмечал особенность игры и считал, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, «вообразить то. что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было».

Деятельностный компонент играет немаловажную роль в школьном биологическом образовании. Именно через умения выполнять определенные действия в природе, прогнозировать последствия своих поступков в окружающей среде, в процессе практической деятельности и формируются биологические знания.

Ролевая игра - это одна из форм активного обучения, такие уроки предполагают творческий подход всех участников образовательного процесса, освоение умений учащимися в процессе активной познавательной деятельности.

Их привлекательность для ребят, и для педагога определяется тем, что, не будучи ограниченны строгими рамками урока, они предоставляют более широкие возможности для ознакомления с дополнительной литературой, проявлению творческой фантазии и индивидуальных способностей учащихся. Познавательные задачи в них как бы спрятаны, замаскированы, что смягчает момент «обязательности обучения». Сама атмосфера подготовки к таким урокам, когда нет «зрителей», когда все - участники, рождает оптимизм у самых безразличных к учебе ребят. Знания, данные учителем, объединяются со знаниями, добытыми в процессе самообразования, и становятся особенно прочными при личном участии каждого ученика в познании нового. Задачей педагога становиться необходимость приблизить содержание игры к конкретной обстановке, учитывая психологические, возрастные особенности ребят, их способности и потребности.

На уроках биологии важно использовать ролевые игры, которые иногда называют играми без правил, театральными, стихийными, свободны ми, самостоятельными. Сюжет таких игр может развертываться на глазах учащихся. Знания, по лученные через эмоциональное восприятие материала, через непосредственное живое участие в процессе деятельности, через возможности многостороннего восприятия учебного материала, усваиваются более эффективно. Подобные ролевые игры-проекты являются основой личностно ориентированного обучения, одним из средств формирования у учащихся опыта творческой деятельности- важного компонента содержания биологического образования.

Заключение

Выучить необходимый материал ученика можно, либо заставив, либо заинтересовав его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащихся носит творческий, практический характер. Происходит стопроцентная активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы способствуют активизации учебной деятельности учащихся, формируют интерес к предмету.

Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить, это способ исследования пространства и времени, вещей и так далее. Включаясь в процесс игры, дети учатся в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, и в то же время, исследуют, экспериментируют. Игра – это мостик между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразит и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя, заново пересматривает свой образ Я, свои возможности, изменения в своих отношениях с миром.

Если традиционный образовательный процесс связан с передачей - получением информации обработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам ставит себе цель, ищет способы её достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно должна быть построена на интересе, удовольствии. Игра должна вызывать веселое удовлетворение от удачного ответа, быть эмоциональной, доступной и привлекательной. Цель игры должна быть достижимой, а оформление, желательно, красочным и разнообразным. В то же время игра исполняет определенную цель обучения и совершенствует знания и умения. В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В таких играх завоевание победы или выигрывание – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Решая ситуационные задачи, учащиеся углубляют знания, учатся применять знания на практике. При этом они понимают, что эти знания носят не только теоретический, но и практический характер. Игровые технологии обучения позволяют включать ребят в процесс добывания знаний. Необычность ситуации порождает интерес, а понимание личной значимости изучаемого материала определяет мотивацию обучения.

Список литературы

    Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.

    Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии (текст) под ред Н.Е. Щурковой – М.: Новая шк., 1998 -207 с.

    Кулицкая Е.В. Дидактические сказки на уроках биологии (текст)/ Е.В.Кулицкая // Биология в школе. – 2005. - № 6. – С.45 - 47.

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе (текст) /Н.К.Смирнов/ – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320 с.

    Обухова Л.А., Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (текст) / Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко / – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.

    http :// edu - teacherzv . ukoz . ru – игровые технологии в условиях дистанционного обучения.

    http :// thl . narod . ru – игровые технологии на уроке.

    http :// studentbank . ru – технологии, уроки, методическое пособие.

Приложение №1

Сказка – повествование «Про гидру» (7 класс)

На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта.

Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой.

(Приложение №2)

«Ложный рассказ об амебе» (7 класс)

Жила-была в почве амеба обыкновенная, была она небольшая, всего 50 сантиметров. А цветами переливалась от желтого до темно-красного. Форму имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амеба была многоклеточна, все-все ее внутреннее пространство занимала цитоплазма.

Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться – скакала обычно всем телом на 2-3 метра. Питалось животное рыбами и другими крупными беспозвоночными. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки выбрасывались наружу в строго определенном месте. Дышала амеба всей поверхностью тела кислородом воздуха. Делилась сразу на четыре части, а неблагоприятные условия и зиму переносила впадая в спячку

Приложение №3

Сюжетная игра – сказка по теме «Корень» (6 класс)

школы № 4 имени Камала Макпалеева города Павлодара

В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.

«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память».

Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Ну-ка думай, вспоминай,

Корню быстро помогай!»

Задание 1.

Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?

Задание 2.

Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.

Задание 3.

В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.

Зона корня Функция Особенности

Задание 4.

Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. (Ключевое слово СПАСИБО).

1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)

2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)

3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)

4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)

5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)

6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)

7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)

«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система»

(Приложение №4)

Игра - путешествие

на тему «Розоцветные» (6 класс)

(разработана учителями средней общеобразовательной

школы № 4 имени Камала Макпалеева города Павлодара

Выгузовой А.В., Тутубалиной Н.В.)

Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу Двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством Розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!

Станция первая «Загадкино»

Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.

В сенокос - горька, а в мороз – сладка.

Что за ягода? (Рябина)

Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)

Будто снежный шар бела, по весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала, разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка:

Куст в колючках будто еж,- вот и назван… (Ежевика)

Стоит дерево древанское:

На нем платье шемаханское,

Когти дьявольские,

Крылья ангельские. (Шиповник)

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дола мне

Родная землица. (Земляника)

Станция вторая «Исследовательская»

На каждую парту раздаются законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.

Станция третья «Внимание! Розыск»

Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фоторобату») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

1. жизненная форма;

2. характер стебля;

3. листорасположение и особенности листьев;

4. особенности расположения цветков;

Составить общую характеристику для Розоцветных.

Станция четвертая «Знайкино»

Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.

Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.

Реферат по предмету «Биология», 7 класс

Пресноводная гидра входит в подцарство Многоклеточных животных и относится к типу Кишечнополостных.
Гидра – небольшое полупрозрачное животное размером около 1 см, обладающее лучевой симметрией. Тело гидры цилиндрической формы и напоминает мешок со стенками из двух слоев клеток (эктодермы и энтодермы), между которыми находится тонкий слой межклеточного вещества (мезоглея). На переднем конце тела на околоротовом конусе расположен рот, окружённый венчиком из 5-12 щупалец. У некоторых видов тело разделено на туловище и стебелёк. На заднем конце тела (стебелька) расположена подошва, с её помощью гидра передвигается и прикрепляется.

Эктодерма формирует покров тела гидры. Эпителиально-мускульные клетки эктодермы и образуют основную массу тела гидры. За счёт этих клеток тело гидры может сокращаться, удлиняться и изгибаться.
В эктодерме имеются также нервные клетки, образующие нервную систему. Эти клетки передают сигналы от внешних воздействий эпителиально-мускульным клеткам.

В эктодерме располагаются стрекательные клетки, которые расположены на щупальцах гидры и предназначены для нападения и защиты. Существуют несколько типов стрекательных клеток: нити одних пробивают кожные покровы животных и вводят яд, другие нити обвиваются вокруг добычи.

Энтодерма покрывает всю кишечную полость гидры и состоит из пищеварительно-мускульных и железистых клеток.

Гидра питается мелкими беспозвоночными. Добыча захватывается щупальцами с помощью стрекательных клеток, яд которых быстро парализует мелких жертв. Пищеварение начинается в кишечной полости (полостное пищеварение), заканчивается внутри пищеварительных вакуолей эпителиально-мускульных клеток энтодермы (внутриклеточное пищеварение). Непереваренные остатки пищи выбрасываются через рот.

Дышит гидра растворенным в воде кислородом, который поглощается поверхностью тела гидры.
Гидра обладает способностью полового и бесполого размножения.
Бесполое размножение происходит с помощью почкования, когда на теле гидры образуется почка, состоящая из клеток эктодермы и энтодермы. Почка соединена с полостью гидры и получает всё необходимое для своего развития. У почки появляются: рот, щупальца, подошва и она отделяется от гидры и начинает самостоятельную жизнь.

Когда приближаются холода, гидра переходит на половое размножение. Половые клетки образуются в эктодерме и ведут к образованию на теле гидры бугорков, в одних образуются сперматозоиды, а в других – яйцеклетки. Гидры, у которых сперматозоиды и яйцеклетки образуются на разных особях, называются раздельнополыми животными, а те, у которых эти клетки образуются на теле одного организма, называются гермафродитами.
Гидра обладает способностью легко восстанавливать утраченные части тела – этот процесс носит название регенерация.

Вместе с растениями, необработанным грунтом, водой и чаще всего живыми кормами из природного водоема в аквариум попадают различные животные, многие из которых наносят ощутимый ущерб его обитателям. Эти животные не вызывают у рыб болезней в классическом их понимании, но нередко являются причиной их гибели или гибели их потомства. Однако не спешите причислять их к собственным врагам - они опасны только для обитателей аквариума, а для истинно любознательного человека могут стать объектами наблюдений и даже научных открытий. И, наверное, первой в этом ряду следует назвать гидру.

Гидра - типичный представитель кишечнополостных животных, стоящий у самого основания эволюционного древа многоклеточных животных.

Открыл ее с помощью своих удивительных микроскопов крупнейший натуралист XVII-XVIII веков Антони ван Левенгук. Но это уникальное животное не привлекло внимания усеных. И неведомо, сколь долго гидра пребывала бы в безвестности, если бы в 1740 году тридцатилетний швейцарский учитель Трамбле не обнаружил это удивительное существо. Чтобы лучше ознакомиться с ним, любознательный учитель расчленил его на две части. Из Одного куска, названного им «головой», выросло новое тело, на другом - новая «голова». За четырнадцать дней из двух половинок сформировалось два новых живых организма.

После такого открытия Трамбле занялся глубоким и серьезным изучением гидры. Результаты своих исследований он изложил в книге «Мемуары к истории одного рода пресноводных полипов с руками в виде рогов» (1744 год).

Однако простые наблюдения за поведением и размножением (почкованием) животного, конечно же, не могли удовлетворить натуралиста, и он для проверки своих предположений занялся проведением экспериментов.

Один из известнейших опытов Трамбле состоит в том, что с помощью свиной щетинки он вывернул гидру наизнанку, то есть внутренняя ее сторона стала внешней. После этого животное жило, как ни в чем не бывало, но, как оказалось, вовсе не потому, что после выворачивания внешняя сторона стала выполнять функции внутренней, а потому, что клетки внутреннего слоя, который раньше был внешним, просочились через новый внешний слой и заняли свое прежнее место.

В других своих опытах Трамбле все больше измельчал гидру, но она каждый раз восстанавливалась, и предела этому не было. Теперь-то уже известно, что гидра способна восстановиться из 1/200 части своего тела. А тогда это поражало даже самых маститых ученых и побуждало их заниматься такой проблемой биологии, как регенерация.

Со времени проведения Трамбле опытов над гидрой прошло около 250 лет. О гидре написаны сотни статей и книг, но и по сей день она занимает умы исследователей.

Общеизвестно, что животные никак не реагируют на радиоактивные лучи и, попав в их зону, могут получить смертельную дозу и погибнуть. Опыты с зеленой гидрой (Chlorohydra viridissima) показали, что она каким-то образом ощущает смертельную опасность и стремится уйти от источника излучения.

Гибель гидры вызывает и слишком большая доза рентгеновских лучей, уменьшение дозы оставляет ее в живых, но подавляет размножение. Но совершенно неожиданным образом действуют на животных малые дозировки; у них усиливается процесс почкования, повышается способность к самовосстановлению.

Удивительными оказались результаты опытов с окрашиванием стенки аквариума во все цвета спектра. Выяснилось, что гидры, не имеющие каких-либо органов зрения, различают цвета, причем каждый вид предпочитает свой: зеленые гидры, например, «любят» сине-фиоле.товый цвет, бурые (Hydra oligactis) - сине-зеленый.

Что же представляет собой гидра? Внешне она напоминает перчатку, поставленную вертикально, пальцами вверх, только пальцев-щупалец у нее от 5 до 12. У большинства видов сразу под щупальцами имеется небольшое сужение, отделяющее «голову» от туловища. В головной части гидры имеется ротовое отверстие, ведущее в гастральную полость. Стенки тела гидры, как и у всех кишечнополостных, двуслойные. Наружный слой состоит ec клеток нескольких типов: кожно-мускульных, приводящих гидру в движение; нервных, дающих ей возможность ощущать прикосновения, изменения температуры, наличие в воде примесей и другие раздражители; промежуточных, наиболее активно участвующих в восстановлении поврежденных или утраченных частей тела; и наконец, стрекательных, расположенных большей частью на щупальцах.

Кишечнополостные - единственная группа животных, обладающая таким видом оружия, как стрекательные клетки. Кроме обязательной для всех живых клеток протоплазмы, в стрекательной клетке заключена пузыревидная капсула, внутри которой свернута спиралью стрекательная нить.

Прикрепившись подошвой к какому-нибудь субстрату, гидра расставляет щупальца, которые находятся в постоянном движении, При обнаружении жертвы стрекательная нить каждой из стрекательных клеток стремительно распрямляется и вонзается острым концом в добычу. По каналу, идущему внутри нити, из стрекательной капсулы в тело добычи попадает яд, вызывающий ее гибель. Стрекательная капсула может быть использована только один раз; разряженную капсулу гидра сбрасывает и замещает новой, которая образуется из специальных клеток.

Переваривание пищи осуществляет внутренний слой клеток: они выделяют в гастральную полость пищеварительный сок, под влиянием которого добыча гидры размягчается и распадается на мелкие частицы. Конец клетки внутреннего слоя, обращенный в гастральиуй" полость, снабжен, как у жгутиковых простейших, несколькими длинными жгутиками, которые находятся в постоянном движении и подгребают частицы к клеткам. Наподобие амебы, клетки внутреннего слоя способны выпускать ложноножки и захватывать ими пищу. Дальнейшее пищеварение происходит, как у простейших, внутри клетки, в пищеварительных вакуолях.

Оказались правы те ученые, которые считали, что как истинный хищник гидра питается только животными. Детальными исследованиями установлено, что гидра усваивает жиры, белки и углеводы только животного происхождения.

Размножаются гидры двумя способами - вегетативным и половым. Вегетативное размножение происходит почкованием. Отделившись от материнского организма, молодые гидры начинают жить самостоятельно.

После обильного почкования гидра истощается, и в течение некоторого времени почек на ней не образуется. Но при хорошем питании она довольно быстро восстанавливает свои ресурсы и снова начинает почковаться. За пять летних месяцев она способна произвести тридцать поколений из двадцати пяти молодых гидр каждое. Размножение почкованием происходит при благоприятной ситуации.

С наступлением неблагоприятных условий - при осенних холодах, засухе, заболачивании водоема, избытке углекислого газа - гидра переходит к половому размножению. Большинство видов раздельнополы, но есть виды, в теле которых образуются как мужские, так и женские гонады.

Гонады находятся в наружном слое клеток. У женских особей они имеют вид шарообразных тел, в каждом из которых находится по одной яйцеклетке, похожей на амебу; она быстро растет, поедая окружающие ее промежуточные клетки, и достигает в поперечнике полутора миллиметров. Выросшая яйцеклетка округляется и делится на две неравные части, в результате чего число хромосом в ядре яйцеклетки сокращается вдвое. Созревшее яйцо выходит наружу из гонады через разрыв в ее стенке, но остается соединенным с телом гидры при помощи тонкой ножки.

Одновременно в мужских гонадах других гидр образуются спермии, по внешнему виду напоминающие жгутиковых простейших. Покинув гонады. они плавают с помощью длинного жгута и, наконец, один из спермиев, разыскав яйцо, проникает в него. Сразу после этого начинается дробление.

Зародыш гидры покрыт снаружи двумя оболочками, внешняя из которых довольно толстая и пронизана хитином. Под такой защитой он успешно переносит неблагоприятные условия. При наступлении весеннего потепления, сезона дождей и т. п. молодая гидра разрывает стенку защитной оболочки и начинает самостоятельную жизнь.

Если вы хотите понаблюдать за гидрой, поселите ее в аквариуме, где нет других обитателей, иначе будут съедены мелкие животные, служащие кормом для рыб, а самое главное - уничтожены личинки и мальки. Попав в нерестовик или выростной аквариум, гидра, быстро размножившись почкованием, тут же расправится с молодью рыб.

Но использовать этих животных для борьбы с гидрой в аквариуме нецелесообразно: триходины и планарии такие же враги рыб. а добыть гидрамеб и рачков-анхистропусов непросто. Есть у гидр еще один враг - пресноводный моллюск прудовик. но и он не годится, так как является переносчиком некоторых болезней рыб и к тому же любит полакомиться нежными водными растениями.

Некоторые любители сажают в аквариум, куда попала гидра, голодных молодых гурами. Другие борются с ней, используя особенности ее поведения. Так, гидры любят селиться в наиболее освещенных участках аквариума. Достаточно со всех сторон, кроме одной, затенить аквариум, а к единственной освещенной стенке прислонить стекло, и через двое-трое суток почти все гидры соберутся на нем. Затем стекло надо вынуть и очистить.

Гидры весьма чувствительны к присутствию в воде меди. Один из способов борьбы основан на том, что над распылителем помещают клубок медной проволоки без изоляции. После гибели всех гидр проволоку из аквариума убирают.

С успехом применяют и некоторые химические вещества:

сульфат аммония из расчета 5 граммов на 100 литров воды, однократно,

азотнокислый аммоний - 6 граммов на 100 литров воды, трехкратно, с интервалом в трое суток;

перекись водорода (в аквариуме без растений при достаточной искусственной аэрации) из расчета - две чайные ложки на 10 литров воды. Необходимое количество 3%-ного раствора вначале разводят в 200-300 миллилитрах воды, а затем медленно выливают в аквариум над работающим распылителем.

Чтобы борьба с гидрой была более эффективной, нужно применить не один, а два или даже три способа одновременно.

Список литературы

С.Шарабурин. Гидра.

В озерах, речках или прудах с чистой, прозрач-ной водой на стеблях водных растений встречается малень-кое полупрозрачное животное — полип гидра («полип» оз-начает «многоног»). Это прикрепленное или мало-подвижное кишечнополостное животное с многочислен-ными щупальцами. Тело обыкновенной гидры имеет почти правильную цилиндрическую форму. На одном конце на-ходится рот, окруженный венчиком из 5—12 тонких длин-ных щупалец, другой конец вытянут в виде стебелька с подошвой на конце. При помощи подошвы гидра прикреп-ляется к различным подводным предметам. Тело гидры вместе со стебельком обычно длиной до 7 мм, зато щу-пальца способны вытягиваться на несколько сантиметров.

Лучевая симметрия

Если вдоль тела гидры провести воображаемую ось, то ее щупальца будут расходиться от этой оси во все стороны, как лучи от источника света. Свешиваясь вниз с какого-нибудь водного растения, гидра постоянно покачивается и медленно водит щупальцами, подстерегая добычу. Так как жертва может появиться с любой стороны, лучеобразно расставленные щупальца луч-ше всего соответствуют такому способу охоты.

Лучевая симметрия характерна, как правило, для жи-вотных, ведущих прикрепленный образ жизни.

У гидры обмен веществ в 1,5 раза быстрее, чем он был бы у одноклеточного тех же размеров и скорость обмена зависит от температуры воды. Она возрастает приблизительно в 2 ра-за при увеличении температуры среды на 10 °C.

Дыхание

Органов дыхания у гидры нет. Растворенный в воде кислород проникает в гидру через всю поверхность ее тела.

Регенерация

В наружном слое тела гидры имеются также очень маленькие округлые клетки с крупными яд-рами . Эти клетки называют промежуточными. Они играют в жизни гидры очень важную роль. При повреждении тела промежуточные клетки, расположенные вблизи от ран, начинают усиленно расти. Из них образуются кожно--мускульные, нервные и другие клетки, и поврежденное место быстро зарастает.

Если разрезать гидру поперек, то на одной из ее половинок вырастают щупальца и появляется рот, а на другой возникает стебелек. Получаются две гидры. При продольном разрезе можно получить многоголовую гидру.

Способность к восстановлению утраченных и поврежденных частей тела называется регенерацией . У гидры она развита очень сильно. Регенерация в той или иной степени характерна также для остальных животных и человека.

Нервная система

Стрекательные клетки

Все тело гидры и осо-бенно ее щупальца усажены большим количеством стре-кательных, или крапивных, клеток (рис. 34). Каждая из этих кле-ток имеет сложное строение.

Органы чувств

Органы чувствне развиты. Гидра осязает всей поверхностью, особенно чувстви-тельны щупальца (чувствительные волоски), выбрасываю-щие стрекательные нити.

Размножение гидры

Классификация

Гидра — представитель Кишечнополостных животных; относится к типу Стрекающие, и классу Гидроид-ные .

Кишечнополостные — это двуслой-ные многоклеточные животные, имеющие лучевую симметрию и единственную полость тела — кишечную (отсюда и название). Кишечная полость связана с наружной средой только через рот. Нервные клетки образуют нервное сплетение. Для всех кишечнополостных ха-рактерно наличие стрекательных клеток. Все кишечнопо-лостные — хищники . Кишечнополостных насчитывается более 9000 ви-дов, они обитают исключительно в водной среде, большинство которых распространено преимущественно в морях.

Вопросы по этому материалу:

Особенности организации кишечнополостных.

Сказка про то, как гидра всех удивляла.

В пруду, в подводном царстве на стебле растения жила - была гидра, и вид у неё был такой необычный, что все вокруг, увидев её, удивлялись и даже пугались. Не было у неё головы, а были щупальца, не было у неё ног, а была подошва. И снаружи, и внутри в два слоя располагались клетки. А какой у гидры был необычный рот! Со всех сторон он был окружён щупальцами, которые расходились в разные стороны наподобие лучей. Так и жила она: лениво передвигалась - то подошвой шаг сделает, то щупальцами, словно кувыркается только очень медленно.

Особой гордостью гидры были жгучие клетки. Как выскочит из такой клетки острая стрекательная нить - уносите ноги, или попадёте гидре на обед. Не любили за это гидру обитатели пруда, не хотели с ней связываться и не дружили. Так и жила гидра - непонятная, необычная и очень одинокая.

Учитель предлагает поближе познакомиться с гидрой, выполнив следующие задания.

· Рассмотрите живую гидру на часовом стекле или на рисунке. Какими необычными особенностями в строении тела обладает гидра?

· Опишите способ передвижения гидры

· На рисунке или таблице найдите верхний и нижний концы тела, щупальца, окружающие ротовое отверстие, подошву. Назовите части тела гидры, с помощью которых она добывает пищу и защищается от врагов.

· Найдите на рисунках 2 слоя клеток тела и кишечную полость. Определите, какие клетки располагаются в наружном и внутреннем слоях тела. В тексте учебника найдите информацию о функциях этих клеток и заполните предложенную таблицу.

Функции клеток тела пресноводной гидры.

Тема: Класс Однодольные. Характерные признаки семейства Злаки.

Сказка о царице Кукурузе.

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

"- Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель - соломина, а уж о знатности моей и так всем известно"

"- А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама" - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей - гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки.

В качестве иллюстрации к этой сказке используются таблицы и гербарии - портреты злаков.

Вопросы и задания.

1. Какие признаки в строении своих органов могли использовать гости кукурузы для доказательства своего родства с ней? При ответе на этот вопрос необходимо отметить и найти на таблицах и рисунках основные биологические особенности растений семейства злаковые: строение стебля, особенности строения листьев, цветка, соцветия.

2. Какие растения могут претендовать на роль родственников кукурузы? Учащимся предлагается рассмотреть гербарные экземпляры растений и выбрать из них растения семейства злаковые по внешним признакам.

3. Чем прославились растения этого семейства?

Тема урока: Семейство Бобовые

Как царь Горох загадки загадывал.

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество.

Любил Горох хвалиться своими достоинствами - и цветками-мотыльками, и плодами - лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому - то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

Задания к сказке.

1. Как вы думаете, в чём особый секрет гороха и его родственников? Почему там, где растут бобовые растения, улучшаются условия почвенного питания других растений?

2. Рассмотрите гербарные экземпляры бобовых, их рисунки в учебнике и опишите их по плану: строение цветка (формула), плод и его название, корневая система, листья(жилкование, простые или сложные)

3. Вам загадали загадки о бобовых растениях: люпине, горохе, акации.

Лист - перчатка.

Плод - лопатка,

А цветок - мотылёк.

Что же это за подвох?

Вдруг на дереве - горох!

Цветок - крылатка,

Плод - лопатка.

Плод зелен и молод,

Но сладок, как солод.

Какие признаки позволяют отнести их к семейству Бобовые?

Тема: Моховидные. Зелёный мох кукушкин лён.

Лесной карлик.

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь.

В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты - не настоящее растение, у тебя даже и корней нет"- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники - мхи являются настоящими растениями.

· Как вы думаете, мхи - настоящие высшие растения или нет?

· Какие примитивные черты организации можно отметить у мхов?

Тема урока: Простейшие. Особенности организации.

Один день из жизни амёбы обыкновенной.

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.

В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда - то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.

И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась - вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час" - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

· О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?

· Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы? Попробуйте дома дописать сказку.

· Прочитайте по учебнику материал о цисте. Рассмотрите её на рисунке, объясните её значение в жизни амёбы.

Тема Царство Грибы. Особенности организации, их роль в природе и жизни человека.

Как дружат деревья и грибы.

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

· Какое биологическое явление описывается в этой сказке?

· Перескажите содержание этой сказки, используя слова симбиоз, микориза, грибница.

Тема: Размножение и развитие насекомых.

Приключения майского жука.

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух.

Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром.

Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

"Кто ты?" - спросил майский жук.

"Я - твоя личинка" - ответила толстая уродина. "Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

"Ну и ну"- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!