Дирижер какую работу выполняют люди этой профессии. В чем на самом деле заключается работа дирижера? Возможно ли выступление музыкантов без дирижера

Дирижер – представитель одной из сложнейших музыкальных профессий. Слаженность выступления всего коллектива зависит от его знаний, опыта и способности руководить работой каждого хориста или музыканта. Именно он распределяет партии в выбранном произведении с учетом возможностей участников коллектива. Профессиональный дирижер способен придать произведению необычное звучание и особую выразительность.

Корни происхождения данной профессии уходят во времена Древнего Египта. Слово «дирижер» во многих языках обозначает «кондуктор», в переводе с французского — «руководить, управлять».

Барельефы многих зданий древности украшены изображениями, где дирижер — это человек с жезлом в руках, руководящий группой музыкантов. Одним из первых «задавателей ритма» Древней Греции был Ферекид из Патр. Исторические источники указывают, что он руководил коллективом из восьмисот музыкантов еще в 709 г. до н.э.

Что делает дирижер и зачем он нужен

Если проводить аналогию, то руководитель музыкального коллектива – это как тренер для спортивной команды. Основная цель его работы – прекрасный результат всей группы. Оркестр или ансамбль может обойтись без дирижера, но все же предпочитает выступать под его руководством.

Функции работников данной профессии менялись на протяжении тысячи лет, но по-прежнему остаются важным фактором слаженной работы сотни инструментов. Для того чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо пройти специальную подготовку и обладать специфическими чертами характера. Работа дирижера заключается не только в руководстве коллективом во время выступления, но и в постановке всего спектакля, распределения ролей, выбора исполнителей, составления плана репетиций и графика выступлений.

Во время выступления с помощью определенных жестов дирижер управляет музыкантами и целостным звучанием произведения.

Для этого ему необходимы следующие знания и навыки:

  • музыкальный слух и чувство ритма;
  • интуиция и врожденная музыкальность;
  • совершенное знание нотной грамоты;
  • отличная память;
  • гибкие, подвижные пальцы рук и хорошая координация;
  • академические музыкальные знания;
  • знание истории и технические характеристики инструментов;
  • наличие лидерских качеств;
  • организаторские способности;
  • наличие собственного стиля управления.

Освоить профессию можно в консерваториях, институтах культуры и колледжах искусств. Трудоустроиться достаточно сложно, так как данную профессию трудно назвать востребованной на современном рынке труда. Карьерная лестница дирижера формируется из разрядов: стать профессионалом 13-го разряда сможет талантливый дирижер с не менее 10 летним опытом работы по профилю.

Дирижёр руководит процессом разучивания и исполнения ансамблевой музыки (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.). Специалист по-своему трактует музыкальное произведение и управляет ансамблем исполнителей.


Заработная плата

20.000–50.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Профессиональный хор (оркестр), театры, консерватории, музыкальные школы и пр.

Обязанности

Профессия дирижёра — одна из самых сложных в музыкальной сфере. От его профессионализма зависит успех всего выступления. Дирижёр несёт ответственность за качество звучания и слаженность работы всей команды.

Специалист должен не только разбираться в музыкальных произведениях, но также обязан знать способности каждого музыканта или хориста, это влияет на подбор партии для каждого. Как правило, дирижёр старается придать произведению выразительность, придумать новое необычное звучание.

Дирижёр составляет план репетиций, отвечает за постановку спектаклей, предлагает график выступлений. Он же подбирает музыкантов, хористов, помогает новичкам влиться в рабочий процесс.

Во время выступления дирижёр выполняет свою главную задачу – управляет музыкальной командой при помощи определённых жестов.

Важные качества

В профессии дирижёра важны такие качества, как: музыкальный слух, чувство ритма, хорошая координация рук, гибкие и подвижные пальцы, богатая творческая фантазия, лидерские качества, организаторские способности, коммуникабельность.

Ну, уж эта профессия кажется понятной всем. Только, поспешите вы уточнить, интересна она лишь тем, кто учится в музыкальной школе. Я бы добавил жёстче: она и тем, кто учится в музыкальной школе (даже в училище, в консерватории) далеко не всем интересна. Большинство выпускников музыкальных училищ и высших учебных заведений (консерваторий, музыкально-педагогических институтов) даже не стремятся вырасти в дирижёра. Кто-то ограничивается поприщем музыканта-исполнителя (артиста оркестра — духового, симфонического, народного) или певца (солиста, артиста хора, актёра оперы), а кто-то (и таких большинство) либо аккомпанирует на своём инструменте (обычно это фортепиано, реже баян), либо преподаёт (в музыкальном училище, музыкальной школе, нередко и в обычно общеобразовательной школе – урок музыки). Некоторых выпускников консерватории оставляют преподавать на какой-либо из кафедр – в случае если выпускник поступил в аспирантуру или его посчитали перспективным кандидатом в аспирантуру на следующий год. Кто же становится дирижёром?

Для начала разберём, какие бывают дирижёры.

Наиболее распространенный дирижёр во всем мире – это дирижёр детского хора в одном из дворцов культуры или центров детско-юношеского творчества. Но это не просто дирижёр, а еще и руководитель хора. То есть, он этот хор нередко сам и создаёт – набирает девочек и мальчиков разного возраста, обучает их грамотному пению, нотной грамоте, помогает каждому поставить голос, разучивает с ними тексты песен и мелодию, репетирует и уже на концерте этим хором дирижирует. Многие руководители детского хора ведут его в музыкальной школе. Хоровые коллективы обязательно поют и в музыкальных училищах, консерваториях, институтах культуры и на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Самое простое для выпускника музыкального учебного заведения (начиная от училища) – возглавить именно детский хор в центре детско-юношеского творчества, либо в музыкальной школе. Есть такое отделение в музыкальных учебных заведениях – дирижёрско-хоровое. Именно на него и поступают мечтающие работать в детском хоре выпускники школ, имеющие за плечами опыт учёбы в музыкальной школе . А что делать, если в музыкальной школе вы не учились, но в период с седьмого по одиннадцатый класс вдруг поняли, что очень интересуетесь профессией дирижёра?

Первое, это с пристрастием допросить самого себя, на самом ли деле вам нужна профессия музыканта, ведь дирижёр – одна из музыкальных специальностей. А для того чтобы ответ самому себе показался ближе к истине, усвойте следующее.

  1. Зарплата дирижёра самой массовой и наиболее для вас доступной когорты (наиболее доступная в данном случае вовсе не означает, что попасть в неё проще простого – для этого кроме таланта нужно обладать ещё и немалым трудолюбием, много заниматься, постоянно беречь свой голос и руки), как правило, зависит от квалификационного разряда единой тарифной сетки и чаще всего несколько уступает средней зарплате среднего учителя общеобразовательной школы.
  2. Учиться на дирижёра весьма интересно, но нелегко. А каким по уровню дирижёром (и вообще музыкантом) вы станете, наперёд никогда не определишь. Соответственно, нельзя быть уверенным, что по окончании музыкального училища (института культуры, пединститута) вы окажетесь успешным дирижёром. Немало выпускников дирижёрско-хорового отделения ограничиваются преподаванием урока музыки в школе. И также немало людей с дирижёрскими дипломами работают вообще в сфере, далёкой от музыки.

Но если вас высокая вероятность такой перспективы не пугает и вы готовы к трудностям творческой профессии, лишь бы только окунуться в этот прекрасный мир искусства, — пусть вас не смущает то, что вы не учились в музыкальной школе. Ибо если приёмная комиссия на предварительном прослушивании обнаружит у вас хороший природный голос, наличие музыкального слуха, чувства ритма и внутренней музыкальности (это когда вы поёте, чувствуя музыку и зачаровывая тем самым любого слушателя), то до экзаменов вас допустят. А подготовиться к сдаче экзамена по специальности (в данном случае, пение с дирижированием) в музыкальное училище можно и у частного преподавателя дирижирования. Лучше всего – у преподавателя музыкального училища, в которое вы планируете поступить после школы. Только чем раньше вы найдете такого преподавателя и чем раньше начнете с ним заниматься, тем больше у вас появится шансов поступить.

Но что делать, если вы хотите окончить 11 классов, а потом не просто получить профессию дирижёра, но и высшее образование?

Здесь трудно советовать, не зная ваших талантов. В любом случае, вряд ли вас допустят к экзаменам в консерваторию, скорее всего, даже если вы напроситесь на неофициальное прослушивание к какому-нибудь преподавателю и он останется доволен вашими вокальными и дирижёрскими данными, скорее всего вы получите от него совет подать документы в музыкальное училище. Может, он подскажет, в какое училище конкретно. Впрочем, попытка не пытка. А вдруг вы исключение из правил?

Кроме музыкального училища, можно поступить и, к примеру, в институт культуры, скажем, в Московский, что в Химках. Рейтинг у него сегодня высокий, требования к абитуриентам творческих факультетов, соответственно, тоже. И, конечно, там спросят у вас свидетельство об окончании музыкальной школы. Но, повторяю, если вы споёте преподавателям так, что они невольно заслушаются, документы у вас приёмная комиссия примет. И останется только сдать экзамены и пройти по конкурсу.

Ну а если вы мечтаете стать дирижёром симфонического оркестра? Тогда дирижёрско-хоровое отделение училища или вуза вам не подойдёт. Путь к руководству симфоническим оркестром начинается с обучения игре на каком-нибудь духовом инструмента. Многие симфонические дирижёры вначале в совершенстве освоили игру, скажем, на кларнете, флейте, фаготе, а то и валторне, трубе, даже тубе. Потом научились дирижировать духовым оркестром, а потом уже только симфоническим.

Приходят в симфоническую музыку в качестве дирижёров и скрипачи, и пианисты. Как, скажем, известный композитор Дмитрий Шостакович, со дня рождения которого в 2006 году исполнилось 100 лет. Кстати, на большинство из духовых инструментов многие абитуриенты поступают, не только не имея за плечами музыкальной школы, но и вообще не зная нот. Потому что конкурса, как правило, не бывает. Зато, если поступивший действительно способен и усерден, добиться на духовом инструменте он может многого. Во всяком случае, пробиться к славе дирижёра духового или симфонического оркестра музыканту-духовику намного легче, чем, скажем, пианисту.

А если вы хотите дирижировать оркестром русских народных инструментов, то вам придётся выбрать домру или балалайку, либо старый добрый «дедушкин» баян – отличный певучий инструмент, слава которого сегодня молодым поколением незаслуженно забыта.

Но сразу скажу: учёба в музыкальном учебном заведении (в средне-специальном или высшем – не важно) – труд нелёгкий. Очень часто к середине учёбы наступает разочарование. А для будущего дирижёра, особенно хорового, одним из основных предметов является многими музыкантами не любимое сольфеджио. По сути, это пение по нотам без слов. И не хорошо известных мелодичных песен, а разных, кажущихся нередко нудными и не певучими упражнений и отрывков из разных арий, сонат и других произведений музыкальной классики. Но если бы сольфеджио ограничивалось только пением! Самая большая заноза для многих инструменталистов в сольфеджио – это музыкальные диктанты. Представляете: преподаватель играет вам на фортепиано мелодию, а вы должны записать её нотами.

Но вот вы получили заветный диплом и с гордостью осознаёте, что владеете музыкальным инструментом (для дирижёров это, в первую очередь, фортепиано), можете свободно читать с нот партитуры, по которым вам придётся дирижировать хором или оркестром, знаете теорию музыки, гармонию, о жизни и творчестве многих композиторов. Что дальше? А вот тут как получится. Ибо так устроена музыкальная жизнь: или вас заметили ещё в студентах, или по окончании даже консерватории вас никто не замечает. В первом случае студенту приходится, кроме учёбы, ещё и «пахать» в каком-нибудь профессиональном хор (оркестре) (а это и бессонные ночи, и сорванный голос и т.п.), чтобы закрепить свой успех и «забить» себе интересное место на после учёбы. Во втором случае молодой музыкант ищет себе работу сам и снова доказывает незнакомым людям, что он отучился не напрасно и чего-то стоит как профессионал. Увы, но в таких случаях далеко не все молодые музыканты остаются «верными» полученному диплому.

Девушки часто в отчаянии просто выходят замуж и очень скоро после этого в декрет, что, в общем-то, если замужество удачное, очень не плохо. Мама-музыкант – что может быть прекраснее. Жаль, конечно, что музыка в таких случаях не кормит, но и сказать, что зря проучилась, тоже нельзя.

Труднее юношам, которым не везет, что называется, попасть в струю. Таким приходится, как правило, либо ограничиться преподаванием в музыкальной школе (что для мужчины и не денежно, и далеко не во всем соответствует представлениям о карьере дирижёра), либо устроиться рядовым музыкантом в какой-нибудь оркестр (но и это не просто), либо оставить музыку исключительно для себя, любимого. Папа-музыкант – разве это само по себе плохо?

Но можно пойти в армию и, проявляя настойчивость, попасть в хороший военный оркестр. И попытаться за годы службы пробиться в дирижёры.

Короче, где наша не пропадала? И потом, хорошо владеть музыкальным инструментом (для выпускника ДХО – это фортепьяно) и красиво петь – разве само по себе это не ценность? Ещё какая! Потому что не все в нашем мире измеряется уровнем жизни и заработками. Это я вам не только как автор книги о профессиях говорю, но и как профессиональный музыкант, которого музыка никогда, увы, нормально не кормила, но для которого она при этом не стала чем-то не стоящим любви.

Среди музыкальных профессий есть одна, без которой не состоится ни один концерт оркестровой . Данная статья посвящена такой профессии как «дирижер». Здесь мы расскажем, дирижер кто это такой, а так же, чем занимается и что за профессия это. Дадим описание личных психологических качеств, которыми должен обладать представитель профессии. А так же, где пройти обучение, что бы стать дирижером.

Из википедии нам известно, что дирижер – это человек, который виртуозно управляет игрой оркестра или хора.

Чем занимается дирижер

Стоит отметить, что дирижер является одной из самых сложных музыкальных , поэтому и функциональные обязанности у него далеко не простые.

К ним относятся:

Несение полной ответственности за звучание того или иного произведения во время концерта;

Иметь глубокие познания в большинстве классических музыкальных произведений;

Умеет правильно расставлять акценты между всеми участниками оркестра или хора;

Видит музыкальные возможности всех музыкантов и согласно этому составляет партии в представлении.

Требования к профессиональным навыкам

  • Обладать идеальным музыкальным слухом и чувством такта;
  • Иметь отличную интуицию;
  • Обладать музыкальной грамотностью;
  • Иметь гибкость рук и пальцев;
  • Обладать хорошей координацией движений;
  • Иметь высшее академическое образование по дирижерству;
  • Быть лидером по жизни и в коллективе;
  • Обладать организаторскими способностями;
  • Быть творческим человеком;
  • Возможно создание своего личного сценария по управлению коллективом музыкантов;
  • Быть коммуникабельным и общительным человеком.

Как стать дирижером

Для того, что бы стать дирижером, необходимо следующее:

Полное соответствие профессии со стороны личных качеств;

Обязательно окончание музыкальной школы, знание нотной грамоты, сольфеджио;

Получить высшее музыкальное образование;

Практические занятия.

Только обладая идеальными знаниями и практическими умениями, можно стать успешным управленцем в музыкальной среде.

Плюсы и минусы дирижерства

В этом разделе предоставим важную информацию , которые видят себя в данной профессии. Здесь мы даем описание плюсов и минусов, с которыми можно столкнуться в работе.

Разберем плюсы:

  • Быть старшим и главным всегда приятно;
  • Появляется значимость и уважение в коллективе;
  • Частые гастроли;
  • При желании развиваться, есть возможность получить высокую популярность;
  • Есть вероятность стать медийной личностью;
  • Высокий уровень оплаты .

А теперь о минусах:

  • Необходимо иметь врожденный музыкальный талант, иначе будет гораздо сложнее добиваться результатов;
  • Придется долго учиться;
  • Высокая ответственность;
  • Для получения высокого разряда профессионализма нужен не один год работы над совершенствованием личного мастерства.

Подведем итоги

Данная статья является информационным пособием для тех, кому интересно, дирижер это кто такой. Мы рассказали, чем он занимается, каковы его функциональные обязанности в управлении музыкальным коллективом. Ну и конечно, здесь представлено описание плюсов и минусов в этой сфере деятельности.

Художественный уровень исполнения каждого музыканта зависит не только от его таланта и исполнительского мастерства, но и от всей предварительной работы по освоению произведения. Работа эта требует огромного, настойчивого, целенаправленного творческого труда и в зависимости от сложности и объемности произведения продолжается длительное время.

Если сравнивать подготовительную работу дирижера с подобной же работой инструменталиста, то она в некотором отношении может показаться менее сложной, не требующей таких усилий, затраты энергии и времени. Действительно, дирижеру не приходится затрачивать много времени и труда на то, чтобы освоить какой-нибудь виртуозный пассаж, выучить наизусть сложнейший полифонический кусок произведения, отшлифовать исполнительские детали, найти соответствующий колорит звучания и т. д. Укажем и на то, что инструменталист должен одинаково усердно работать и над новым произведением и над тем, которое он хорошо знает на слух.

Если исходить из данного критерия, то предварительная работа дирижера по сравнению с работой инструменталиста вообще покажется незначительной. Действительно, опытный дирижер может в случае необходимости продирижировать хорошо известным ему произведением даже без репетиции. В этом, по существу, нет ничего удивительного. Ведь исполнителем является оркестр, который знает произведение и играет так, как было приготовлено до этого его музыкальным руководителем. От дирижера, выступающего экспромтом, требуется лишь наличие дирижерских навыков и знание темпов, которых необходимо придерживаться.

Но рассмотрим другой пример, в котором отсутствует элемент случайности, внезапности. Молодой дирижер управляет оркестром, исполняющим хорошо известную ему программу. Он проводит репетиции. Однако они необходимы самому дирижеру, а не оркестру.

Как же дирижер ведет себя на репетиции, как использует время, отведенное ему для работы с оркестром? Как правило, он довольствуется тем уровнем исполнения, который свойствен данному музыкальному коллективу. Он не пытается улучшить качество исполнения, внести в него какие-то индивидуальные черты. Он останавливает оркестр лишь в случае, например, недостаточно совершенного ансамбля, неверной динамики и т. п.

Можно ли такого дирижера назвать подлинным исполнителем, качество исполнения считать его заслугой? Ведь тот или иной уровень исполнения зависит в данном случае только от квалификации оркестра, от искусства музыкантов коллектива. Не случайно в последнее время можно услышать мнение о том, что современные оркестры

по своему профессиональному мастерству переросли уровень многих дирижеров. Исторически, с появлением руководителя исполнения в его деятельности

преобладала педагогическая сторона. Дирижер - а он был либо композитор, автор исполнявшегося произведения, либо наиболее авторитетный участник оркестра (концертмейстер первых скрипок)- являлся подлинным наставником музыкантов. Понятно, какую огромную роль в деятельности дирижера и по сию пору играет репетиционная работа. Именно эта сторона деятельности дирижера предъявляла и предъявляет к нему высочайшие требования. Не без основания можно сказать, что репетиционная работа по-настоящему определяет его профессиональные качества, именно

она создает оценку его как руководителя оркестра. Это не уменьшает значимости мануальных средств управления, которыми располагает дирижер, руководя оркестром, так как именно они являются тем орудием, с помощью которого он осуществляет свое педагогическое воздействие на музыкантов.

Как правило, работа с оркестром является наиболее уязвимым местом в воспитании дирижера. И это не случайно. Обучение дирижера обычно сводится к выработке навыков дирижирования и освоению репертуара, то есть к дирижированию рядом произведений в классе. Однако исключительно важный и ответственный раздел деятельности дирижера - работа с оркестром - остается вне сферы внимания и заботы как педагога, так и самого обучающегося. Научиться репетировать, освоить этот сложный процесс возможно только в результате практической работы с музыкальным коллективом. И мы видим, что молодые дирижеры, к моменту окончания учебного заведения еще недостаточно умеющие работать с оркестром, в дальнейшем в результате практической деятельности приобретают некоторые необходимые навыки. Это обстоятельство и является причиной несколько пренебрежительного отношения учащихся к активному развитию этих навыков еще в стенах учебного заведения.

Возникают вопросы: сколько лет потребуется дирижеру для того, чтобы научиться в дальнейшем работать с оркестром; встретит ли он в своей будущей работе условия, благоприятствующие приобретению навыков дирижирования, и самое главное - насколько совершенны будут те навыки, которые молодой дирижер сможет приобрести в коллективе, где ему предстоит работать. Предположим, молодой дирижер начал свою работу в оркестре оперного театра. Здесь он имеет возможность войти в спектакль в качестве дублера. Ни о какой работе с оркестром не может быть и речи. Где же он может в этом случае приобрести навыки работы с оркестром? Только наблюдая репетиции главного дирижера. Таким образом, уровень приобретаемых подобным способом навыков обусловливается профессиональным уровнем главного дирижера. Но всегда ли высок этот уровень?

Более благоприятными могут оказаться условия в том случае, если окончивший учебное заведение получит работу в симфоническом оркестре. Здесь, имея возможность дирижировать несколькими программами, дирижер сможет хотя бы немного репетировать, то есть приобретать необходимый для этого опыт. Но от дирижера филармонического оркестра уже с момента его поступления на работу требуется умение не только дирижировать, но и работать с оркестром. Это особенно необходимо в тех случаях, когда оркестр - невысокого класса и потому работа дирижера приобретает особенно важное значение. Здесь-то молодой дирижер и окажется несостоятельным, профессионально неподготовленным.

Описываемые недостатки в воспитании дирижера имеют и исторические корни. Как мы знаем, систематическое специальное обучение дирижерскому искусству в учебных заведениях не насчитывает и столетия своего существования. До этого дирижерскому ремеслу обучались на практике, перенимая наглядным методом навыки у дирижера, стоявшего во главе оркестра. Естественно, что обучающийся - часто участник данного коллектива, концертмейстер оперного театра или композитор, - участвуя в работе оркестра либо присутствуя на репетициях, одновременно с навыками дирижирования перенимал и методы работы с оркестром.

С возникновением специального обучения дирижерскому искусству навыки дирижирования стали осваиваться уже не на репетициях оркестра, а в соответствующих классах. Теперь молодой дирижер обучался дирижерской технике не наглядно, а дирижируя пианистами, играющими переложения оркестровых произведений. Средства дирижерской техники стали осваиваться на практике управления исполнителями. Это в известной мере способствует более совершенному овладению дирижерской техникой. Значительно повысилась сложность осваиваемых уже на первых курсах симфонических произведений. Специальное обучение дирижированию, в особенности если оно находится

в руках талантливого и опытного педагога, - безусловно наиболее прогрессивная форма воспитания дирижера. Но наряду с положительными она имеет и негативные стороны.

Получая все знания из рук педагога, обучающийся перестает самостоятельно и активно искать и развивать мануальные средства управления исполнением. Ему уже нет необходимости пристально вглядываться в применяемые дирижером средства управления, не приходится анализировать их, постигать ту или иную их практическую ценность. Немаловажным обстоятельством будет и то, что при наглядном методе обучения подлинных успехов может добиться лишь по-настоящему одаренный музыкант, наделенный дирижерскими способностями. Ныне при наличии специального обучения освоить внешнюю сторону дирижерских приемов могут и малоодаренные люди.

Но важнее другое обстоятельство. Обучение с переходом в специальные классы оторвалось от оркестра, от оркестровой специфики. Молодой дирижер уже не сидит на репетициях - у него для этого нет времени. Да к этому его никто и не побуждает. Молодой дирижер, успешно дирижирующий пианистами, становится беспомощным в случае если ему необходимо репетировать. Конечно, в наше время обучающийся имеет большие возможности знакомиться с симфоническими произведениями в записи лучших оркестров и дирижеров. Но эти образцовые примеры не приводят к положительным результатам. Сталкиваясь с наглядной реальностью - посредственным исполнением учебного оркестра, дирижер теряется, не знает, с чего начать, на что обратить внимание. К тому же у него нет ни знаний, ни развитого внимания, а без них дирижер подобен кораблю без руля. Из дирижерской педагогики выпало важнейшее звено - обучение навыкам репетиционной работы. Отсюда и неполноценность выпускаемых учебными заведениями специалистов.

Приступая к работе с оркестром, дирижер должен начинать ее не с азов, а будучи уже достаточно осведомленным, имеющим определенные знания, а главное, достаточно развитые многообразные навыки. Какими же данными, качествами и знаниями должен обладать дирижер для того, чтобы полноценно и профессионально работать с оркестром?

Приведем их в обобщенном виде.

1) Дирижер должен быть наделен исполнительскими данными (способностями) и иметь исполнительский опыт, то есть уметь самостоятельно компоновать исполнение, интерпретировать музыку, анализировать процесс собственного исполнения (предполагается, что к обучению дирижерскому искусству допускаются лица, соответствующие этому первому основному требованию). 2) Дирижер должен обладать педагогическими данными, то есть широким комплексом педагогических навыков, качеств и знаний. Под этим мы подразумеваем различные виды слухового внимания - интонационного, исполнительского, а также способность анализировать чужое исполнение, умение объяснять принципы исполнения, исполнительские задачи и намерения, умение вызывать творческое отношение к исполнению и пр. 3) Дирижер должен знать свойства оркестровых инструментов (прежде всего - группы смычковых инструментов), их технические и выразительные возможности (в частности, штрихи). 4) Дирижер должен быть знаком с практикой проведения репетиций, приобретенной в результате работы в оркестре либо при посещении репетиций. 5) Он должен быть знаком с основами хорового исполнительства. 6) Дирижеру необходимо иметь некоторую практику работы с вокалистами в качестве концертмейстера и аккомпаниатора. 7) Необходимо быть знакомым с практикой проведения оперных спевок.

Дирижер-исполнитель

Исполнительские способности лежат в основе дирижерского дарования, определяют уровень и характер его исполнительского мастерства. Этот тезис признается

всеми. Однако редко кто задумывается над его содержанием, над его механизмом применительно к деятельности дирижера. Приведем некоторые соображения.

Дирижер должен быть исполнителем высокого класса; лишь в этом случае он будет исполнительской индивидуальностью, артистической личностью. Музыканту, едва владеющему инструментом или играющему на балалайке, труднее стать подлинным дирижером, даже если он и обладает потенциальными дирижерскими данными. На какомто, не очень высоком уровне своего развития собственно дирижерские способности достигнут своего потолка, фактически они станут бесполезными, будут работать вхолостую, поскольку им нечего выражать: у дирижера нет достаточно развитых и активных музыкальных представлений.

Мы затронули этот спорный вопрос лишь по той причине, что нередко на дирижерское отделение принимаются лица, отнюдь не проявившие себя талантливыми исполнителями-инструменталистами. Практика показывает, что некоторые музыкальные коллективы, создающиеся как бы на основе товарищества, предпочитают видеть в качестве своего руководителя не дипломированного дирижера, только что окончившего учебное заведение, а талантливого музыканта, уже зарекомендовавшего себя в концертной деятельности, исполнителя, хотя он, может быть, и не имеет дирижерских навыков. (Вот такому-то музыканту и следует учиться дирижированию!) Станет ли он в конце концов дирижером высокого уровня, зависит от наличия у него дирижерских способностей и здравого смысла, чтобы приобрести под руководством опытного педагога дирижерские навыки.

Мы говорим о необходимости исполнительского дарования и исполнительского опыта как об основе умения работать с оркестром. В чем же это выражается? Совершенно очевидно, что управлять исполнением (именно управлять, а не только играть самому) может музыкант с активным исполнительским мышлением. Если дирижер освоил произведение по механической записи, если он не прошел все стадии напряженной творческой работы по созданию содержательной интерпретации, он не сможет руководить исполнением активно, с неподдельной выразительностью. Дирижер должен понимать структуру произведения, видеть и чувствовать динамику развертывания музыкальной ткани, ощущать образный строй, содержание. Дирижер должен чувствовать динамические свойства музыкальной материи в своих двигательных ощущениях. Как говорят, дирижер должен постичь произведение «разумом и чувством».

Каким музыкальным инструментом должен владеть дирижер? Конечно, музыкальное дарование может проявляться при игре на любом инструменте. Но применительно к требованиям дирижерского искусства можно говорить о необходимости владения фортепиано или каким-либо смычковым инструментом. Характер инструмента в известной степени отражается на исполнительских свойствах дирижера. Музыкальная психология пианиста несколько иная, чем у исполнителя на смычковом инструменте.

Пианист играет на инструменте, позволяющем исполнять объемные, многоголосные, многослойные произведения, включая произведения, написанные для оркестра. Это определяет и характер его музыкального мышления, способного охватывать целый комплекс различных голосов и фактурных слоев. Работая над произведением, он, подобно дирижеру, ищет и устанавливает нужный баланс звучания между отдельными голосами и фактурными слоями, ищет наиболее выразительный колорит звучания. Исполнительская практика пианиста помогает дирижеру работать с оркестром, так как приобщает его к охвату многоголосия.

Динамика движений пианиста до известной степени помогает ощущать динамичность движения музыкальной ткани, ее развитие. Технические приемы игры на инструменте позволяют чуткому пианисту отражать музыкальное движение. Весьма важно и то, что дирижер, хорошо владеющий фортепиано, может осваивать симфоническое произведение, играя его на инструменте. Это не только облегчает процесс овладения материалом, но и помогает в творческой работе над исполнительским



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!