Смешанное вскармливание. Питание детей старше года

В возрасте около 1 года 3 месяцев для малыша самыми интересными и самыми важными по-прежнему продолжают оставаться предметные игры, т.е. игры, во время которых ребенок крутит-вертит игрушки и другие предметы, ощупывает их, знакомится с их назначением. Повторяя помногу раз одни и те же действия с предметами, малыш познает их физические свойства, накапливает свой собственный опыт взаимодействия с ними, ну и, конечно, совершенствует моторику, оттачивает навыки и умения.

Ранее я уже публиковала несколько статей с подборкой наших игр для развития сенсомоторных навыков. В сегодняшней статье – чуть более сложные занятия, примерно рассчитанные на малышей старше 1 года 3 месяцев. Разбиение по возрастам, конечно, несколько условно и сделано лишь для того, чтобы было удобнее ориентироваться во множестве игр. Так что не дожидайтесь определенного возраста, а используйте занятия из этой статьи тогда, когда почувствуете, что ребенок готов.

Хочу заметить, что многие игры из статей «Развивающие игры для детей 1 года»по-прежнему актуальны и в возрасте после 1 года 3 месяцев, в частности , .

Ну а теперь представляю вашему вниманию еще 10 вариантов развивающих игр:

1. Сортировать предметы

В этом возрасте можно начинать предлагать малышу первые «аналитические» игры. Т.е. малышу нужно будет не только что-то пощупать, нажать, открыть, но и хорошенько все обдумать, прежде чем сделать.

Итак, предложите ребенку рассортировать вместе с вами какие-либо предметы по двум коробочкам. Например, разделите кубики на красные и зеленые. Сортировать можно не только по цвету, но и по размеру (большие и маленькие) или форме (круги и квадраты). На первом этапе используйте только один критерий для сортировки! Кроме того, постарайтесь, чтобы поначалу по всем остальным свойствам предметы были полностью идентичны . Т.е. например, если вы сортируете кубики на красные и зеленые, желательно, чтобы они были одинакового размера. Так ребенку будет понятнее.

Что еще можно сортировать? Хорошо для сортировки подойдут орехи в скорлупе: большие (грецкие) складываем в одну миску, маленькие (лесные, или кедровые) – в другую. На кухне можно сортировать конфеты на 2 разновидности, отделять фасоль от макарон и т.п. Да в принципе, можно сортировать практически любую мелочевку, которая попадется под руку.

Также можно изготовить специальные карточки для сортировки . На одних карточках нарисовать все предметы большого размера, на других – точно такие же предметы, только маленькие. Другой вариант: на одних карточках нарисуйте круги, на других – квадраты. Мы в своих играх использовали готовые наборы «Школы семи гномов» для сортировки по цвету и по размеру . Наборы, прямо скажем, ничего особенного, но если лень самим делать карточки, то подойдут.

Для начала сортируйте предметы только на две группы, когда ребенок уловит суть игры, можете добавлять больше разновидностей. Т.е. увеличивайте количество цветов, форм или размеров, участвующих в игре.

Для поддержания интереса к игре можно не просто сортировать предметы по безликим коробочкам, а раздать коробочки любимым игрушкам и объявить малышу, что чебурашка, например, любит только круги, а вот мишка – только треугольники, поэтому нам нужно помочь им разложить все правильно.

Отдельный пласт представляют собой игры на сортировку по цветам . В статье « » можно найти несколько вариантов такой сортировки. К примеру, вот такой сортер из коробки от чая и разноцветных деталей мозаики. Ничуть не хуже получаются сортеры с деталями конструктора, разноцветными скрепками, пуговицами и т.д.

Из несамодельных вариантов самый лучший цветовой сортер, на мой взгляд, — это волшебный комодик . Здесь, помимо того, что ребенок учится различать цвета, он еще и тренирует мелкую моторику — учится направлять маленькие детали точно в дырочку, а также укладывать их в рамки-вкладыши. Задача непростая и ооочень увлекательная. Ребенок может и час за ней просидеть

Если цветные сортирвоки уже надоели, то можно присмотреться к комодикам "Формы " или "Животные "

Ну и, наконец, если вы хотите включить в свою игру больше цветов и оттенков и при этом являетесь любителем красивых и экологичных Монтессори-игрушек, то вам обязательно сгодятся сортеры в виде цветных гномиков , матрешек и деревянных мисочек .



2. Играть с водой

По моим наблюдениям, игры с переливанием воды становятся интересны ребенку даже раньше, чем в 1 год 3 месяца. Первые действия, которые нужно осваивать – это переливания из стаканчика в стаканчик, наполнение одной большой емкости при помощи другой посуды поменьше (например, небольшими стаканчиками черпаем воду в ведерко). После того, как эти действия освоены, можно учиться разливать воду по стаканам из небольшого чайничка или кувшинчика . Мы учились на чайнике высотой 20 сантиметров.

Во время такой игры главное, чему нужно учить малыша – это правильно держать чайник. Объясняйте ребенку, что чайник нужно держать правой рукой (если он правша) за ручку, а левой немного придерживать с другой стороны, при этом поднимать чайник нужно так, чтобы он не касался края стаканчика, иначе стакан упадет. Конечно, на первых порах вам нужно будет держать чайник вместе с малышом, т.к. это задание не из легких.

Переливание воды из чайника в стаканы, естественно, можно интересно обыгрывать. Рассадите игрушки и скажите малышу, что ему сейчас предстоит ответственное задание – разлить всем гостям-игрушкам чай.

3. Просеивать крупы через ситечко

Еще одна развивающая игра, придуманная знаменитой . Эта игра нацелена на знакомство ребенка с ситом и его интересным свойством – отделять крупное от мелкого. Для занятия нужно предварительно смешать в миске манку и фасоль. А затем вместе с малышом нужно при помощи ситечка с ручкой отделить фасоль от манки. Отсеянную фасоль складывайте в отдельную мисочку.

В процессе игры объясняйте малышу, что фасоль осталась в ситечке, потому что она крупная и не может пройти через дырочки в сите, а манка мелкая, поэтому она через дырочки просеивается.

4. Собирать пазлы из 2 частей


Показывайте малышу, как из двух частей можно получить единую картинку. Для этого подойдут самые простые пазлы или разрезные картинки (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Мы с Таисией в этом возрасте играли так: я брала одну половинку животного и начинала подставлять к ней разные варианты вторых половинок, Таисия показывала, какая половинка, по ее мнению, подходит, а какая нет. Такая игра дочке очень нравилась, но вот самостоятельно собирать картинки в этом возрасте она пока не хотела, настоящая « » у нас началась в 1,5 года.

5. Резать овощи и фрукты

Для этой игры понадобится набор разрезных овощей или фруктов (Ozon , KoroBoom , My-shop ) . Обычно такие овощи состоят из двух половин (а бывает и больше кусочков), сцепляющихся между собой липучкой. Также в комплект входит деревянный нож.

Игра очень полезная, потому что в ней ребенок учится координировать свои действия. Не так это просто, как казалось бы, — направлять нож ровно по разрезу, да еще и придерживая овощ другой рукой. А учить малыша придерживать овощ второй рукой нужно обязательно, именно так мы вырабатываем у него способность делать одновременно двумя руками разные действия. А еще ребенок учится самостоятельности, и чем упорнее он будет, тем быстрее поразит вас своими «кулинарными» навыками

6. Собирать пирамидку, подбирая подходящее по размеру колечко

Т.к. в этом возрасте малыш уже неплохо отличает маленькие предметы от больших, можно потихоньку учить его собирать пирамидку, нанизывая кольца в правильном порядке. Для этого нужно объяснять ребенку, что при сборе пирамидки всегда нужно ориентироваться на самое большое колечко. Нашли самое большое кольцо – надели его на стержень, из оставшихся снова ищем самое большое. Поначалу лучше использовать небольшие пирамидки из 3-4 колец, либо, если пирамидка большая, нужно ограничивать каждый выбор малыша 3-4 кольцами.

Аналогично можно учиться собирать пирамидку и из . Кроме того, колпачки также можно собирать в обратном порядке – начинать с самого маленького, а затем последовательно накрывать бОльшими колпачками, как бы пряча предыдущие.

Мы с Таисией регулярно практиковали построение пирамид и башен из колпачков. В 1 год 4 месяца она уже строила их (из 6-7 колец или колпачков) практически самостоятельно, с минимальным количеством моей помощи. Я предлагала дочке на выбор 3-4 детали, из которых она выбирала подходящие. Но больше всего Таисия любила последовательно прятать колпачки один под другим.

7. Собирать матрешку, самостоятельно подбирая половинку


Суть занятия сходна с предыдущим – игра учит ребенка ориентироваться в размерах и подбирать подходящие. Естественно, пока что малыш не будет полностью собирать матрешку (My-shop , Лабиринт , KoroBoom ) без вашей помощи, на данном этапе ему необходимо постоянно подсказывать, объяснять и наглядно демонстрировать, почему одна половинка подходит, а другая – нет.

Когда мы только учились собирать матрешку, мы играли так: все «головы» я откладывала в одну сторону, а «ноги» — в другую. Потом брала одну «голову» и предлагала несколько «ног» на выбор. Понимание того, что не каждые «ноги» подойдут к одной конкретной «голове» пришло к Таисии где-то в 1 год 2 месяца, с тех пор мы начали медленно, но верно обучаться искусству подбора размеров.

8. Собирать грибы/ягоды


Еще одна интересная игра родилась у нас сама собой, когда в нашем доме появился счетный набор «Грибы» (Лабиринт , My-shop , KoroBoom ). Суть игры такова: малышу нужно найти заранее расставленные по комнате грибочки (вместо них могут быть и другие одинаковые предметы, например, ягодки, маленькие мячики, листочки).

Грибочки нужно расставить заранее, пока ребенка нет в комнате. Некоторые грибочки нужно обязательно поставить на самых видных местах, чтобы малыш почувствовал интерес к игре и понял, что у него все получается. А некоторые нужно поставить так, чтобы пришлось чуть-чуть поискать, например, за ножкой стула, под машинкой и т.п. Но не слишком переусердствуйте! Игра хорошо развивает внимательность и наблюдательность.

9. Одевать кукол, накладывая одежду


С одеванием обычных кукол малыш пока что вряд ли справится, а вот на плоских куклах он уже вполне сможет реализовать свои дизайнерские начинания. В продаже можно найти различные наборы (Ozon , My-shop , KoroBoom ) (как правило, для игр в ванной), состоящие из кукол и богатого ассортимента одежды и аксессуаров на все случаи жизни - надевай все, что душе угодно.

Таисия эту игру очень полюбила как раз где-то в возрасте 1 года 3 месяцев. И по сей день мы периодически к ней возвращаемся, купаясь в ванной. В нашем наборе два персонажа для одевания, поэтому есть простор и для сюжетных игр.

10. Изучать противоположности на реальных предметах

Чем старше становится малыш, тем больше вещей начинает его интересовать, тем больше понятий он способен уяснить. Изучать различные понятия можно и по книжкам, но малыш усвоит все гораздо лучше, если ему показывать суть тех или иных вещей в реальности. Например, очень интересно изучать противоположности. Что именно изучать?

    Возьмите две пластиковые бутылки и наберите их водой, в одну налейте мало, а в другую много воды. Дайте ребенку поднять каждую из бутылок, объясните, что одна из них тяжелая, а другая легкая.

    Возьмите две пластиковые бутылки, в одну из них налейте горячей воды, а в другую – холодной. Ощупывая бутылки, малыш хорошо усвоит эти понятия.

    Полежите вместе с малышом сначала на подушке, а потом на полу. Объясните, что на подушке приятно и удобно лежать – она мягкая, а вот на полу не так – он твердый!

    Вы можете объяснять малышу понятия «пустой» и «полный» на примере пустого и полного стакана, или ведерка с песком.

Ну и все в таком духе, придумать подобных примеров в жизни можно очень много!

11. Играть с простыми мозаиками

А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам ! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.

Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно». Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики. Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.

Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это "Бабочки " (как на фото чуть выше), "Машинки ". Из пластиковых — "Веселые пуговки ".

На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — !

Ребёнок после года: развитие по годам

Ваш очаровательный кроха стремительно растёт. Меняется его внешний вид, любимые занятия, рацион питания, навыки. С каждым месяцем ребёнок после года становится всё больше похож на взрослого человека, он уже осознаёт себя отдельной, независимой личностью. Прошло то время, когда «мы гуляли» и «мы кушали», теперь же на первое место выходит ещё детское, но начинающее осознавать свою индивидуальность «Я».

На данном этапе развития, когда ребёнку от 1 года до 3 лет, важнейшими задачами для родителей становится улучшение приобретённых ранее способностей: речи, познавательных возможностей, а также физическое развитие детей старше года подвижными играми, гимнастикой и укрепляющими упражнениями.

Укрепляйте здоровье крохи, всячески поддерживайте социальное развитие ребёнка, помогайте ему налаживать контакты с другими детками. В процессе игры обучайте новым навыкам, следите за успехами и поддерживайте детское стремление участвовать в домашних делах, чтобы ваш малыш не отставал от одногодок.

Развитие детей раннего дошкольного возраста происходит поэтапно и постепенно, а наш календарь поможет вам проследить, как развивается ребёнок старше года и не отстаёт ли он от своих сверстников. Всё, что требуется для правильного роста – это материнская любовь, забота, а также регулярные занятия, подходящие по возрасту.

Родителей беспокоят вопросы «Сколько и как часто должен есть малыш?», то на втором году приходится ежедневно решать непростую задачу: чем накормить, чтобы было и полезно, и приучало к взрослой пище?

Какие продукты нужны ребенку

Молочные продукты

В питании детей в возрасте старше года по-прежнему большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам , которые должны входить в их рацион ежедневно. Дети, находящиеся на естественном вскармливании еще до 18 месяцев получают материнское молоко. Молоко же в натуральном виде лучше всего давать ребенку в виде кисломолочных продуктов желательно предназначенных для детского питания (кефир, биокефир, ряженка и др.). С 1 года можно использовать детские йогурты. Кроме того, ребенок должен получать цельное детское молоко в составе различных блюд – молочных каш, запеканок, кофейного напитка, чая с молоком. Наряду с цельным молоком можно использовать специализированные молочные напитки – это сухие молочные смеси для детей старше года.
Очень полезен творог , как источник биологически ценного и легко усвояемого белка, а также кальция. При этом ребенку лучше всего давать творог для детского питания.
Обязательными в рационе являются и неострые сорта сыра — 5-10 г в протертом виде или кусочками.
Сметану детям раннего возраста следует давать только в составе других блюд и не чаще, чем 2–4 раза в неделю.

Мясо и рыба

Как и на первом году жизни, в рацион ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет включается ежедневно мясо , как основной белковый компонент. Дети этого возраста из мясных продуктов могут получать говядину и телятину, нежирную свинину, баранину, мясо кролика, кур, цыплят, индейки, конину, различные субпродукты. Преобладать в рационе должны блюда из птицы и говядины, так как имеют более низкую долю жира. Детям старше 1,5 лет можно вводить в рацион колбасные изделия – сосиски, сардельки, нежирные колбасы, специализированные для детского питания, но не чаще 1-2 раз в неделю.
Полезна также рыба , белки которой легче перевариваются, чем белки мяса, а жиры содержат больше витамина А, и особые важные для детского организма жирные кислоты (омега-3). Морская рыба содержит большое количество йода. Для детей раннего возраста можно приготовить хека, треску, минтай, судака, окунь, лосось. Можно использовать рыбу в отварном виде, а также в виде котлет, тефтелей, биточков 1-2 раза в неделю. Нежелательны копченые виды рыб и рыбные консервы (кроме специализированных консервов для детского питания).
Икру следует рассматривать как деликатесный продукт, который рекомендуется употреблять в ограниченном количестве (не более 10-20 г) и не чаще 1-2 раз в неделю.
То же относится к соленым деликатесным рыбам, которые помимо соли, содержат также значительное количество жира.

Яйца

Все пищевые вещества яиц (белок, лецитин, витамины А и В12, бета-каротин) быстро и полностью всасываются в желудочно-кишечном тракте. Яйца целесообразно включать в рацион 2-3 раза в неделю по 1 яйцу в день. Их используют при приготовлении омлета, запеканок и салатов. Сырые яйца давать детям нельзя, так как в них содержится овидин – вещество, вредно влияющее на обмен витаминов.

Масло

Из жировых продуктов детям раннего возраста рекомендуется сливочное масло и различные растительные масла. Лучше всего их использовать в натуральном виде – сливочное масло давать с бутербродами или (как и растительное) добавлять в готовые блюда (каши, овощи, салаты, винегреты). Готовить блюда следует на растительном масле.

Крупа и хлеб

Крупы являются источниками растительного белка, многих витаминов и минеральных веществ. Особенно полезны детям гречневая и овсяная крупы, более богатые витаминами и железом. Макаронные изделия желательно давать реже, так как биологическая ценность их незначительна, а содержание углеводов высокое, поэтому их особенно важно ограничивать в питании детей с избыточной массой тела.
Хлеб входит в ежедневный набор рекомендуемых ребенку продуктов. В питании детей от 1 года до 1,5 лет чаще используется белый хлеб. Он более легко переваривается и усваивается, и дети этого возраста лучше его едят. Вместе с тем следует отметить, что в небольшом количестве им можно давать и ржаной хлеб, который содержит больше белка, витаминов группы В и пищевых волокон, благотворно влияющих на процессы пищеварения.

Сахар

В рацион ребенка в качестве чисто углеводного компонента входит сахар (не более 40 г в день) и сладости (мед, варенье, печенье, пастила, зефир, мармелад и др. – 20-40 г в день).

Овощи, фрукты и ягоды

Очень полезны для детей любого возраста, особенно раннего. Хотя в них мало белка и жира, но они содержат большое количество углеводов, широкий набор минеральных веществ (калий, железо, медь, магний, фосфор и др.), богаты витаминами, в том числе витаминами С, группы В, РР, бета-каротином. Кроме того, овощи, фрукты и ягоды богаты органическими кислотами, пектином, пищевыми волокнами, благотворно действующими на процессы пищеварения и обмена веществ. При использовании овощей и фруктов в значительной степени улучшается усвояемость белков и жиров.
Детям раннего возраста полезно включать в рацион различные фруктовые, ягодные и овощные соки, а также настой шиповника (до 100–150 мл в сутки) в качестве питья или третьего блюда.
Рекомендуется также широко использовать различные специализированные овощные и фруктовые консервы для детского питания, а также свежезамороженные фрукты и овощи, в которых хорошо сохраняются витамины.

Режим питания

В организации питания ребенка любого возраста большое значение имеет соблюдение правильного режима питания. Благодаря этому у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс на конкретное время, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, достаточную выработку пищеварительных соков, хорошее переваривание и усвоение пищи. Это также способствует лучшему аппетиту. Отклонения от установленного времени кормления не должны превышать 15–20 минут. В промежутках между кормлениями ребенку недопустимо давать какое-либо питание, в том числе фрукты, соки, молочные продукты и, особенно, разные сладости, так как это приводит к снижению аппетита и в очередной прием пищи ребенок может отказаться от более полезных блюд. При беспорядочном питании этот рефлекс угасает, выработка пищеварительных соков снижается, и пища усваивается хуже.
Поэтому для детей в возрасте от 1 года до 3 лет рекомендуется режим с 4-5-разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5–4 часа.
При построении рациона питания ребенка очень важно следить за правильным распределением продуктов в течение суток. Блюда из мяса, рыбы, яиц лучше давать ребенку в первую половину дня – на завтрак и обед. На ужин лучше приготовить молочно-растительную пищу, которая легче переваривается, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются и «тяжелая» белковая пища плохо усваивается, что иногда приводит к нарушению сна ребенка.

Количество пищи

Суточное количество пищи для детей в возрасте до 1,5 лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г (питье в данный объем не включается).
Детям в возрасте от 1,5 до 3 лет объем пищи увеличивается до 1300–1500 г в сутки. Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита, и, наоборот, уменьшение – к недоеданию. Объем каждой порции пищи также зависит от возраста ребенка.

Плавный переход

Детям до 1,5 лет показана протертая пища, мелко и крупноизмельченные протертые супы, каши, салаты, пюре. Овощи и фрукты для салатов натирают на мелкой терке. Мясо и рыбу готовят в виде суфле, тефтелей, паровых котлет. Рекомендовано отваривание, запекание и приготовление на пару.
Для детей старше 1,5 лет протертую пищу следует постепенно заменять более плотной, требующей жевания. Можно готовить различные крупяные и овощные запеканки, а овощи в вареном и тушеном виде нарезать мелкими кусочками. Салаты готовят из мелко нашинкованных и мелко нарезанных сырых и вареных овощей, заправленных растительным маслом. Мясо дают в виде паровых слегка обжаренных котлет, биточков или мелко нарезанного рагу, можно дать кусочек курицы. Рыбу, предварительно освобожденную от костей, можно давать не только вареную, но и жареную. Свежие фрукты следует очищать от кожицы и косточек и нарезать кусочками.
Таким образом, к трем годам ребенок почти полностью переходит на общий стол. Важно только помнить, что ему не следует давать слишком острую и пряную пищу, а также различные приправы – горчицу, хрен, острые соусы. В то же время очень полезны соленые огурцы, квашеная капуста, соленые помидоры, рубленая сельдь, но, конечно, в умеренном количестве.

Я сам!

Очень важно приучать ребенка самостоятельно употреблять пищу. Предложите годовалому малышу воспользоваться столовыми приборами (ложка, вилка). Пусть вас не пугает то, что большая часть пищи не попадет в рот, зато ребенок начнет активно осваивать новые премудрости.
Замечательно, если получится хотя бы 1-2 раза в день совместить детский прием пищи с трапезой остальных членов семьи. Это послужит ребенку наглядным и полезным уроком.
Также необходимо обучать ребенка и гигиеническим навыкам: кушать аккуратно, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, не отвлекаться во время еды.

Примерный набор продуктов для детей от 1,5 до 3 лет

Хлеб пшеничный 75 г
Хлеб ржаной 30 г
Крупы, макаронные изделия, бобовые 35 г
Картофель 210 г
Овощи разные 260 г
Фрукты свежие 150 г
Фрукты сухие 6 г
Кондитерские изделия 15 г
Масло сливочное 23 г
Масло растительное 10 г
Яйцо (штук) 0,5 г
Молоко, кефир 450 мл
Творог 50 г
Сметана 7 г
Мясо, птица 100 г
Рыба-филе 33 г
Сахар 45 г

Все новоиспеченные мамы знают, что в первые полгода единственная пища, которая идеально подходит малышу – это грудное молоко. Питание во втором полугодии жизни младенца, то есть момент введения прикорма , тоже весьма подробно описывается в пособиях и сборниках рекомендаций для молодых мам. Также отлично знакомы с примерным меню мамы дошколят, мальчиков и девочек старше 3 лет. А чем же питаются дети от 1 года до 3 лет? Где найти рекомендации для этой возрастной группы? «Потерянные» годы, о которых все забыли, очень важны для роста и развития малышей. Пришла пора обратить на них внимание!

К возрасту одного года и малышам и мамам уже известно понятие «пищевой интерес». Ребенок тянется к банану на столе, к хлебу в хлебнице и ко всему тому, что находится в маминой тарелке. В наше время модным является термин «педагогический прикорм». Педагогический прикорм — это способ ввода прикорма не по известной всем педиатрической схеме, а метод, дающий ребенку возможность пробовать понемногу все продукты с родительской тарелки. Естественно, при условии, что родители питаются правильной и здоровой пищей, а не сосисками с кетчупом. С возраста немного старше года ребенка уже пора постепенно переводить на «общий стол», но главный вопрос заключается все-таки не в возрасте малыша, а в том, чем за этим столом его будут кормить. В это время ребенок постепенно привыкает к той пище, которую он будет есть в дальнейшем, но переход от «питания первого года жизни» к «взрослому питанию» должен быть организован правильно, с сохранением и даже увеличением (ведь ваш малыш активно растет) количества потребляемых витаминов, минералов и микроэлементов. Весь тот набор продуктов, которые вы предлагаете малышу в течение дня, должен удовлетворять его потребность в белках, жирах и углеводах, а так же быть для малыша совершенно безопасными, иначе в таком переходе больше вреда, чем пользы. Для многих родителей этот период роста малыша – хороший повод для того, чтобы самим пересмотреть свою диету и отказаться от жареного, жирного и острого. Таким образом, у вас есть шанс поймать двух зайцев сразу: вам будет проще перевести ребенка на общий с вами стол, а бонусом к этому вы сами начнете питаться здоровой и полезной пищей! Кроме того, при невозможности по любым причинам грудного вскармливания после года стоит оставить в рационе ребенка специализированные детские смеси для детей старше 12 месяцев. Они являются не только важной составляющей меню — молочным продуктом, но и обеспечивают рацион ребенка сбалансированным количеством витаминов и минералов. Не стоит бросаться из крайности в крайность, при переходе на «взрослое питание» важен баланс между теми продуктами, к которым ребенок уже привык, и новинками в его рационе Обратите внимание на то, что в возрасте от 1 года до 3 лет ребенок должен обязательно получать достаточное количество жиров, но, что очень важно, правильных жиров. Снижать их количество в рационе малыша попросту нельзя, жиры необходимы для правильного развития и роста организма. Все дело в качестве – в пищу должны употребляться легкие растительные жиры, например, оливковое или подсолнечное масло, а не тяжелые, как сало. Полезна ребенку и рыба, которая содержит легкие для усвоения и очень полезные жиры. Самое главное, что стоит помнить – это то, что питание ребенка от 1 года до 3 лет должно быть не только разнообразным, но и, конечно, вкусным.

Сколько ребенок должен есть

На первом году жизни ребенок активнее всего прибавляет в весе и росте и ест 6-8 раз в сутки. На втором году темпы роста малыша слегка замедляются, количество приемов пищи в сутки сокращается, зато увеличиваются порции. И именно в этот момент у многих мам возникает вопрос – так сколько же раз в день должен питаться мой ребенок? Педиатры совместно с диетологами, с учетом новейших исследований рациона российских детей, считают оптимальной цифру пять: в это количество приемов пищи входят три основных – завтрак, обед и ужин, и два дополнительных – полдник и так называемый еще с советских времен «кефир» перед сном. Им может служить йогурт, специализированная молочная смесь или же сам кефир (но только специальный, адаптированный для детского питания). Единственное, в чем доктора единодушны – это категорически не должно быть обычное коровье молоко. Кстати, всего молочной и кисломолочной продукции в рационе ребенка этого возраста должно быть не менее 500 мл в день. В то время, как творога ребенку, не достигшему 3 лет в день можно не более 50 г, а йогурта не более 150-200 г (при больших объемах слишком велика будет нагрузка на почки малыша).

А вот что врачи действительно не рекомендуют, так это перекусы. Маленькое печенье, банан или баранка не только испортят аппетит, но могут принести и вред зубам. Кроме того, в такой ситуации мамам сложно контролировать объем питания ребенка, ведь даже после одного крекера малыш может попросту отказаться от обеда! Но и это еще не все. Пища с учетом перекусов получается несбалансированной, и из-за этого ребенок зачастую страдает дефицитом некоторых витаминов (чаще всего железа) и минералов.

Вредное для ребенка питание

К строгим врачебным запретам относятся также фастфуд и полуфабрикаты. Конечно, все мамы знают об этом. Но, когда ребенку исполняется год, или даже целых два, многим начинает казаться, что он уже такой большой, что одна пельмешка или ломтик картошки фри ничем ему не навредят. И это огромная ошибка! Фастфуд, полуфабрикаты и газированные напитки – вот три категорических «нет» для детей в возрасте до 3 лет. В полуфабрикатах, таких как сосиски и пельмени, содержится огромное количество животных жиров, достаточно тяжелых для еще не окрепшего желудочно-кишечного тракта ребенка, а газировка, помимо вздутия живота и газов, а также колоссального вреда для зубов, еще и вымывает из организма так необходимый для укрепления костей кальций. Фастфуд же, к которому, кстати, относится не только продукция предприятий быстрого питания, но и банальные чипсы, сухарики и поп-корн, отличается очень высокой калорийностью, содержанием большого количества сахара и жиров. Все это вызывает проблемы не только с желудком, но и в будущем с сердечно-сосудистой и эндокринной системами организма, и, конечно, ожирение. Вот почему от этих продуктов необходимо отказаться на все 100% и лучше не только до трех, а даже до пяти лет, в идеале же будет отлично, если в рационе ребенка вышеуказанные запрещенные продукты будут отсутствовать совсем.

Если вам очень хочется дать ребенку пельмени – сделайте их сами, вместе с малышом! Только в этом случае вы будете точно знать, что продукт, который вы даете своему ребенку, изготовлен с соблюдением всех санитарных норм, из качественного мясного фарша и домашнего теста. В таких пельменях вреда нет.

Как научить жевать

Что бы ни говорили вам опытные мамы старшего поколения, какую бы интересную информацию о новейших исследованиях в этой области, вы не вычитали в Интернете, а процесс перехода от пюреобразной пищи к кусочкам индивидуален для каждого ребенка. И об этом нужно помнить всегда. Малыш учится жевать тогда, когда он к этому готов. Задача мамы – всего лишь не тормозить, но и не форсировать события. Как в одном, так и в другом случае может произойти психологическая блокада. Если вы предложите большой кусок ребенку слишком рано – есть вероятность, что он подавится, и впоследствии будет бояться жевать кусочки. Если же затянете с этим процессом, то можете попасть в ситуацию, когда ребенок будет просто лениться, потому что есть пюре гораздо удобнее и привычнее. Обратите внимание, что говоря о вводе в рацион ребенка пищи «кусочками» мы не имеем в виду полный отказ от гомогенизированных блюд. Диетологами уже давно доказано, что верхней возрастной границы употребления пюреобразного (в том числе и баночного питания) просто нет. Вы можете полакомиться фруктовым пюре и в 2 года, и в 20, и в 50 лет. Для чего вообще вводят «кусочки»? Все дело в том, что после года ребенок должен постепенно учиться жевать, это входит в процесс привыкания к пище, которую он будет употреблять в дальнейшем всю свою жизнь. Но производители детского питания и тут успели «подсуетиться» – они придумали специальные баночки и каши с кусочками фруктов, для тех малышей, которые как раз только учатся жевать. Если же вы категорически не приемлете баночное питание, то для начала просто разомните обычную пищу вилкой, это – первая ступень привыкания к взрослой еде. Полезно давать ребенку пробовать взрослые гарниры: вареный рис, гречку, ведь, по сути, это просто очень маленькие кусочки. И стоит помнить о том, что навык жевания нисколько не зависит от того, даете вы или не даете ребенку пюре. Он базируется на питании кусочками! Поэтому лучше всего давать малышу два этих вида питания параллельно. Мамам также важно помнить, что именно из-за того, что современные дети мало едят твердой пищи, мало грызут, жуют и т.д., у большинства из них впоследствии наблюдается недоразвитие зубо-челюстного аппарата, а говоря проще, неправильный прикус и другие ортодонтические проблемы.

Детские каши

Затронем и еще один спорный момент в питании малышей: каши домашнего приготовления против каш пакетированных. Найдется немало сторонников как одного, так и другого вида питания. И те, и другие в своих предпочтениях будут правы, решать этот вопрос маме придется самостоятельно. Стоит обратить внимание на две вещи: состав пакетированных каш и условия хранения каш обычных. Что касается состава детской каши – здесь нет никакого секрета, все ингредиенты перечислены на упаковке, вы вправе знать, чем кормите собственного ребенка. А теперь, самое интересное — в любом магазине вы можете увидеть, что обычные каши хранятся в простых картонных коробках, а это значит, что и транспортируются они так же. Нет никакой гарантии, что за время, пока каша «едет» от завода до полки в вашем шкафу, там не успела поселиться какая-нибудь не очень полезная бактерия, которая может вызвать инфекцию. Специализированные детские каши производятся по высоким стандартам безопасности и хранятся в вакууме до того самого момента, как вы не откроете коробку и не разрежете пакет своими собственными ножницами. Конечно, в процессе варки обычной каши, которая занимает в среднем 20-25 минут, все микробы погибнут, но вместе с ними погибнут и полезные вещества, которые есть в крупе. И вот уже каша – это не обязательный к употреблению, содержащий витамины и микроэлементы продукт, а просто еда, не полезнее бутерброда с колбасой. Так что для питания детей от одного года до 3 лет все же лучше использовать специализированные детские каши. Производители детского питания всегда тестируют крупу для таких каш и при этом пользуются очень высокими стандартами качества. Особое внимание обычно обращается на все, что касается тяжелых металлов или бактериальной зараженности. Так что, используя пакетированные каши для детского питания, в их безопасности вы можете быть уверены. И пусть вас не пугает наличие таких каш в рационе малыша. Ведь они не только обеспечивают ребенка комплексом витаминов, но и являются вкусным и плотным завтраком! А это, как известно, залог хорошего настроения на весь день.

В полуфабрикатах, таких как сосиски и пельмени, содержится огромное количество животных жиров, достаточно тяжелых для еще не окрепшего желудочно-кишечного тракта ребенка, а газировка, помимо вздутия живота и газов, а также колоссального вреда для зубов, еще и вымывает из организма так необходимый для укрепления костей кальций.

Полуфабрикаты: пельмени, картошка фри, любой фастфуд. Газированные напитки, колбасы, сосиски, кофе и какао, шоколад, конфеты, копчености, маринованные продукты и соления, грибы, жареные продукты, маргарин.

Лучше, чтобы этих продуктов не было в рационе ребенка от 1 года до 3 лет:

Сдобное печенье, крекеры, мороженое, черный молотый перец, соль, сахар.

Какие продукты питания важны для ребенка в 1 – 2-3 года?

Можно и нужно, чтобы обязательно присутствовали в рационе ребенка с 1 года

Овощи: помидоры, огурцы, кабачки, тыква, морковь, картофель, капуста, цветная капуста, брокколи, редис, укроп.
Фрукты и ягоды: яблоки, бананы, персики, груши, апельсины.
Мясо: телятина, говядина, курица, индейка, кролик.
Рыба: треска, судак, горбуша, минтай.
Молочные/кисломолочные продукты: творог, кисломолочные напитки, специализированные молочные смеси (если грудное вскармливание не поддерживается после 1 года).
Злаковые продукты: каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная, пшеничная), хлеб.

Рацион питания ребенка от 1 года до 3 лет – видео

Питание ребенка после года

Питание детей от года. Здоровое меню ребенка

Вкусовые и обонятельные рецепторы формируются еще до рождения, и новорожденный уже имеет такие же, как у взрослого, механизмы восприятия вкуса. Естественно, поначалу все его предпочтения сводятся к сладкому – вкусу маминого молока. Но со временем, вкусовая палитра расширяется. И «первая кухня» малыша играет очень важную роль – это привитие здоровых пищевых привычек, которые останутся с ним на всю жизнь. Вот почему так важно, чтобы еда карапуза была не только полезной, но и вкусной. И вот почему нужно предлагать ребенку наиболее разнообразные блюда из одних и тех же продуктов – так выявляются его предпочтения, и мама узнает, что ему по вкусу. Педиатры настаивают на том, что кормить ребенка нужно исключительно блюдами, которые ему нравятся. Обязательно следует уважать вкус своего маленького гурмана, ведь ты же уважаешь его личность в целом.

Даже, если малыш сейчас отказался от какого-либо вида еды, не стоит отчаиваться. Имеет смысл, как ни в чем ни бывало предложить ребенку то же блюдо или его интерпретацию через пару недель – очень может быть, что малыш «сменит гнев на милость».

Опытные мамы советуют обязательно, готовя еду ребенку, пробовать блюдо самой. Если тебе не вкусно, чего ради малышу это понравится? Ведь очень часто вкусы мамы передаются ребенку – есть гипотеза, что это происходит еще в перинатальный период и зависит от питания беременной женщины.

Основные принципы «ясельной» кухни

Основу рациона ребенка должны составлять каши, кисломолочные продукты, разнообразные овощи, бобовые, мясо, рыба, яйца и фрукты. Если малыш – не аллергик, ему также предлагается цельное молоко, но лучше в составе готовых блюд. После года ребенку в небольших количествах рекомендуется давать детское печенье, сушки и хлеб, но это – дело вкуса. Некоторые малыши готовы лопать одну только сдобу, а другие согласны с сушками и печеньками только играть или кормить ими маму и куклу, а себя – ни в какую.

После 1,5 лет начинается плавное переведение ребенка на «взрослый стол», естественно, с соблюдением всех принципов здорового питания. Малыш уже умеет жевать и часто пробует есть сам, возможно, даже не сильно роняя и разливая. Самое время приучать ребенка есть жидкое первое блюдо на обед. Не очень часто можно предлагать малышу слегка поджаренные блюда – омлеты, сырники, блинчики. Также малыш будет есть «общий семейный» суп в котором найдет пассерованный лук и морковь. Но основными видами термической обработки остаются щадящие варка, тушение, запекание, варка на пару.

Обязательно нужно предлагать малышу овощи и фрукты в сыром виде: салаты или просто нарезанные кусочками, которые легко взять рукой и отправить в рот.


Несколько рецептов блюд для малышей

Фрикадельки куриные

Эти нежные фрикадельки можно класть ребенку в суп, а можно подать как основное блюдо с картофельным пюре. Удобно будет наделать сразу много фрикаделек и оставить их в морозилке, а при случае просто доставать и отваривать.

Итак, продукты на 4 – 5 порций:

  • 350 г куриного филе
  • 1 яйцо
  • ½ луковицы
  • 1½ ст. л. муки
  • маленькая щепотка соли

Мясо размели на мясорубке, вбей в фарш яйцо. Лук мелко поруби ножом и смешай с фаршем. Тщательно вымешай и добавь муку. Из полученного фарша скатай маленькие шарики – размером с грецкий орех. Подготовленные фрикадельки отваривай в кипящей воде 30 минут.

Как видно, это – универсальный рецепт для очень занятой мамы и вкусно питающегося ребенка.

Фрикадельки не понравились твоему малышу?

Тогда приготовь ему...

Суфле из курицы

  • 100 г куриного филе
  • 1 яйцо
  • 1 ст. л. риса
  • 2 ст. л. молока
  • 1 ч. л. сливочного масла
  • маленькая щепотка соли

Отвари отдельно мясо и молочную рисовую кашу. Такое количество каши (из 1 ложки крупы и 2 ложек молока) лучше варить в микроволновке. Просто залей рис водой (на 2 пальца выше) и вари до выкипания воды. Потом влей молоко и доваривай уже до готовности. Всего это займет не больше 10 минут.

Готовую рисовую кашу вместе с отварным мясом размели блендером в однородное пюре, добавь желток и растопленное сливочное масло. Яичный белок отдельно взбей в густую пену, после чего смешай с пюре. Всю массу тщательно вымешать и разложить в формочки, смазанные сливочным маслом. Готовить суфле на пару в течение 25 минут. Затем немного остудить и вынуть из формочек. Пусть кушанье малыша будет не только вкусным, но и красивым.

По двум вышеприведенным рецептам можно готовить фрикадельки и суфле из любого сорта мяса и рыбы. Экспериментируй, пока не найдешь любимый вариант твоего ребенка.

Ленивые вареники

Знаменитая детсадовская классика выручит современных мамочек, дети которых отказываются есть творог в чистом виде.

  • 200 г нежирного творога (не детский творожок, а обычный, плотный)
  • 2 яйца
  • 6 ст. л. муки
  • 2 ст. л. сахара
  • маленькая щепотка соли

Протри творог через сито – чтобы вареники получились нежными. Добавь сахар, соль и яйцо и взбей блендером. Постепенно добавляй муку – чтобы тесто можно было лепить. Но, чем меньше будет муки, тем лучше. Выложи тесто на доску, густо присыпанную мукой, скалку тоже обваляй в муке и раскатай лепешку толщиной в полпальца. Фигурными формочками повырезай красивые варенички и кинь их в кипящую воду. После закипания воды с варениками уменьши огонь и вари 5 - 7 минут. Готовые вареники подавай со сметаной и домашним вареньем

Многие мамы сетуют на то, что их дети не любят овощи. Но, если разбавить овощи любимыми ингредиентами, скорее всего, малыш с удовольствием съест мамин шедевр. Итак, пример –

Цветная капуста, запеченная со сметаной и сыром.

  • 1 средняя головка цветной капусты
  • 1 луковица
  • 100 г сметаны
  • 100 г твердого сыра

Разобранную на соцветия капусту отвари в кипящей воде в течение 5 минут и оставь остывать. Тем временем мелко порежь и спассеруй луковицу. В форму для запекания выложи капусту, смажь сметаной, перемешанной с пассерованным луком и посыпь тертым сыром. Запекай в духовке при 180 0 до появления румяной корочки. Такое блюдо малыш с удовольствием съест за компанию со взрослыми.

Фруктовое желе

Это лакомство будет полезно малышу, если ему уже исполнилось 2 года. Желатин содержит много кальция и других незаменимых минералов и аминокислот.

  • 20 г желатина
  • 4 ст. любого фруктового сока
  • 4 ч. л. сахара, ягоды для «утопления» в желе

В эмалированной посуде залей желатин 100 мл холодной воды и оставь для разбухания. После того, как он увеличился в объеме в 2 – 3 раза, поставь кастрюлю на огонь и прогрей до растворения, но до кипения не доводи. Добавь сок и сахар, перемешай, прогрей до кипения и разлей по формам. Опусти в формы ягоды, которые потом очень красиво будут смотреться в застывшем желе. Остуди и отправь в холодильник для застывания. Получился полезный, вкусный и красивый семейный десерт, который малыш с радостью разделит со всеми домочадцами.

Итак, мы привели несколько рецептов блюд «детской» кухни. Вооружившись этими рецептами, дополнив их своими находками, мама сможет заинтересовать кроху питанием, как увлекательной игрой, дающей наслаждение маленьким глазам, рту и животику. Приятного аппетита!



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!