Полировка капа березы. Обработка капа

Кап, сувель. Заготовка, сушка, свойства.

Автор данного материала - большой специалист в художественной обработке древесины (и не только древесины), уже знакомый нам по Сергей из Подмосковья. Сегодня Сергей раскроет читателям секрет быстрой сушки таких редких и интересных материалов, как кап и сувель. Информация очень редкая и полезная. Читаем...

Итак для начала определимся с некоторыми понятиями.
КАП - (он же ведьмин веник) это доброкачественное образование на дереве представляющий собой пучок тонких веточек растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.
Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но цениться весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделке мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), также производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров,женских заколок, мелкие украшения (кап берёзы). Использование на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также цениться резчиками по дереву за неповторимую текстуру.
Нельзя найти два одинаковых куска капа, даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.) но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с мяч волейбольный или с большую тарелку.
Резать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.
На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа(эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции и как понимаете, спилить мне там ничого не дали бы... Но я изловчился и нашол кап ясеня, по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков. Глядим:

СУВЕЛЬ - (она же свиль) Как ясно из названия нарост получил название из-за своей структуры (витая структура, это ещё мягко сказано). Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от КАПА, в будущем не путать сувель и кап).
Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от ореха до 1,5 метров высотой (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью). В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.
Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким "морозным" рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает "светиться" изнутри(при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно жёлтого до розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.
Фотки:

Как видно - кап на сувель не похож совершенно.

ЧАГА- это гриб, (не путать с грибом-трутовиком!!!) и он нам не нужен для наших целей.

Итак, как сушить. Сразу скажу что метод "запаривания" подходит для небольших кусков дерева. Где-то в половину мяча футбольного или небольшого поленца.

1. Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем то подобным.

СПИЛИВАТЬ НАРОСТЫ ЖЕЛАТЕЛЬНО В СУХОЕ ВРЕМЯ ГОДА, ИДЕАЛЬНО - В КОНЦЕ АВГУСТА, НАЧАЛЕ СЕНТЯБРЯ, ДО НАЧАЛА СОКОДВИЖЕНИЯ.

2. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц. всё равно отвалятся.
Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый, остальные наросты варят по той же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево естественно всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать всё равно, какую, холодную или горячую - всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки а не суммарный объём древесины.

3. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки с верхом соли (стаканы с водой кто считать будет??? А?). Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно.
Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду(именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной).
Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.

4. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок(опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка.
Стружки подойдут от электрорубанка(можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Кастрюльку и побольше было можно взять! Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смолы добавят древесине прочности и проявят текстуру.

5. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения.
Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.

6. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем на шкаф ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.

7 Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки.
Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.

8. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! используйте перчатки!

9. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага.
Дерево "привыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.

10. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать припуск на их удаление в последующей обработке.

11. Где искать наросты... Естественно в лесу. НО! определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые большие и красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами, кто больше и дальше обегал лес, тому и больше досталось.
Вроде всё. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.

12. После окончательного привыкания дерева к атмосфере можно начинать работать с заготовкой. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и если есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет" что называется, проявится вся внутренняя красота.

Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

За сим заканчиваю, вашЪ Serjant.

Что такое капы и сувели, чем они отличаются? Как и где их заготавливать? Как быстро и качественно высушить наросты в домашних условиях?

Кап

Итак, для начала определимся с некоторыми понятиями.

Кап (он же "ведьмин веник ") — это доброкачественное образование на дереве, представляющее собой пучок тонких веточек, растущих из каплевидного (чаще всего) нароста. При поперечном разрезе имеет текстуру с ярко выраженными сердцевинами сучков. Обрабатывается сложно из-за сильно свилеватой текстуры и огромного количества сучков. Крайне красив, прочен, прекрасно шлифуется и полируется.

Отдельные многочисленные участки обладают перламутровым отливом. Большого промышленного значения не имеет, но ценится весьма дорого из-за своей красоты. Если и используется в промышленности, то только в виде шпона для отделки мебели (в основном используется кап экзотических пород деревьев), а также для производства мелких изделий типа шкатулок, портсигаров, женских заколок, мелких украшений (кап берёзы). Использование капа на рукоятках ножей считается хорошим вкусом, а также ценится резчиками по дереву за неповторимую текстуру.

Нельзя найти два одинаковых куска капа, — даже половинки распиленного капа имеют разный рисунок, настолько неоднороден нарост. Растет на многих деревьях (липа, ольха, берёза, клён, дуб и т.п.), но наиболее ценным и красивым является берёзовый (из произрастающих в наших широтах). Нарост обычно небольшой, максимум размером с воллейбольный мяч или с большую тарелку.

Вырезать на капе какой-то узор не имеет смысла, так как всё забивает текстура.

На фото представлен берёзовый кап. К сожелению я не смог раздобыть разрез именно берёзового капа (эти снимки я делал рядом с отделением родной милиции, и, как понимаете, спилить мне там ничего не дали бы... Но я изловчился и нашел кап ясеня; по текструре большинство капов сходны и отличаются только цветом и размерами серцевинок сучков).


(свиль ) — как ясно из названия, нарост получил название из-за своей структуры. "Витая структура",

Это ещё мягко сказано. Сувель представляет собой каплевидный или шарообразный нарост на дереве (также есть кольцевая разновидность, охватывает ствол дерева по периметру), растет обычно быстрее самого дерева раза в 2-3. При распиле имеет текстуру близкую по рисунку к мрамору и перламутру (это основной признак отличия от капа ; в будущем не путать сувель и кап). Наличие перламутровых разводов на отшлифованном дереве создают прекрасную переливающуюся, светящуюся изнутри картину. Свиль также плохо обрабатывается, как и кап, но не так тяжело. Размер варьируется от размера ореха до 1,5 метров в высоту (сам такой видел на берёзе) и до 2 метров в диаметре (кольцевая сувель, охватывала ствол дерева полностью).

В Ватикане стоит купель значительно больше метра в диаметре, вырезанная из единого куска сувели. Сам сидел однажды в кресле, вырезанном из сувели. Прекрасно держит тонкую резьбу, но резать сувель не рекомендуется. Лучше отшлифовать и покрыть лаком (пропитать маслом). Изделие только от этого выиграет.

Наиболее ценной считается корневая или комлевая свиль. Наличие тёмных прожилок и четко выраженных перекрученных годовых колец. Это сказка. КРАСИВО, этим всё сказано. Ствольная сувель отличается более тонкой текстурой и более тонким "морозным" рисунком. И более светлой древесиной. По прочности комлевая сувель немного превосходит ствольную из-за особенности строения ствола дерева. Сувель прочна, красива, легко полируется и шлифуется. Хорошо просушенная и обработанная начинает "светиться" изнутри (при грамотной пропитке маслами дерево становиться похожим на янтарь и даже немного прозрачным). Обычно имеет цвет от нежно-жёлтого или розовато-коричневого до совсем охристо-коричневого. Всё зависит от условий и времени сушки. Кап имеет те же цвета.

Как видно, сувель на кап не похож совершенно.

— это гриб (не путать с грибом-трутовиком) и он нам не нужен для наших целей.

Заготовка

Где искать наросты... Естественно в лесу. НО! Определённых мест произрастания нет, они растут спонтанно, и самые красивые наросты найдёт самый глазастый и настырный. Это занятие сродни охоте за грибами — кто больше и дальше обе гал лес, тому и больше досталось.

Спиливаем нарост. Делаем это острой пилой. Иначе пилить замучаешься, и дерево начнёт лохматиться. Кору не счищаем.

Выделяю красным:

  1. Если нарост является "стволообъемлющим" или капокорнем, то правильнее воздержаться от его спиливания — дерево может погибнуть. Подобные капы и свили желательно приобретать при легальных лесозаготовках, когда дерево все равно обречено.
  2. Спиливать наросты желательно в сухое время года, идеально в коце августа, начале сентября, до начала сокодвижения.
  3. Не забываем замазать срез на дереве масляной краской или воском, или чем-то подобным.

Сушка

Итак, как сушить? Методом "запаривания". Сразу скажу что этот метод подходит для небольших кусков дерева: где-то в половину футбольного мяча или небольшого поленца.

  1. Берём ненужную кастрюлю (ведро), и кидаем туда деревяку. Кастрюлю нужно брать именно ненужную, так как в процессе варки образуется весьма хитрый отвар, который потом отмывать очень хлопотно. Лучше деревяку почистить от всяких лохмотьев бересты и других хрупких и болтающихся цастиц — всё равно отвалятся.

    Я рассматриваю именно берёзовый нарост, как наиболее доступный и красивый. Остальные наросты варят по той-же технологии. Полено соответственно чистят от всякого мусора и хрупких частиц. Наливаем воду. Это удобно делать гранёным стаканом (в нём 250 мл). Вода должна накрывать деревяку примерно на сантиметр-два. Дерево, естественно, всплывает, но прижмем ко дну и всё увидим. Воду наливать без разницы какую, холодную или горячую — всё равно закипит. В кастрюльку можно накидать деревяк сколько не жалко, важен объём отдельной деревяки, а не суммарный объём девесины.

  2. Берём поваренную соль, какую не жалко. Не суп варим. На литр воды сыпем 2 большие столовые ложки
    с верхом соли. Можно и больше, сколько не жалко, ничего страшного, переборщить невозможно. Главное чтоб вода была приторно соленой. Можно использовать морскую чистую воду (именно чистую, а то будет противно пахнуть тиной). Соль будет тянуть соки из дерева, но дерево не пропитает.
  3. Находим опилок смолистых пород древесины. Ель, сосна, проще всего достать. Берем пилу: и вперёд. Нам нужно две мощных горсти опилок (опилки загребаем двумя руками). Именно опилок, а не стружек от простого ручного рубанка. Стружки подойдут от электрорубанка (можно раздобыть на ближайшей лесопилке или настрогать самому). Я их всегда и использую. Они достаточно мелкие и их обычно можно много и легко получить. Чем больше смолы в опилках, тем лучше. И чем мельче опилки, тем лучше. Засыпаем в кастрюлю. Опилки придадут сувели приятный охристый цвет. От нежно розово-жёлтого до охристо-коричневого. А также смо лы добавят древесине прочности и проявят текстуру.
  4. Когда вода закипит, убавляем огонь и оставляем кипящим на 6-8 часов, можно и побольше, на сколько хватит терпения. Если кастрюлька большая, то можно и не убавлять пламя, пусть вода бурлит и пузыриться. Но смотреть нужно, чтоб вода не выкипела полностью. Соль, опилки, температура и время сделают свою дело. Воду подливаем по мере необходимости. В процессе варки образуется красный "бульончик". И накипь. Накипь лучше сразу удалять. Она отмывается очень сложно.
  5. Прошло 6-8 часов (в зависимости от размеров куска дерева). Вынимаем деревяку. Промываем под струёй воды от опилок. Воду из кастрюли
    вываливаем за ненужностью, но можно оставить и на следующий раз, если есть где хранить. Но выливать воду проще. Нарост закидываем
    на шкаф, ничем на оборачивая. На сутки-двое, пусть остынет.
  6. Процесс варки и сушки повторяем 2-4 раза в зависимости от объёма деревяки. Для ускорения процесса можно использовать скороварку. Время снижается до 4-6 часов.
  7. При последней варке нужно шустро ободрать кору, пока дерево горячее. Хотя она сама должна к этому времени отвалиться. Осторожно!!! Горячо!!! Используйте перчатки!
  8. Закидываем на шкаф на неделю-две. Дерево в принципе уже высохло, но пусть уйдёт оставшаяся влага. Дерево ""ривыкнет" к атмосфере. После окончательной просушки дерево станет похожим на кость, и его можно будет резать, пилить, шлифовать. Запаха постороннего никакого не будет. Будет пахнуть только деревом.
  9. В процессе ускоренной сушки древесины нужно помнить, что могут отразоваться небольшие трещины, и поэтому нужно давать
    припуск на их удаление в последующей обработке.
  10. Ещё раз напоминаю, что большие куски так сушить нельзя. Треснут. Обязательно. Проверено.
  11. После окончательного привыкания дерева к атмосфере, выполняем из него изделие. Пропитывать сувель и кап желательно маслом, и, если
    есть желание, то и воском тоже. Дерево проявит текстуру, "заиграет", что называется, проявиться вся его внутренняя красота.

Если возникнут вопросы или какие-то уточнения по поводу вышеописанной технологии, отвечу по мере сил и возможностей.

Кап- это наросты и утолщения, которые встречаются на стволах березы, клена, дуба, ореха, сосны и т.д. Возникают такие наплывы в местах разрастания тканей:

Его название происходит от славянского «кап»- голова. И действительно кап напоминает на дереве человеческую голову. Кап встречается на ветвях старых деревьев, на стволах. Также встречается капо-корень, это кап, который образовался у корневой части дерева. Самые крупные капо-корни достигают в диаметре 2м. Из капо-корня часто делают мебель:

Как это необычайно прочный и чрезвычайно декоративный материал, который ценится наравне с древесиной ценных пород.Текстура его рисунка на распиле- это переплетение годичных слоев, сердцевины спящих почек в виде концентрических кругов и темных точек. Спящих почек больше у стволового капа, чем у капо-корня, поэтому его фактура более выразительна:

Заготавливают кап только с поваленных деревьев в местах лесопилок. После того, как кап срезан, его освобождают от коры, сучков, смолы. Затем заготовку кипятят в 5% растворе поваренной соли. Длительность кипячения зависит от диаметра заготовки: до 10см в диаметре кипятят около часа, большие заготовки кипятят до 3-5 часов.

Кипячение нужно для нейтрализации сока внутри заготовки, так она быстрее сохнет. После кипячения, пока заготовка не высохла, ее очищают от остатков коры. Кипячение делает текстуру рисунка более выразительной. Затем заготовки высушивают несколько недель в помещении, либо в течении нескольких часов в сушильном шкафу или на батарее. После этого кап распиливают на пластинки. После этого дают всю волю фантазии, следя за тем, чтобы ваши замыслы не противоречили естественной красоте древесины, подчеркивая ее структуру. Внутреннюю часть изделия выбирают теслом, полукруглыми стамесками, клюкарзами. При чистовой обработке изделия удаляют лишние сучки, стараясь выявить игру разных слоев древесины, шлифуют наждачкой. Мелкие трещинки можно зашпаклевать, смешав мелкие опилки с клеем ПВА. При желании изделие можно тонировать морилками или естественными красителями, такими как луковая шелуха, ольховые шишки и т.д. Можно покрыть готовое изделие лаком или восковой мастикой.

Из капа изготавливают красивые шкатулки, курительные трубки, шахматы, рукоятки для ножей:

А также из капа получаются очень декоративные вазы, подсвечники и просто скульптуры для украшения интерьера природных форм:

Оцени, пожалуйста, этот пост:

brek-45 14-04-2012 23:03

нашел 2 березы сантиметров 45 в диаметре каждая с каповыми наростами в круг ими покрыты на высоту метров 6-7 и растут с одного комля тоже каповый примерно метра полтора в диаметре не сувель точно покрыты какбы почками один внизу отпилил жаль фотика с собой небыло дабы показать всю картину дома сфотал то что отпилил. вопрос как все првильно распилить поскольку никогда раньше этим не занимался. попробую залить фото может ганза примет

brek-45 15-04-2012 12:00

ну неужели ни кто незнает как правильно распилить? то ли сначала на чурки да и сушить либо эти чурки пополам в длину на сырую можно или просто наросты от ствола отпилить как я с одним поступил а комель просто на части как придется?

Scunc 15-04-2012 12:42

а тут не угадаеш,лотерея это.

Шухер 15-04-2012 01:24

quote: ну неужели ни кто незнает как правильно распилить?

хлеб резал когда-нибудь? Откуда начинаешь резать, с середины? Ну а чо тогда спрашиваешь??

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:06

Скажу по собственному опыту - лично я бы начал с удаления коры. Потому что после её удаления, взгляд на то, как именно стОит начать резать, может ОЧЕНЬ СИЛЬНО измениться.

Шухер 15-04-2012 02:20

Сань её хрен отделишь пока не сваришь. Каструльке ма такой нет...
"дохтор сказал "резать!" значит резать!")))
Вдоль её вдоль! Поперёк!

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:33

quote: Сань её хрен отделишь пока не сваришь.

Володь, всё прекрасно отделяется! Небольшой заточенный ломик, типа зубила или керна, молоток и ножик поувесистей. Тем более, что спилена она в период сокодвижения. Вполне нормально должна сойти.
Да и не надо её прям всю в чистую сдирать. Достаточно понять, где под корой дрова, а где пустоты, этой корой заполненные.

До обдирки коры это выглядело как практически идеальное полушарие

Шухер 15-04-2012 02:40

Сань предлагаю компромисс - нехрен с ней церемониться! Чего это за невидаль такая - кусь дров. Токма проблемы себе создаёте. Ты выкроишь себе лишних пару сантимов и потом сам же их отрежешь или спилишь в изделии.
Совсем другое дело если из этого куся вазу резать - то да можно и заморочиться.

YoNas_Kaki 15-04-2012 02:45

Шухер 15-04-2012 02:56

Всё равно почки срезать до самого мяса.

brek-45 15-04-2012 08:12

всем спасибо особенно комраду с ником шухер с этим куском понятно,но вопрос больше волнует как с остальным поступить толи также посрезать или лучше на чурки да домой под крышу пусть сохнут или эти чурки до сушки можно еще и в длину распустить

Dago 15-04-2012 10:50

Спилить и сварить. Предварительно распилив в хаотичном порядке)

Шухер 15-04-2012 12:14

quote: ли эти чурки до сушки можно еще и в длину распустить



Люди срезают капы.
Потом либо нарезают сразу на заготовки с запасом на усушку либо распускают на куски способные поместиться в сосуд для варки.
Варят.
Сушат.
Это 99% грамотного использования материала.

А бросить куски в собственном соку сохнуть под крышу (да ещё когда рез в сокодвижении) - расточительство. Материал капризный если задет в срезе.
Кольцевые по стволу капы так можно высушить если оставить с каэждой стороны по 10-15 см ствола. Я так лещину сушил - ствол в лоскуты а сама сувель живая.

brek-45 15-04-2012 14:50

Шухер 15-04-2012 16:12

По заморочкам пусть сведущие товарищи подскажут я тут не спец.

YoNas_Kaki 15-04-2012 19:25

quote: опилки листвиницы подойдут уж очень смолистые

Думаю, подойдут. Я б попробовал.

brek-45 15-04-2012 19:49

обязательно попробую. кстати спасибо за совет по очистке от коры сейчас сходил удалил кору и не только с этого куска а еще был один от корня раз в пять поболе да сувели три штуки килограм по 30-35 каждая правда не так чисто а на грубую топром и сразу стало видно где и как пилить завтра после работы думаю сначала бензо пилой по крупному а потом церкуляркой на бруски в размер 60х60х160мм или нужно крупней или наоборот можно меньше. для себя сделал вывод что сувель да и корнвой кап нужно чистить еще на дереве если высота позволяет после этого пилить ее можно не всю сразу а частями по стыкам если есть так таскать к машине легче да и мусора дома меньше.

YoNas_Kaki 15-04-2012 19:58

На счёт опилок лиственницы погоди. У нас тут с Шухером диспут в личке образовался на эту тему и в ходе оного я демонстрирую явное непонимание сути процесса Так что может и не пойдут они. Ща мы добазаримся с ним до какого-то консенсуса...

Шухер 15-04-2012 20:07

brek-45 15-04-2012 21:28

не вопрос подожду все равно завтра пилить а варить не раньше после завтра время есть. да я в теме по данной ссылке вычитал что добавляют кору лиственницы либо кору ивы при варке для тонировки а у меня чага березовая есть как думаете стоит что нибудь из них в состав для варки добавить или нет?

Romanz 15-04-2012 22:00

кора ивы или тонкие веточки в нарезке - то что надо, запах - обалдеть))) и цвет хорош...

tm105 16-04-2012 11:26

Я варил без опилок, кусками чтоб в ведро влазили, варил 6 часов, кора отвалилась в процессе варки, потом сушил. Пилил после сушки. Ничем не тонировал, после пропитки рукояти льнянкой получился такой янтарный цвет, а прожилки как бы полупрозрачные, мне так больше нравится - без краски.

YoNas_Kaki 16-04-2012 20:24

quote: Originally posted by Шухер:

нужно варить с солью, ветками ивы и можжевельника.
Соль ясно дело для повышения температуры при кипении а ветки ивы и можжевельника для контраста слоёв.
И пусть потом покажет фото готового изделия. И скажет на весь мир состав варева.

Шухер 16-04-2012 21:09

Чё ты меня сдал раньше времени. Нужно было от себя сказать про это знают все и ты тоже знал уверен вероятно просто забыл.
Новый способ простъ до безобразия.
Осталось проверить. Но проверка будет готова через месяц не раньше - до этого времени не высохнет. А ТС хочет щас - то старый метод написан.

Желательно увидеть что получилось у ТС и как играет на контрастах при пропитке светлым маслом.
Потом сравним и мой результат.
И будет выбор.
Аминь.

YoNas_Kaki 16-04-2012 21:38

Я тебя не сдавал! Я лишь написал, что ты занят колдунством. А поскольку ты всегда занят каким-нибудь колдунством, то и ничего нового я не сказал.

А про иву и можжевельник я ВПЕРВЫЕ узнал ВЧЕРА из нашей переписки. Везде, где мне доводилось читать об этом способе, писАлось, что опилки сосны или других хвойных.

brek-45 17-04-2012 05:22

вчера вышел на работу, завод по выпуску керамики, поговорил с технологом,и решил небольшую часть брусков заложить в сушильную камеру в воскресенье будет видно что получилось если высохнет и не порвет займусь поиском химии АНАКРОЛ90 и попытаюсь стабилизировать ну и конечно попробую сварить для себя решил положу кору ивы,соль и опилки листвинницы а в опилках и кора будет присутствовать. еще думаю надо после варки для ускорения процесса через сушилку прогнать если не вареное хорошо и без треска высохнет по мнению технолога должно получиться супер поскольку режимы сушки керамики и дерева схожи влажность и высокая темпаратура. а с можжевельником не знаю но вроде не растет он у нас

brek-45 17-04-2012 20:45

вот успел напилить после работы в основном кап бруски 90х90мм длина чем длинней тем лучше незнаю првильно иль нет. завтра заложу в сушилку в воскресенье увижу порветиль нет.

Шухер 18-04-2012 13:03

отмёчусь шоп маякнуло.
Температурный режим ба поподробней...

brek-45 18-04-2012 18:15

знаю что сушат трое суток про температуру завтра узнаю точно напишу,товарищ зимой сушил 2 заготовки для топорища бруски березовые не порвало и высохли отлично. свои сегодня заложил в воскресенье уиром будет известно что получилось вечером отпишусь.

Шухер 26-04-2012 02:26

А я всё жду...

brek-45 26-04-2012 05:52

не получилось порвало все надо пилить по новой и варить традиционно с солью и опилом но времени пока нет да и решил подождать пока листва распустится

Из капа - этого необыкновенного по прочности и красоте материала - издавна изготовляли самые разнообразные поделки (шкатулки, портсигары, рамки и др.). Прекрасные образцы каповой, или, как ее называли, «репчатой» посуды, датированные XVI-XVII веками, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, а также в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Глядя на них, не сразу подумаешь, что делались они топором, скобелем да ножом из куска дерева, или точнее, нароста на березе.

Название подобного нароста - кап, и происходит оно, как принято считать, от древнеславянского слова «кап», что значит голова. С первого взгляда растущий на дереве кап действительно напоминает по форме человеческую голову. Кап можно обнаружить как на ветвях старых деревьев, так и на самом стволе - стволовый кап. Если снять кору, то увидим, что «голова» вся покрыта бугорочками, сосочками, иголочками. Самый редкий и потому самый ценный кап находят, как правило, на ветвях. Обычно размеры его небольшие: 10...15 см, но иногда встречаются экземпляры до 40 см и более. Чтобы определить ценность нароста, мастер делал небольшой срез и сырой тряпочкой, а то и просто, в нетерпении послюнив палец, проводил им по срезу, чтобы увидеть главное - рисунок, неповторимый в каждой каповой «выплавке». Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, к тому же так прочен и увесист, что некоторые «умельцы» расточительно делают из него молотки-киянки.

Находят кап на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще всего на березе. Иногда на одном дереве - несколько каповых наростов. Одни специалисты считают, что самая красивая древесина у березового капа, другие - у грецкого ореха. Капокорень не что иное, как кап, образовавшийся у корневой шейки дерева. Иногда он выступает над поверхностью земли. «Подземный» кап (на корнях) можно обнаружить по побегам, которые он пускает каждой весной. Эти нежизнеспособные, быстро увядающие побеги и дают в текстуре капокорня черные точки, расположенные среди более светлых по тону волокон ствола.

Капокорни бывают круговые, опоясывающие дерево, и однобокие. Последние чаще всего образуются с южной стороны. Самые крупные из капокорней достигают в диаметре до 2 м, а весом бывают в целую тонну.

Особенно крупными размерами отличаются дубовые и ореховые капокорни. Из таких не одну столешницу удается сделать. Старые мастера Вятки некогда пластинами, напиленными из капокорня, оклеивали мебель. Правда, корневой кап ценится не так высоко, как настоящий, выросший на стволе или ветке дерева. Древесина у корневого капа помягче, а рисунок - попроще. Крупный капокорень характерен для берез возрастом 70...80 лет, растущих свободно - на полянах или опушках леса. Как правило, каповые березы растут чаще всего в смешанном лесу, обычно вдоль ручьев, небольших речек, возле озер и болот, причем растут они обычно не слишком близко друг к другу.

Встречается у капа двойник - сувель. Эта древесная складка-наплыв, которая иногда образуется на месте сгиба или надлома молодого деревца. Древесина сувеля тоже достаточно крепкая. Из нее краснодеревщики делают ручки к инструментам, вытачивают кегли, крокетные шары. Отличить сувель от капа довольно просто, так как поверхность первого гладкая, а на его срезе (спиле) нет главного достоинства капа - красивой текстуры. На том же срезе видны лишь длинные и редкие зигзаги волокон.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!