Как выглядит планер. Планер Orner

Дария Грин

23.07.2018 : 737 : 0

Blog как выбрать планер

"Всем великим переменам предшествует Хаос"

Любому эффективному планированию предшествует решение внутренних проблем

Я повторяю и буду повторять всегда:

Планирование это не просто списки, это баланс вашей личности, ваших желаний и возможностей (материальных в последнюю очередь).

Ниже я дам пошаговую инструкцию, как выбрать самый удобный для себя планер.
А сейчас лови состав нашего планера:
- Planner Green:
- Инструкция по заполнению и ведению планера;
- Лайфхаки и фишки планирования
- Инфоблок (важные даты, бюджет подарков, книги к прочтению и тп)
- Сам планер (развороты месяцев+ по 5 разворотов недель на каждый месяц)

ВОТ несколько шагов для выбора самого удобного варианта:

ШАГ 1
Выбери себе самый удобный формат: выбери самый удобный формат. Что тебе ближе, отрывной планер в котором удобно писать, отрывать листики как в отрывном настенном календаре и двигаться дальше. Планер на кольцах: подобен отрывному планеру, но тут ты можешь убирать или добавлять листы по своему желанию. Третий вариант: на пружинке. Самый простой и удобный для многих, т.к. все всегда с собой и перед глазами.

ШАГ 2
После того как ты выбрала себе формат планера, выбери себе формат внутреннего блока. Что тебе удобнее всего: разворот на неделю, либо ежедневные развороты.

В развороте на неделю ты можешь выбрать горизонтальную, вертикальную раскладку, раскладку по векторам и секторам, раскалдку по равнозначным кубикам, просто разлинованные страницы.

В ежедневном варианте ты можешь выбрать датированный, не датированный, разделенный по времени, с выделением приоритетов, с ежедневным планированием меню, покупок, бюджета. Все это может быть на развороте на день.

ШАГ 3
После этого, самое простое, выбрать себе дополнительный блок.
Это может быть:

Планирование бюджета,
-планирование меню,
-планирование покупок,
-планирование учебы
-и всех домашних дел,
-смм планер,
-мамин планер,
-любой блок, который дополнит твой стандартный состав. Это будет очень удобно, т.к. в главном блоке ты планируешь основные дела и приоритеты, а в дополнительном блоке всё структурировано и систематизировано для каждой сферы

Урок для учащихся 7 класса в рамках темы «Воздухоплавание»

Подготовил: , учитель физики, I кв. к.

МКОУ «Колыбельская СОШ», Лискинский район

Цели:

    Познавательные : дать понятие о планерах; показать применение закона Бернулли для движения планеров; рассмотреть устройство планеров, познакомить учащихся с основами инженерных знаний. Воспитательные : показать огромный вклад ученых, инженеров, летчиков-испытателей в дело создания планеров. Развивающие : способствовать развитию познавательной деятельности и расширению кругозора; развивать пространственное мышление; дать представление о применении планеров в природе и технике.

Оборудование : компьютер, интерактивная доска, слайды: схема планера, фотографии белки – летяги, летающей рыбы, планеров и другие; портрет Даниила Бернулли, крылатки клена, ясеня, бумага, установка для запуска планера

· Демонстрации : закона Бернулли, полета бумажного самолетика, полета крылатки клена, ясеня, полета модели планера

    Выставка моделей планеров, изготовленных учащимися заранее
Звучит песня, из кинофильма «Небесный Тихоход», «Первым делом самолеты» Вступительное слово учителя Прозвучавшая песня говорит о том, что сегодня речь пойдет о воздухоплавании. Энциклопедический словарь дает следующее определение термина «воздухоплавание»: «Воздухоплавание - перемещение в воздушном пространстве при помощи летательных аппаратов. В соответствии с международным воздушным правом к числу последних относятся: 1) летательные аппараты, подъемная сила которых создается заключенным в оболочке газом, это, например, воздушные шары , дирижабли; 2) летательные аппараты, подъемную силу которых создают потоки воздуха, обтекающие крылья, например самолеты (в том числе планеры, вертолеты и ракетопланы), а также парашюты и воздушные змеи». (На доске)

Мы с вами заглянем только на одну страничку воздухоплавания: мы поговорим о планерах.ФОТО планер

Пла́нер , планёр (фр. planeur , от лат. planum - плоскость) - безмоторный (исключение - класс мотопланеров) летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. (На доске)

Подъемная сила, действующая на крыло самолета, возникает согласно закону, открытому в 1738 г. петербургским академиком Даниилом Бернулли: (на экране фото Бернулли) Давление в жидкости, текущей в трубе, больше в тех частях, где скорость ее движения меньше, и наоборот, в тех частях, где скорость больше, давление меньше. Закон Бернулли относится не только к жидкости, но и к газу, если газ не сжимается на столько, чтобы изменился его объем. В узких частях труб скорость течения жидкости велика, а давление мало. Можно подобрать такое маленькое сечение трубы, что давление в потоке будет меньше атмосферного.

Опыты:

    Если взять полоску бумаги и дуть вдоль ее поверхности, то полоска поднимется вверх. Давление газа над полоской меньше давления снизу. Если сильно дуть через соломинку над легким шариком от пинг-понга, то это приведет к такому уменьшению давления сверху, что давление на шарик снизу должно будет поддерживать его висящим в воздухе.

https://pandia.ru/text/78/053/images/image004_102.jpg" width="262" height="168">

Одним из самых выдающихся покорителей воздушного пространства в мире растений является семя тропической лианы занонии, размах крыльев которого достигает 15 сантиметров.

Конструкторы первых летательных аппаратов строили планеры типа «летающее крыло», которые в точности копировали устройство семени тропической лианы.

DIV_ADBLOCK620">


https://pandia.ru/text/78/053/images/image008_69.jpg" width="159" height="229">

Не будь такого поистине гениального приспособления, плоды падали бы с дерева более или менее отвесно. В результате они прорастали бы в тени кроны материнского дерева, и молодые побеги вынуждены были бы вести между собой конкурентную борьбу за свет и жизненное пространство.

Еще однин летательный аппарат типа «несущий винт». Это плод ясеня обыкновенного (Fraxinus excelsior). Его «лопасть» подобно лопасти пропеллера самолета, несколько изогнута.

https://pandia.ru/text/78/053/images/image010_52.jpg" width="133" height="207 src=">

На снимке - лопасть воздушного винта спортивного самолета. Верхний и нижний концы ее несколько развернуты относительно оси винта.

На снимке совмещены в масштабе контуры крылатки ясеня (штриховая линия) и лопасти пропеллера крупного пассажирского самолета (сплошная линия). Отчетливо видно, что основные технические характеристики обеих конструкций (отношение ширины к длине и величина угла атаки) совпадают.

Учащиеся запускают плоды – крылатку клена и крылатку ясеня и наблюдают за их полетом.

Ученик. Типичными представителями планеров в живой природе являются белки-летяги и летучие рыбы. Своими летательными перепонками они пользуются для совершения больших прыжков.

ФОТО белка - летяга

Белка-летяга внешне похожа на небольшую короткоухую белку, но между передними и задними ногами у неё имеется широкая кожная складка - летательная перепонка. Перепонка покрыта мехом; расправляется в планирующем полёте. Спереди она поддерживается длинной косточкой, идущей от запястья. Летяга способна спланировать между деревьями на 50 м. же Когда летяга планирует с дерева на дерево, она широко расставляет лапы, и перепонки растягиваются. Меняя натяжение перепонки, зверек получает возможность маневрировать во время полета. Хвост также участвует в «управлении полетом» и, кроме того, выполняет роль тормоза. Интересно, что перед посадкой летяга принимает вертикальное положение и прицепляется к стволу дерева всеми четырьмя лапами..jpg" alt="Новости" align="left" width="600" height="611 src=">

ФОТО летающей лягушки и летающего кальмара

Они способны развить в воде такую скорость, что затем пролетают над водой более 50 м, поднимаясь над ней на высоту до 7 м.

Планировать над водой могут и осьминоги некоторых видов.

Учитель

Наблюдения за полётами птиц, явлениями в неживой и живой природе, побудили человека строить махолёты и целое семейство летательных аппаратов (дельтаплан, параплан и др.), использующих приёмы свободного полёта (парение в восходящих потоках, разгон и выход из пике).

Конструкции, способные к планирующему полету, известны человечеству с древности. Существуют доказательства существования планеров в Древнем Египте (2500-1500 гг. до н. э.) В 1853 сэр Джордж Кейли сконструирован первый планер, поднявший человека в воздух.

Расцвет планеров пришёлся на 20-30-е годы XX века, когда начался настоящий бум планерных школ. Многие пилоты второй мировой войны совершили свои первые полёты в этих школах. Доступность и относительная дешевизна способствовали широкому распространению планерного спорта после окончания войны. В настоящее время планерный спорт является общепризнанным и массовым увлечением в развитых странах. Примерами планера являются с детства каждому знакомые бумажный самолётик, бумажный голубь. Конкурс бумажных самолетиков (учащиеся изготовляют самолетики из бумаги) Звучит музыка. (Оценивается внешний вид, процесс запуска и дальность полета самолетика) Учащимся вручаются жетоны с количеством баллов, соответственно занятому месту.

Устройство планеров

Ученик

Планеры в зависимости от назначения делятся на учебные, спортивные, десантно-транспортные. Ознакомимся с устройством планера.

Планер состоит из следующих основных частей: крыла с органами поперечного управления - элеронами, фюзеляжа (фермы), оперения и посадочного устройства - шасси.

Крыло - важнейшая часть планера, создающая подъемную силу, необходимую для удержания его в воздухе. Крыло планера имеет простую конструкцию: оно состоит из двух симметричных половин, которые крепятся к ферме фюзеляжа за корневую часть лонжерона.

Лонжерон - это мощный продольный элемент набора крыла (оперения, фюзеляжа), предназначенный в основном для работы на изгиб и частично на кручение.

Фюзеляж - это корпус планера, соединяющий в одно целое все его части.

Оперение служит для уравновешивания сил, действующих на планер в полете, для обеспечения его устойчивости и управляемости.

Стабилизатор и киль закреплены на планере неподвижно. Они придают ему продольную и путевую устойчивость, автоматически восстанавливая режим полета в случае его нарушения, например, при порыве ветра.

Руль высоты, руль направления, а также элероны на крыле служат для изменения траектории полета планера, т. е. являются органами управления .

Ученик представляет исследовательскую работу: «Исследование дальности полета планера»

Цель исследования: исследование зависимости дальности полета от расположения фюзеляжей

Гипотеза: дальность полета зависит от расстояния между фюзеляжами

Оборудование: три бумажные модели самолетов с различными расположениями фюзеляжей.

Проведение эксперимента: запустить модели с пусковой установки, установленной на высоте 1м.

Вывод: дальность полета наибольшая у модели с фюзеляжами по центру крыла.

Ученик

ФОТО двух парящих планеров

Вдали от бренной суеты сует,

Летела парочка влюбленных самолетов

И золотил им крылья солнца свет.

Что им Земля? – лишь отправная точка,

Полет и небо – символы добра.

Паренье чувств в пространстве мощном -

На небесах лишь сбудется мечта

Они летят, полетом наслаждаясь!

Ой, как не скоро выпустят шасси!!!

Им, двум крылатым, вечностью казалось

Сплетенье времени, полета и любви.

Плетут влюбленные узоры пилотажа

Крыло к крылу – как песня высоте!

И в их любви - ни капли эпотажа

Два самолета в небе, порознь на земле…

Красив полет – картина без оправы:

В небесном море лишь две пары крыл,

Им нет границ, не разлучают страны

Любовь небесную, полета страстный пыл…

Ученик

Планеры нашли широкое применение во время Великой Отечественной войны. Во всех войнах противники старались перебрасывать своих солдат и боеприпасы тайком друг от друга.

В тридцатые годы советские конструкторы летательных аппаратов нашли оригинальное решение этого вопроса - перевозить бойцов на специальном планере, буксируемом за самолетом. Это был первый в мире десантный планер. Его спроектировали и построили в 1932 году в Москве, в институте Наркомтяжпрома под руководством инженера Б. Урлапова. Бойцы располагались в толще крыла - головой вперед, по восемь человек в каждом полукрыле - слева и справа от фюзеляжа. Когда воздушный поезд пролетал над местом, куда надо было доставить бойцов, их сбрасывали на парашютах. Десантные планеры использовались на фронтах Великой Отечественной войны в ряде операций по снабжению партизан боеприпасами, провиантом и людьми. Такие операции, в частности, проводились в 1943 году на Калининском фронте. С 6 по 20 марта 1943 года планерно-десантное подразделение 3-й воздушной армии, размещавшееся на прифронтовом аэродроме в районе Старая Тропа, вблизи Великих Лук, провело операцию по снабжению партизан. В операции принимало участие 35 планеров А-7 и 30 планеров ГР-29. За 12 суток по ночам было переброшено к партизанам 50 т боеприпасов, 150 бойцов-подрывников и 106 человек руководящего состава, а также специальное оборудование для партизанской и подпольной политработы, в том числе 5 типографий и 16 радиостанций. Все это было переброшено за 96 боевых вылетов. Буксировщиками при этом работали двухмоторные бомбардировщики . Наибольшее распространение в воздушно-десантных войсках в ту пору получил планер конструкции. Его называли «небесный вагон».

Ученик Современные планеры отличаются большим разнообразием: начиная от сверхлегких, весом в десяток килограммов и скоростью полета чуть больше скорости лошади, и заканчивая космическими челноками, стартовой массой более 100 тонн и скоростью на орбите 28000 км/ч - любой крылатый космический корабль снижается в атмосфере и садится в режиме планера, хотя по своим лётным характеристикам мало напоминает обычный планер.

Существует книга рекордов для планеров:

максимальная дистанция, пройденная на планере - 3009 км, высота более 12000м, скорость более 150 км/ч

Ученик Планеры находят широкое применение. Они применяются:

1) Исследовательская работа. Парящие планеры с успехом используются для исследования метеорологических явлений. Вследствие отсутствия вибраций от силовой установки эти летательные аппараты представляют собой идеальные платформы для установки на них метеорологических приборов.

2) Маневры. Практически все фигуры высшего пилотажа, совершаемые моторными самолетами, были выполнены на безмоторных планерах. Это петли, бочки, полет в перевернутом положении, штопор.

3) Обучение. Для обучения пилотов используют двухместный планер, в котором инструктор сидит вместе с учеником и объясняет ему все действия, совершаемые при буксировке, свободном полете и посадке, включая выход из аварийных ситуаций. Он также наблюдает за поведением ученика и исправляет его ошибки. Практический опыт, приобретаемый планеристом, является гарантией успеха в обучении искусству пилотирования самолета и предпосылкой для совершенствования в любой другой области авиации.

4) Соревнования. По планерному спорту проводятся международные, национальные, региональные и местные соревнования. Первый чемпионат мира по планерному спорту был проведен в Германии в 1937.

Учитель Один из видов парения планера - скольжение с вершины горы в долину. Восходящие потоки воздуха над склоном горы или отвесным берегом могут долго удерживать планер в воздухе Парящий планер можно направить навстречу ветру, преодолевая при этом большие расстояния. Восходящие потоки воздуха могут простираться до высот, в несколько раз превышающих высоту препятствия, и начинаться довольно далеко от наветренного склона. Мощные восходящие потоки воздуха возникают на фронте урагана или грозы. Эти потоки иногда используют для подъема планеров на большие высоты и перелетов на большие расстояния. Часто полеты планеров осуществляются над облаками. Некоторые из этих облаков выстраиваются в регулярную шеренгу, приглашая опытного планериста совершить прогулку по воздушным волнам. Открываются виды необыкновенной красоты.

Звучит песня Ю. Антонова «Долгожданный самолет»

Показ слайдов, демонстрирующих полеты планеров. (Можно найти в интернете)

Учитель Сделать планер своими руками – это непростое, но очень увлекательное занятие. Нужно проявить терпение, умение, аккуратность, точность. Наши ребята проделали такую работу: они склеили модели планеров своими руками по выкройкам и чертежам. (Выкройки и чертежи для изготовления планеров распечатаны из интернета и заранее розданы детям. Склеить планер – это домашнее задание для учащихся)

Но оказывается изготовить планер – это пол – дела. Нужно научить его летать. Посмотрим, как это у нас получится.

Конкурс планеров (оценивается внешний вид, процесс запуска и дальность полета планера) Учащимся вручаются жетоны с количеством баллов, соответственно занятому месту.

Объявление победителей по общему количеству баллов. Подводятся итоги урока.

«Мотор? Кому нужен мотор?» — смеется сидящий сзади инструктор, мастер спорта по планеризму и президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский. Его совершенно не беспокоит, что после отцепки от буксира стрелка вариометра, показывающая вертикальную скорость, отклоняется вниз. Впрочем, скорость снижения — чуть больше 1 м/с, так что времени у нас еще много. Мы ищем термик — восходящий поток, который позволит планеру набрать высоту и дольше продержаться в воздухе. Но похоже, что в этот раз нам не повезло — пару раз стрелка вариометра дергается, застывая около нуля, но потоки оказываются слишком слабыми, чтобы удержать планер. И минут через пятнадцать, совершив эффектный проход над площадкой, Сергей заходит на посадку.

Оседлав поток

Согласно определению, планер, или планёр (фр.planeur, от лат. planum — плоскость) — безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Но сухое определение не отражает всех достоинств планера. «Если судить с точки зрения аэродинамики, это самые совершенные летательные аппараты, которые были когда-либо созданы, — объясняет Сергей Рябчинский.- Существует такой показатель, как аэродинамическое качество, — это отношение расстояния, которое может пролететь ЛА с выключенным двигателем с некоторой высоты, к потере этой высоты. У легких самолетов он обычно составляет 10−15, а у планеров от 25−30 только начинается, то есть с высоты 1 км такой планер может пролететь по горизонтали 30 км. И это если только планировать и не использовать восходящие потоки».

Пилот в кабине планера располагается почти лежа. Парашют обязателен и вполне может пригодиться, скажем, в случае столкновения планеров в воздухе — на соревнованиях такое случается. Приборы и органы управления почти идентичны самолетным, за исключением ручек управления двигателями — у планера их нет.

На самом деле планеры летают намного дальше, если пилоту удается «оседлать» восходящий поток. Например, термик — термический поток в местах нагрева земной поверхности солнечным излучением. Обычно такие потоки образуются над пашнями, дорогами и местами городской застройки. Часто из-за конденсации паров воды в восходящем теплом потоке при попадании в более холодные вышележащие слои атмосферы термики «выдают себя» кучевыми облаками. Попав в такой восходящий поток, имеющий скорость несколько метров в секунду, планер может по винтовой линии снижаться относительно потока, но при этом подниматься относительно земли. Термики могут подниматься до 3000 м и дают возможность набрать высоту, необходимую для длительного планирования — до следующего восходящего потока. В средних широтах солнце прогревает воздух только с поздней весны до начала осени, так что планеризм здесь — спорт сезонный. Впрочем, термики не единственный вид восходящих потоков. При взаимодействии воздушных масс с элементами рельефа (холмы, крутые берега) возникают потоки обтекания, взбирающиеся на высоту в несколько сотен метров. А в горах можно встретить постоянные волновые потоки — одну из разновидностей стоячих волн (волн Ли) в атмосфере, которые образуются при обтекании воздушными потоками горных хребтов. Волновые потоки взбираются до высот в 10−15 км и поэтому используются планеристами для установления мировых рекордов высоты и дальности полета.


Планер довольно прост по конструкции, но имеет свои особенности, выделяющие его среди других летательных аппаратов.

Оторваться от земли

Но для полета планеру нужно набрать первоначальную высоту. Классические безмоторные планеры самостоятельно сделать этого не могут, и для взлета используется буксировочная лебедка или буксировка за самолетом. Роль буксировщика, как правило, выполняет польский легкий самолет «Вильга-35А» (PZL-104 Wilga), оснащенный специальным замком для буксировочного троса. Замок есть и у планера, и при штатной буксировке именно планер, набрав высоту, «отпускает» свой конец троса. А вот в случае возникновения нештатной ситуации это может сделать и пилот буксировщика. «В моей практике были такие случаи, — рассказал «ПМ» замначальника взлетно-посадочной площадки «Шевлино» по летной подготовке и руководитель полетов Леонид Домбровский. — Например, один из планеристов при взлете слишком резко потянул за ручку управления и начал уходить вверх- возник риск того, что самолет «клюнет» при рывке троса. Одна из обязанностей летчика при буксировке планера — следить за вот такими ситуациями, и как только я заметил это, сразу же сбросил трос. Особенности пилотирования при буксировке? Не сложнее, чем буксировать автомобиль на земле — нужно просто учитывать наличие планера, выдерживать оптимальную скорость (скажем, для учебного чешского планера L-13 BlanТk это 115 км/ч) и не совершать резких маневров».


Некоторые современные планеры оснащаются собственными двигателями — такие аппараты называют мотопланерами. Отдельные модели способны взлететь и набрать высоту самостоятельно, после чего двигатель выключается, пропеллер складывается (для улучшения аэродинамики), а аппарат продолжает полет как обычный классический планер. Впрочем, для этого нужен достаточно мощный (а значит — тяжелый) двигатель. Поэтому чаще всего мотопланеры имеют маломощный маршевый движок, недостаточный для взлета, но способный предотвратить вынужденную посадку на неподготовленную площадку — если пилот не найдет восходящих потоков или, скажем, резко изменится погода. Такая посадка грозит как минимум серьезными неудобствами — в самом лучшем случае придется вызывать самолет-буксировщик (если площадка позволяет взлететь) или вовсе вывозить планер в разобранном виде (не говоря уже о более жестких вариантах посадки). Впрочем, есть и обратная сторона медали — мотопланеры имеют большую массу, и для парения им требуются более сильные восходящие потоки.


Пилоту планера не мешает звук мотора — лишь легкий свист обтекающего кабину воздуха сопровождает полет аппарата.

Лететь впереди планера

Соревнования по планерному спорту для парителей предусматривают набор различных упражнений, среди которых — полеты по заданному маршруту (в том числе через назначенные области). При этом оценивается точность следования, средняя скорость, время прохождения маршрута. «Длительность маршрутов составляет обычно сотни километров, и все это без единой капли топлива! — говорит Сергей Рябчинский. — Мастерство пилота-планериста состоит не только и не столько в управлении планером — это как раз самая простая часть, она мало отличается от управления легким самолетом. Но в отличие от пилота самолета, у которого есть мотор, планерист должен быть стратегом — условно говоря, он должен лететь впереди планера, предусматривая различные альтернативные варианты маршрутов. Ведь полеты длятся по несколько часов, за это время погода может измениться. Поэтому перед стартом планеристы тщательнейшим образом изучают прогноз погоды по маршруту полета, предоставленный метеорологами аэродрома. А серьезные и достаточно богатые команды даже могут позволить себе собственного метеоролога».


Романтики неба

Спортивные планеры классифицируются по размаху крыла и максимальной взлетной массе: 15-метровый (525 кг), 18-метровый (600 кг), 20-метровый (750 кг). Существует также стандартный класс — это 15-метровые планеры с максимальной разрешенной взлетной массой 525 кг, в крыльевые отсеки которых разрешено заливать водяной балласт (до 250 л). Такое утяжеление повышает нагрузку на крыло и тем самым увеличивает горизонтальную скорость. А если восходящие потоки оказываются недостаточно сильными или погода меняется — воду можно слить, облегчив планер и уменьшив скорость снижения.


Планеры выстроились на поле взлетно-посадочной площадки «Шевлино» в ожидании буксировщика, который поднимет их на высоту в несколько сотен метров, где они смогут начать поиск восходящих потоков.

Но настоящей элитой планерного спорта является открытый класс, в котором ограничена лишь взлетная масса (не более 850 кг), а на размах крыла никаких ограничений не накладывается. Такой планер — настоящее произведение инженерного искусства, в его конструкции используются самые современные сверхлегкие и сверхпрочные материалы. «У современных планеров открытого класса с размахом крыла более 25 м аэродинамическое качество может достигать 60 и выше! И стоимость соответствующая, они гораздо дороже легких самолетов, — говорит Сергей Рябчинский. — Правда, и управлять таким летательным аппаратом может только очень опытный пилот-планерист: чем больше размах крыла, тем меньше ошибок прощает ЛА».


Двухместный учебный планер L-13 Blanik, созданный в Чехии конце 1950-х годов — самый массовый планер в мире (выпущено более 3000 штук). С полета на этом планере начинали свою карьеру практически все планеристы мира.

Именно на планерах этого класса некогда установлены абсолютные мировые рекорды высоты (29 августа 2006 года Стив Фоссетт и Эйнар Эневольдсон на планере Glaser-Dirks DG-505 с крылом в 22 м и установленным на месте двигателя кислородным оборудованием достигли высоты 15 460 м над Аргентиной) и дальности полета (21 января 2003 года Клаус Ольманн на планере Schempp-Hirth Nimbus 4 DM с размахом крыла 26,5 м пролетел 3009 км над аргентинскими Андами). «Да, более трех тысяч километров, — подтверждает Сергей, когда я переспрашиваю его, чтобы убедиться, что не ослышался. — Да, без единой капли топлива, только с использованием волновых восходящих потоков в горах. Планеры — как парусные яхты, ведь не зря же в английском языке их называют sailplanes — парусные самолеты. Наверное, пилоты планеров — это последние настоящие романтики неба».

P. S. Стоит заметить, что рекорд Фосетта и Эневольсона пал совсем недавно, 5 сентября 2017 года. Пилоты Джим Пейн и Морган Сендеркок на планере Airbus Perlan 2 достигли высоты 15902 метра, к слову, там же, над аргентинской Патагонией. А вот рекорд дальности с 2003 год так и не побит.

В одном из старых номеров журнала «Пионер» дается инструкция, чертежи и схемы, как сделать простую модель планера типа «А-1» своими руками, в домашних условиях.

Модель планера летает без мотора и воздушного винта, плавно снижаясь, планируя, как бы скользя в воздухе. Запускается она обычно с леера. Леер - это толстая нитка длиной в пятьдесят метров с колечком на конце. На модели планера есть крючок, на него-то и надевается это колечко.

Запускать модель надо против ветра. Она, подобно воздушному змею, устремляется вверх и поднимается на высоту около сорока пяти метров. В этот момент запускающий ослабляет леер, кольцо соскальзывает с крючка, и модель летит свободно. Когда ветра нет, запускающему приходится пробежать немного с леером, чтобы модель и в безветрие поднялась примерно на ту же высоту. Если модель попадет в восходящий воздушный поток, она не станет снижаться и даже может начать набирать высоту.

Модели планеров бывают разного размера. В авиамодельном спорте наиболее распространены два типа моделей: «А-2» и «А-1». «А-2»-большая модель, с размахом крыльев около двух метров. Такие модели, если они хорошо отрегулированы, летают по две — три минуты, а иногда могут даже совсем скрыться из виду. Но они сложны, построить их могут только опытные авиамоделисты.

Детям при помощи взрослых можно заняться постройкой не таких больших и более простых моделей - «А-1». Размах крыла этой модели-1 000-1 200 миллиметров, и летает она в среднем от одной до двух минут. К этим моделям предъявляется одно непременное требование: суммарная площадь крыла и стабилизатора ее должна быть не больше 18 квадратных дециметров, а вес в полете - не меньше 220 граммов.

Модель планера «Пионер»

Детали и материалы-заготовки

Для постройки модели (рис. 1) необходимо заранее подготовить следующие материалы-заготовки:

1. 18 пластинок из фанеры толщиной 1 мм или 1,5 мм или из картона толщиной 2 мм; размер каждой пластинки - 130X10 мм
2. Сосновую рейку сечением 12X3 мм, длиной 1 110 мм.
3. Сосновую рейку сечением 5X4 мм, длиной 1 110 мм мм.
4 а. Сосновую рейку сечением 7X7 мм, длиной 650 мм.
4 б. 4 сосновые рейки сечением 7X3 мм, длиной каждая-250 мм.
5. 2 сосновые рейки сечением 10X2 мм, длиной 130 мм каждая.
6. 2 листа писчей бумаги.
7. 1 лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона толщиной 4 мм размером 340X120 мм.
8. Лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона размером 200X100 мм.
9. 2 сосновые рейки сечением 10ХЗ мм, длиной каждая 700 мм.
10. Сосновую пластинку толщиной 3 мм, размером 25X15 мм.
11. Сосновую рейку сечением 10ХЗ мм, длиной 130 мм.
12. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 150 мм.
13. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 120 мм.
14. 5 сосновых реек сечением 3Х2 мм, длиной каждая 90 мм.
15. Сосновую пластинку толщиной 2 мм, размером 100Х25 мм.
16. 2 сосновые рейки сечением 3Х2 мм, длиной каждая 400 мм.
17. Сосновую рейку сечением 3Х2 мм, длиной 85 мм.
18. Сосновый брусочек сечением 5Х3 мм, длиной 120 мм.
19. 2 листа папиросной бумаги 400Х500 мм для обтяжки крыла и оперения.
20. Дубовый или бамбуковый штырек длиной 25 мм, диаметром 4 мм.
21. Резиновую ленту сечением 1Х4 мм, длиной 1 500 мм.
22. 30 гвоздей длиной 8 мм.
23. Нитроклей, его можно заменить казеиновым или столярным.
24. Суровую нитку длиной 50 м для леера с кольцом на конце, сделанным из проволоки толщиной 1 мм.

Перед кольцом к лееру крепится треугольный флажок из материи длиной 300-400 мм и шириной 50 мм.

На всех рисунках и в тексте детали обозначаются одной и той же цифрой. Каждая деталь делается из заготовки. Чтобы узнать размеры заготовки, из которой надо делать деталь, отыщите в списке заготовок цифру, которой обозначена деталь.

Как сделать планер: крыло

По шаблону 1 (рис. 2), вырезанному из картона, надо по возможности точнее острым ножом или лобзиком вырезать из фанеры или из картона 18 нервюр, придающих крылу определенный профиль. Для удобства все 18 заготовок лучше заранее сбить гвоздиками в стопку и выпиливать все нервюры одновременно.

Затем для задней кромки 2 надо заготовленную рейку сострогать рубанком на треугольное сечение и изогнуть ее над огнем спиртовки или керосиновой лампы в двух местах, отступив по 240 мм от каждого конца так, чтобы концы рейки слева и справа были бы подняты на 140 мм от середины. Перед сгибанием места изгибов смочите водой.

После этого в местах расположения нервюр (рис. 3) сделайте ножовкой прорези глубиной 2 мм и шириной 1 мм (рис. 2).

Передняя кромка 3 изготавливается из сосновой рейки; она изгибается точно так же, как и задняя кромка. Затем из реек 4а и 4б собирается основная продольная деталь крыла - лонжерон 4. Рейку 4а надо обрезать (ее длина--650 мм) и по концам ее приклеить и привязать нитками рейки 4б так, как это показано на рисунке 3. При этом надо следить, чтобы концы этих реек были приподняты на 140 мм над серединой.

Теперь надо разметить карандашом на доске по чертежу (рис. 5)

положение нервюр, лонжерона и кромок и укрепить булавками на доске переднюю, заднюю кромки и лонжероны (рис. 6).

Нервюры надеваются поверх лонжерона, концы их вставляются в прорези в задней кромке и носки плотно прижимаются к передней кромке.

Все места соединения деталей крыла надо тщательно смазывать клеем. Задняя и передняя кромки соединяются на клею под прямым углом рейкой 5, концы которой крепятся к задней и передней кромкам посредством бумажных накладок 6. Для жесткости в месте перелома передней кромки крыла надо наклеить бумажные угольники.

После того как клей высох, надо, вынув булавки, снять крыло с доски и острым ножом срезать одну грань передней кромки так, чтобы передняя кромка не выступала за контур профиля. Затем проверить, не перекошено ли крыло. Если есть перекос, его можно устранить, изгибая крыло над электроплиткой.

Далее крыло надо обтянуть папиросной бумагой 19. Прямую центральную часть крыла и концевые части, отогнутые кверху, надо обтягивать отдельно. Причем верх и низ этих частей тоже обтягиваются отдельно: сначала низ, а затем верх (рис. 7).

После обтяжки надо спрыснуть крыло водой из пульверизатора и уложить его на ровную доску, под концы крыла проложить подпорки, к ним прижать крыло какими-нибудь грузами и в таком виде оставить сохнуть (рис. 8).

Фюзеляж и киль

Передняя часть фюзеляжа из фанеры или картона вырезается по рисунку 9. На носок передней части наклеиваются с обеих сторон накладки 8 и схватываются гвоздями. Вверху сделайте пилотскую кабину с летчиком, как показано на рисунке 9.

Поперек плоскости передней части фюзеляжа 7 укрепляется на клею штырек, выстроганный из бамбука. Потом с боков передней части фюзеляжа на клею и на гвоздях крепятся рейки 9 так, как это показано на рисунке 4. Поверх реек 9 также на гвоздях и на клею укрепляется сосновая пластинка 10, вырезанная по рисунку 4. Между рейками 9 на клею надо проложить на расстоянии 100 мм «сухарики» 11, вырезанные из сосновой рейки.

Киль плоский, он собирается на клею из реек и бумажных угольников на плоской доске по размерам, указанным на рисунке 5: передняя кромка 12, задняя кромка 13, верхняя кромка 14 и нижняя кромка 15 из сосновой пластинки.

Бумажные угольники надо наклеивать сначала с одной стороны (рис. 4), когда киль прижат к доске булавками. Затем киль надо снять и приклеить угольники симметрично с другой стороны. Собранный киль устанавливается между рейками фюзеляжа 9 так, как это показано на рисунке 4. Места соединения проклеиваются, и рейки соединяются с килем двумя гвоздиками.

Нижняя часть киля, выступающая под рейками, оклеивается с обеих сторон писчей бумагой, а верхняя часть киля тоже с обеих сторон обтягивается папиросной бумагой.

Стабилизатор

Стабилизатор собирается на ровной доске также, как и киль.

Передняя и задняя кромки 16 и нервюры 17 делаются из сосновых реек. Размеры стабилизатора показаны на рисунке 5. Для крепления к фюзеляжу стабилизатора к нему клеем и нитками крепится сосновый брусочек 18. Стабилизатор обтягивается папиросной бумагой сверху сплошным листом.

Сборка и регулировка модели

Наденьте крыло на фюзеляж и туго прижмите его резиновой лентой 21. Стабилизатор вставляется брусочком 18 между рейками 9 и хвостовой частью фюзеляжа.

Перед стабилизатором и за ним рейки 9 надо туго перевязать резиновой лентой. Поглядите на модель спереди: стабилизатор должен быть параллелен крылу, у крыла и стабилизатора не должно быть перекосов.

Собранную модель планера надо уравновесить и проверить, правильно ли расположен ее центр тяжести. Для этого уравновесьте модель, удерживая крыло на двух пальцах. Пальцы ваши должны находиться примерно на кружочке, которым на рисунке 5 обозначен центр тяжести. Если хвост модели перевешивает, в носок фюзеляжа насыпьте дроби.

Регулировать модель планера надо сначала над травой или над снегом, запуская ее с колена легким толчком, а затем уже переходить на запуск из рук с полного роста. Если модель задирает нос при запуске, следует понемногу прибавлять загрузку в носок фюзеляжа или несколько уменьшить угол установки крыла, слегка подрезав сверху пластинку 10.

Если же модель летит круто носом вниз, надо увеличить угол установки крыла, сделав дополнительную тонкую подкладку на ту же пластинку.

Отрегулировав модель при запуске из рук, можно переходить к запуску с леера. Кольцо леера надевается, как на крючок, на нижний «рог» фюзеляжа.

Запускать модель с леера надо строго против ветра, причем первые запуски надо производить сначала при слабом ветре.

И. Костенко, журнал «Пионер», 1959 год

Метки: планер своими руками, как сделать планер своими руками в домашних условиях, чертежи, модель планера.

"...вместо того, чтобы посредством продукта ещё довоенных технологий

превращать в шум и вонь сок из мёртвых динозавров, можно при помощи

современного, аэродинамически совершенного снаряда, рельефа земной

поверхности и собственных навыков превращать энергию солнца и ветра

в пройденные километры маршрута, десятки и может быть даже сотни

километров за раз..."

Ю. Герчиков.

Звучит красиво, не так ли? И не менее красиво выглядит. Парящий в абсолютной тишине планер, плавные развороты, минуты и минуты полёта. Даже если и есть мотор - то он нужен только для того, чтобы вывести планер на необходимую высоту, а потом - парить. Да, всё это прекрасно, но... Как всегда, существует маленькое "но", которое способно отравить нам жизнь. Чем дольше летаешь на планерах, тем меньше обращаешь внимание на такие вещи, как полёт в зоне (Планер? Зона? Какой идиот намерен искать термики в зоне?!), управление скоростью, манёвры, построение посадочной "коробочки" и многое другое. Одним словом - в устрашающем темпе теряются навыки пилотирования быстрой, маневренной модели. А это уже может быть откровенно опасным для окружения - всякое в жизни случается.

Итак, решено! Необходимо иметь модель, которая позволит поддерживать на нужном уровне умение пилотирования. Её нет? Будет, я её построю немедленно!

Техническое задание и выбор концепции

Проектирование каждого летательного аппарата, реального или модели, начинается с технического задания. Не стоит изобретать колесо - всегда важно знать, что именно будем строить в каждом конкретном случае. Итак:

  • модель должна быть скоростной
  • модель должна быть маневренной
  • модель должна быть в состоянии выполнить элементарные фигуры пилотажа
  • модель НЕ должна быть самолётом, предназначенным исключительно для пилотажа либо так модного ныне 3D...
  • модель должна быть относительно небольшой в размерах
  • модель должна иметь низкую нагрузку на крыло
  • модель должна быть максимально простой и технологичной
  • модель должна быть максимально недорогой

Вроде бы всё. Или я что-то пропустил? Смотрим ещё раз.

Скорость, маневренность и элементарный пилотаж позволят восстановить навыки управления, поправят рефлекс. Но меня не интересует самолёт-пилотажка. То есть абсолютно не интересует. Все эти бесконечные разговоры о каком-то "висении" (пусть мне расскажут - зачем это нужно? Или это очередная мода?), snap roll, torque roll... Никогда не увлекался пилотажем и далее не намерен.

Небольшие размеры модели позволят перевозить её в компактном виде (собранную или разобранную) в небольшом автомобиле. Кроме того, такая модель занимает мало места на стеллаже, да и пыли меньше на неё садится...

Низкая нагрузка на крыло позволит стартовать с руки без осложнений, облегчит посадку на ограниченной площадке, упростит управление и снизит скорость сваливания.

Простота, дешевизна и технологичность. Ну нет у меня желания сидеть в мастерской два месяца. Хочу быстро построить и пойти летать. И не вкладывать неизвестно какие суммы в то, что в конечном итоге закончит свою жизнь как кучка щепок на камнях. Что получается - строю гоночную модель - что-то приближённое к F5D, или хотя бы отдалённо такую модель напоминающее.

Технологические требования и компоновка

С концепцией определились. Переходим к компоновочным и техническо-технологическим требованиям. Чем я располагаю, из каких материалов будет строиться модель? Как она будет выглядеть? Какой мотор и батареи будут установлены?

Итак: свободнонесущий моноплан нормальной аэродинамической схемы с верхним расположением крыла. Отсутствие каких либо взлётно-посадочных приспособлений. Доступ к внутрифюзеляжному пространству после снятия крыла. Хвостовое оперение - Т-образное. Планер модели - цельнодеревянный, основным конструкционным материалом будет бальза. Крыло - неразъёмное, лонжеронной КСС с работающей обшивкой. Фюзеляж - полумонокок, без выделенных силовых элементов.

А теперь всё то же, но нормальным языком. Почему моноплан - понятно, я до сих пор не встречал скоростных бипланов или других многокрылых аппаратов. Нормальная аэродинамическая схема подразумевает мотор с пропеллером спереди, за ним крыло, потом хвостовая балка, оперение. В общем - самолёт, к которому все привыкли. Верхнее расположение крыла радикально упрощает конструкцию фюзеляжа и облегчает доступ к его внутреннему пространству. Удобно менять батареи, монтировать оборудование, да и строить проще. Шасси нам ни к чему, сажать придётся на неприспособленные площадки, а стартовать с руки. Т-образное оперение менее подвержено поломкам при посадках без шасси на каменистые площадки в горах. Ну и как стильно выглядит! Планер - цельнодеревянный по ряду простых причин. Бальза - относительно недорогой, доступный и простой в работе материал. В условиях моей домашней мастерской проще всего строить из бальзы. Крыло буду делать наборное - сам не имею возможности вырезать сердечник крыла из пенопласта, а попросить кого-либо довольно проблематично. Один лонжерон поставлю в точке максимальной толщины профиля. Сплошная работающая обшивка всего крыла опять-таки из бальзового шпона. Жесткость, точность соблюдения профиля - это плюсы такой конструкции. Сложность в постройке - самый большой минус.

С фюзеляжем точно такая же история. Сложная форма предполагает стекло-угле-композитные конструкции либо скорлупы, гнутые из шпона. Долго, дорого и сложно в тех условиях, которыми располагаю. Поэтому построю простую коробочку с небольшими скруглениями в углах. В первом приближении готово, можно переходить к расчётам.

Расчёт планера

Для начала определимся с максимальным весом модели и удельной нагрузкой. Что имеем?

Весьма немало. Если задаться малой удельной нагрузкой - планер придётся строить очень лёгким, что не упрощает задачи. Положим на планер 200 г, пока. Расчётный вес модели получается 641 г. Начнём строить, а там видно будет. Какую удельную нагрузку принять? Думаю, что-то в границах 32-35 г/кв.дм. По своему опыту знаю, что с такой нагрузкой относительно несложно летать.

Начнём расчёты. Естественно, все базовые калькуляции сведены в несколько таблиц. Выделенные красным поля - это те величины, которые я изменяю при расчётах, все остальные значения с ними связаны и изменяются автоматически. Как видно, я оперирую только семью значениями: вес модели, удельная нагрузка, отношение площадей крыла и горизонтального оперения, удлинение крыла, удлинение оперения, коэффициентом сужения крыла и оперения, коэффициентом статической устойчивости. Просто и быстро. Для многих эта упрощённая методика может выглядеть знакомо, не так ли? Да, это Мерзликин...


Результаты правой колонки принимаем как исходные данные для дальнейших расчётов и переходим к следующей таблице.

Здесь уже немного сложнее. Рассчитываем числа Re для ряда предполагаемых скоростей, моменты горизонтального и вертикального оперения, некоторые нагрузки.

Результаты расчетов:

Немного пояснений к приведенным расчётам. Все величины представлены в империальной системе. Первые три таблицы - это ничего более, чем простой расчёт площадей, длин и прочих геометрических характеристик крыла и оперения. Для их заполнения неплохо выполнить эскиз модели, откуда проще всего взять необходимые данные. Ну а эскиз выполняю, базируясь на данных самой первой таблицы.

Таблица 5 - это уже расчёты стабильности модели, моментов горизонтального и вертикального оперения и иных связанных параметров. Данные для части расчётов берём из таблицы 6. Наверное, не сумею достаточно подробно изложить всю теорию, скрытую "за", поэтому всем заинтересованным более детальным описанием использованных приложений предлагаю самостоятельно с ними ознакомиться на: http://www.geocities.com/jebbushell/COOKBOOK.htm .

Так будет выглядеть расчитанное крыло в плане. Небольшая обратная стреловидность теоретически поправит характеристики модели при полёте на скоростях, близких к скорости сваливания. Улучшит управляемость, сделает сваливание не таким резким. Но это теория, как будет в практике - посмотрим. Довольно давно не утихают споры о преимуществах и недостатках крыльев обратной стреловидности. Как обычно, нет однозначных положительных либо отрицательных результатов. Но всегда можно проверить это на собственном опыте.

А здесь - распределение подъёмной силы по размаху:

Довольно сильно отклонено от идеального эллипса, но что делать... Простота требует жертв! Чтобы добиться идеального эллипсоидального распределения подъёмной силы, нужно долго работать над подбором формы крыла в плане, углами атаки, выбором профиля крыла в корне и на законцовке...

Теперь - распределение коэффициента подъёмной силы по размаху

Да уж... Устойчивой эта модель не будет никогда. И лёгкой в пилотировании тоже. Быстрое и резкое сваливание на крыло гарантировано. Почему? Cl, или же коэффициент подъёмной силы, можно принять как определение, насколько "тяжело" работает данный профиль. Плоский график распределения Cl предполагает одинаково нагруженное крыло в каждой его точке по размаху. Срыв потока наступит в первую очередь в точке наивысшей нагрузки (где тонко, там и рвётся...). Рассматривая распределение Cl, видим, что не все части крыла работают одинаково. В моём случае ясно, что ближе к законцовке нагрузка растёт, значит, и срыв будет наступать в первую очередь именно там. И естественно - резкое уменьшение подъёмной силы и сваливание на крыло. Конечно, есть и положительные стороны, такие как большая маневренность по крену и другие. Но в конце концов, я не строю устойчивый самолёт, скорее наоборот - неустойчивый в самом заложении. Кроме того, принятый коэффициент статической устойчивости (0,45) предопределяет некоторую резкость при манёврах в горизонтальной плоскости. Пора определиться с профилем крыла.

Довольно часто в гоночных моделях используют профили серии MH (Martin Hepperle, разрабатывал профили для Team LOGO), HD (Hannes Delago, разрабатывал профили для Team ARIANE). Разработаны специально для гонок F5D, имеют великолепные характеристики и абсолютно не годятся для наборных крыльев. Даже если это крыло с жёсткой обшивкой. Поищем нечто близкое, но попроще. Как, например S6061 или же S6062. Правда, второй слишком уж тонковат, будут проблемы с прочностью. Поэтому остановимся на S6061.

Отличий не так уж много, на первый взляд, но...

  • MH 42 - max camber 2,09% at 35,09% of the chord; Leading edge radius 0,4615%
  • S6061 - max camber 1,75% at 41,20% of the chord; Leading edge radius 0,6096%

Большая кривизна и относительная толщина МН42 даст нам больший коэффициент подъёмной силы (за который заплатим большим коэффициентом сопротивления), но меньший радиус передней кромки сделает этот профиль более срывным, по сравнению с S6061. А при моём по определению неустойчивом крыле это не есть наилучший выбор.

Если сравним поляры, то оказывается, что S6061 имеет чуть более широкий эффективный диапазон чисел Re, чуть больший коэффициент Cx, поляра его проходит менее полого при отрицательных углах атаки. Приведенные примеры для Re=140000 (близкое к среднему значение для полётных скоростей - см. Таблицу 2) показывают это более чем наглядно. Можно очень долго писать о полярах, о данных, в них представленных и способах интерпретации. Поляра - это лицо профиля, в ней представлено абсолютно всё необходимое, чтобы правильно выбрать профиль для крыла модели. Но, к сожалению, я просто не в состоянии описать всего, да и не сумею - масса специальной, профессиональной литературы посвящена этой теме. Как видим из примеров, разницы очень малы, но из опыта знаю, что профили S/SD не так критичны к качеству исполнения, как MH/HD. Да ещё это поджатие в задней части профиля у MH42... Попробуйте это проклеить! Выбираем S 6061!

На этом и закончим расчетную часть, поскольку основные необходимые параметры модели мы уже определили. Вся дальнейшая возня с полярами крыла, полярами модели, полным сопротивлением и прочим большой пользы мне не принесет, ведь я строю модель не для спорта, не для рекордов - ни к чему всё это в данном случае.

Компьютерное моделирование

Смотрим в шкаф, роемся в коробках. Имеем мотор Model Motors AXI 2808/20, батарею Panasonic 7x1200 mA, две батареи NoName 8x1800 mA (подозреваю, что это KAN либо HECELL). Контроллер JETI JES 30-3p, пропеллеры Graupner 10x6. Правда, есть ещё лопасти к складным пропеллерам Graupner и Aeronaut - но кок для них, к сожалению, рассчитан на вал мотора диаметром 5 мм. А у меня 4 мм. Но есть цанга к нему и пластиковый кок. Придётся ставить пропеллер нескладной и рассчитывать на возможность его поломки при посадке. Выбора особого нет. Для "предсказаний" возможностей модели воспользуемся MotoCalc. Первый расчёт выполняем для батарей Panasonic HHR120 4/5AA:

А теперь для батареи KAN/HECELL:

Полетит? Да, на 100%. Судя по расчётам, даже неплохо. И необходимо взять поправку на точность расчётов. По общему мнению, MotoCalc даёт погрешность около 20%. Из лично проведенных измерений могу сказать одно - с батареями Sanyo 8х1700 4/5AUP данная винтомоторная установка даёт тягу около 820-830 г. Или же примерно на 200 граммов больше, чем показывает MotoCalc. И как верить посчитанному?! Пора начать строить.

Постройка

Постройку начинаем с... взвешивания листов бальзы. Постоянно оглядываемся на принятое значение максимального веса планера - 200г. Поэтому отбор материала соответствующей плотности довольно важен. Отбираем два листа 1,5 мм на фюзеляж и поперечный набор крыла, шесть листов 1 мм на обшивку крыла и стабилизатора, один лист 3 мм на лонжероны, различные силовые элементы, набор стабилизатора и зашивку фюзеляжа. Рейки 6х3 и 6х6 мм, рейку 3х3 мм, две рейки 2х2, уголок 6х6 мм. Всё сваливаем в кучу и грузим на весы. Сколько? 218 г? Если срезать всё лишнее, должно получиться правильно.

Распечатываем чертежи, отдельно все элементы. Готовим рабочую ПЛОСКОСТЬ. Жизнь научила - если хотим иметь прямую, без круток и перекосов модель - нужно иметь ровный стол. Поэтому несколько лет назад пришлось разориться и купить стеклянную плиту 15 мм толщиной. Из калёного стекла, жутко дорогую. Но совершенно ровную. Конкурировать с нею может только плита из броневой 25-миллиметровой стали (один мой приятель на таком строит), но она немного тяжелее. Кроме того, к стеклу практически ничего не прилипает - ни смола, ни циакрин. Не царапается, хорошо моется. Но не стоит на ней что-либо забивать, или вообще стучать... Стекло всё-таки, handle with care...

Сразу хочу сказать - если кому-либо, не имеющему опыта постройки моделей из бальзы, покажется, что он в состоянии повторить именно эту конструкцию, мой совет - не стоит... Это не тот самолёт, который выбирают как первую или вторую модель. Простым он только кажется. Это не шутки, мне искренне жаль вашего потерянного времени и испорченного материала. Именно поэтому я не намерен подробно описывать весь процесс постройки - опытный моделист сам определит, что и как сделать. Огромный простор для импровизации и поиска собственных решений.

Вырезаем боковушки фюзеляжа из листа 1,5 мм. Моторный шпангоут из фанеры 3 мм. Набор киля, шпангоут хвостовой балки, дно фюзеляжа из листа 3 мм. Заготавливаем отрезки рейки 3х3 - продольно-поперечные усиливающие элементы, отрезки уголка 6х6 - элементы нижней части фюзеляжа. Из кусочка бальзы 50х25х15 вырезаем бобышку - в неё будет входить посадочный штырь крыла. Сборку начинаем со склейки набора киля и наклейки на боковушки фюзеляжа усиливающих элементов. В набор киля вклеиваем трубку тяги руля высоты. После этого - приклеиваем боковины фюзеляжа к задней кромке киля и его набору. В этот момент уже становится ясно, получится ли прямым фюзеляж. Если удалось собрать с перекосом - пожалуй, стоит всё выбросить и начать сначала. Далее на дно фюзеляжа наклеиваем уголки. Склеиваем боковушки и дно фюзеляжа. Вклеиваем моторный шпангоут и бобышку. Из листа 3 мм по месту вырезаем верхнюю и нижнюю крышки хвостовой балки. Вклеиваем на место. В верхней части киля вклеиваем два отрезка уголка 6х6 - посадочное место стабилизатора. Наждачной бумагой номер 120 и рубанком аккуратно обдираем всё лишнее по краям. Кладём на весы. У меня получилось 46 г. А у вас? Затраченное время - около трёх часов на всё, с перекурами и умными беседами с пятилетним ребёнком. Это все в субботу.

Теперь крыло. Из остатков листов 1,5 мм вырезаем нервюры поперечного набора крыла и пластину передней кромки. Из листа 3 мм - лонжероны, законцовки, вкладыши в элероны под качалки, уголки на стыки элементов набора. Из рейки 6х3 - передние кромки элеронов и задние кромки крыла в месте навески элеронов. Обрезаем по месту рейки 2х2 мм - из них будут изготовлены элементы усиления задней кромки. Нервюры и лонжероны прорезаем до половины высоты по месту монтажа. Устанавливаем лонжероны на столе, вклеиваем полные нервюры.

Закрываем переднюю и заднюю кромки. Вклеиваем половинки нервюр и законцовки.

Склеиваем листы 1 мм для верхней обшивки крыла, вырезаем заготовки и приклеиваем к набору.

Вклеиваем рейки передних кромок элеронов и задних кромок навески. Вклеиваем усиливающую распорку из фанеры 3 мм в центроплан.

Снимаем крыло со стола, срезаем монтажные ножки у нервюр, ошкуриваем и обшиваем крыло снизу. Приклеиваем рейку передней кромки.

Из остатков 3 мм листа вырезаем набор стабилизатора, собираем на столе, обшиваем остатками листа 1 мм. Ошкуриваем по месту. Кладём всё собранное на весы. 171 г перед финальным ошкуриванием…

Воскресенье вечер, пора баиньки...

В следующие свободные вечера неторопливо ошкуриваю наждачной бумагой 200 и 400 собранные элементы, прорезаю элероны и руль высоты. Вес после ошкуривания снижается до 165 г. Шесть граммов веса благополучно ушло в бальзовую пыль, равномерно рассеянную по мастерской. Закрываю капот, наклеиваю полоски Velcro в местах монтажа регулятора и батареи, вклеиваю качалки и сервомеханизмы, устанавливаю тяги...

Приближаемся к моменту обтягивания. Обтяжечный материал - плёнка Oracover Transparent. Лёгкая, прочная, прекрасно укладывается и усаживается. Весь низ модели - синий, бока фюзеляжа и часть крыла - жёлтые, верх стабилизатора и передняя часть крыла - красные. Ярко и броско, должно быть хорошо видно в полёте. Установочные углы крыла и стабилизатора - 0/0.

Даже вес готовой модели оказался очень близок к первоначально принятому.

После обтяжки монтирую остатки электроники, устанавливаю мотор, приёмник. Подключаю батарею и начинаю программировать передатчик... Всё, финиш. К утру субботы модель полностью готова, можно отправляться на поле.

Полёт

И вот я с новым творением на поле. Вокруг полно прошлогодней высохшей травы, на случай запланированных падений, батареи установлены, центровка проверена. Полетели. Первый полёт заканчивается через 12 секунд. Оторван болт монтажа крыла, надломлен фюзеляж. Центровка, как оказалось, была даже не задняя, а просто 1.5 см за критической точкой. Еду домой, проверяю расчёты. Нда... Без комментариев. Вместо CAX в расчётах удалось подставить хорду крыла в корне. Поправляем, пересчитываем, центровка сдвигается на 3 см вперёд. Вечер посвящён ремонту и радостному ожиданию следующего дня.

День второй. То же поле, тот же пилот и модель. В этот раз полёт продолжается около 2 минут и заканчивается падением на ярко-зеленую свежеподнявшуюся пшеницу. Правда, высота её - сантиметров 5 или 6. Одним словом - всё тот же болт и окончательно поломанный фюзеляж в двух местах. Пилот не справился с управлением. Домой, посыпать голову пеплом.

Клею разбитый фюзеляж, врезаю новую гайку крепления крыла, обтягиваю. Получилось довольно неплохо и почти незаметно. Уменьшаю расходы рулей до 40% от первоначального и дополнительно "зажимаю" их 40-процентной экспонентой. Готово.

День третий. Летит! Очень быстро летит. Ну ОЧЕНЬ быстро летит! После радостного болтания в воздухе на протяжении пяти минут сажаю модель на клочок прошлогоднего овса. Уффф. Уняв дрожь в руках, начинаю анализировать полёт. Этот и несколько следующих...

Результаты

Смело можно сказать - поставленная цель достигнута. Удалось построить модель, которая на 100% соответствует требованиям, к ней предъявляемым. К моменту написания данного материала модель уже полетала немного, я с нею освоился, даже чуть полюбил. Особенно запомнился день 1 января. Удалось сломать при посадках два пропеллера и в завершение дня оборвать антенну приёмника. Что за радость! В конечном итоге поставил складной пропеллер, модифицировав с помошью ножа обычный пластиковый кок для пропеллера ДВС. Антенну припаял новую, благо была запасная. Летаем дальше.

Скорость горизонтального полёта более чем достаточна. Практически всё время можно летать в пол-газа, ну, может на 2/3. Если на полном газу - быстро устаёт шея вертеть головой. Это что-то маленькое жужжит, мельтешит, мечется по небу. Ффу... Самолётик очень чутко реагирует на сигналы управления. Каждый манёвр выполняется сразу же, без задержек, мгновенно. При полёте с мотором невозможно отпустить ручки передатчика - какова будет реакция модели на возмущения воздуха в следующие секунды полёта, я затрудняюсь сказать. Бочки выполняются практически без подруливания, со скоростью около одного оборота в секунду. Развороты с креном в 75-80 градусов даже на максимальной скорости легко контролируются. В конце концов, строил я гонку, а гонка на каждом кругу выполняет таких разворотов три. Полёт на спине с минимальной коррекцией ручки "от себя", переход в нормальный полёт полубочкой или полупетлёй - без неожиданностей. Петли, иммельманы, горки - просто и приятно. Дальше моя фантазия не идёт, этого пилотажа мне, как говорится, - выше крыши.

Полёт без мотора очень мало отличается от полёта обычного скоростного планера. Глиссада пологая, легко контролируемая. Не стоит экспериментировать со скоростью снижения - как я и предполагал, сваливание очень резкое, без каких либо предварительных признаков. В одно мгновение модель срывается в вертикальную спираль, из которой довольно легко выходит… если есть запас высоты. Потренировавшись с посадками, пришёл к выводу, что лучше особо не вмешиваться в управление, особенно, если высота меньше двух метров. Если падать на камни, то вряд ли будет что собирать. Впрочем, аппарат продемонстрировал удивительную стойкость к повреждениям. Один раз на посадке зацепил концом крыла о валун в траве и отделался только вмятиной на передней кромке. Да и первые полёты удачными трудно назвать…

Попозже я заменил приёмник на шестиканальный, запрограммировал дифференциальные элероны и закрылки. Исчез неприятный разворачивающий момент при небольших кренах (реверс элеронов), посадка с выпущенными на 40 градусов закрылками стала простой, даже нудной. Выводим на глиссаду, бросаем ручки, закуриваем. Если всё было правильно рассчитано - сядет сам, нечего дёргаться.

Одним словом, я доволен. Строилось быстро, не успев надоесть. Летает неплохо, щекочет нервы. Скорость, маневренность - приятное разнообразие, так необходимое в жизни.

Список литературы

  1. В.Е. Мерзликин Радиоуправляемые модели планеров . Москва Издательство ДОСААФ СССР 1982
  2. С.М. Егер, А.М. Матвеенко, И.А. Шаталов Основы авиационной техники . Москва Машиностроение 2003
  3. Практическая аэродинамика . Аэроклуб ОКБ Сухого. 2-й Московский Аэроклуб
  4. Model Sailplane Design Spreadsheet by Adam Till, Sailplane Design Spreadsheet
  5. Airfoils for Pylon Racing Models , Martin Hepperle 1986-2003, Martin Hepperle WEB Site
  6. F5D Models airfoils , Hannes Delago 1996-1997, Hannes Delago - Team Ariane
  7. Xfoil - subsonic airfoil analysis and design , Mark Drela, Dept. of Aero & Astro., MIT, Cambridge, MA


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!