Бактериофаг в 1917 году открыл. Что такое бактериофаги? Добавить свою цену в базу Комментарий

В статье 1915 года описал инфекционную болезнь стафилококков, инфицирующий агент проходил через фильтры, и его можно было переносить от одной колонии к другой.

Независимо от Фредерика Туорта французско-канадский микробиолог Д’Эрель, Феликс 3 сентября 1917 год сообщил об открытии бактериофагов. Наряду с этим известно, что российский микробиолог Гамалея, Николай Фёдорович ещё в 1898 году, впервые наблюдал явление лизиса бактерий (сибиреязвенной палочки) под влиянием перевиваемого агента.

Также Феликс Д’Эрель выдвинул предположение, что бактериофаги имеют корпускулярную природу. Однако только после изобретения электронного микроскопа удалось увидеть и изучить ультраструктуру фагов. Долгое время представления о морфологии и основных особенностях фагов основывались на результатах изучения фагов Т-группы - Т1, Т2,…, Т7, которые размножаются на Е. coli штамма B. Однако с каждым годом появлялись новые данные, касающиеся морфологии и структуры разнообразных фагов, что обусловило необходимость их морфологической классификации.

Бактериофаги представляют собой наиболее многочисленную, широко распространенную в биосфере и, предположительно, наиболее эволюционно древнюю группу вирусов. Приблизительный размер популяции фагов составляет более 10 30 фаговых частиц.

В природных условиях фаги встречаются в тех местах, где есть чувствительные к ним бактерии. Чем богаче тот или иной субстрат (почва, выделения человека и животных, вода и т. д.) микроорганизмами, тем в большем количестве в нём встречаются соответствующие фаги. Так, фаги, лизирующие клетки всех видов почвенных микроорганизмов, находятся в почвах. Особенно богаты фагами черноземы и почвы, в которые вносились органические удобрения.

Бактериофаги выполняют важную роль в контроле численности микробных популяций, в автолизе стареющих клеток, в переносе бактериальных генов, выступая в качестве векторных «систем».

Действительно, бактериофаги представляют собой один из основных подвижных генетических элементов. Посредством трансдукции они привносят в бактериальный геном новые гены. Было подсчитано, что за 1 секунду могут быть инфицированы 10 24 бактерий. Это означает, что постоянный перенос генетического материала распределяется между бактериями, обитающими в сходных условиях.

Высокий уровень специализации, долгосрочное существование, способность быстро репродуцироваться в соответствующем хозяине способствует их сохранению в динамичном балансе среди широкого разнообразия видов бактерий в любой природной экосистеме. Когда подходящий хозяин отсутствует, многие фаги могут сохранять способность к инфицированию на протяжении десятилетий, если не будут уничтожены экстремальными веществами, либо условиями внешней среды.

Строение бактериофагов

1 - головка, 2 - хвост, 3 - нуклеиновая кислота , 4 - капсид , 5 - «воротничок», 6 - белковый чехол хвоста, 7 - фибрилла хвоста, 8 - шипы, 9 - базальная пластинка

Бактериофаги различаются по химической структуре, типу нуклеиновой кислоты, морфологии и характеру взаимодействия с бактериями. По размеру бактериальные вирусы в сотни и тысячи раз меньше микробных клеток.

Типичная фаговая частица (вирион) состоит из головки и хвоста. Длина хвоста обычно в 2 - 4 раза больше диаметра головки. В головке содержится генетический материал - одноцепочечная или двуцепочечная РНК или ДНК с ферментом транскриптазой в неактивном состоянии, окруженная белковой или липопротеиновой оболочкой - капсидом , сохраняющим геном вне клетки .

Систематика бактериофагов

Большое количество выделенных и изученных бактериофагов определяет необходимость их систематизации. Классификация вирусов бактерий претерпевала изменения: основывалась на характеристике хозяина вируса, учитывались серологические, морфологические свойства, а затем строение и физико-химический состав вириона .

В настоящее время согласно Международной классификации и номенклатуре вирусов бактериофаги, в зависимости от типа нуклеиновой кислоты разделяют на ДНК- и РНК- содержащие.

По морфологическим характеристикам ДНК-содержащие фаги выделены в следующие семейства: Myoviridae, Siphoviridae, Podoviridae, Lipothrixviridae, Plasmaviridae, Corticoviridae, Fuselloviridae, Tectiviridae, Microviridae, Inoviridae Plectovirus и Inoviridae Inovirus.

Взаимодействие бактериофага с бактериальными клетками .

Адсорбция бактериофагов на поверхности бактериальной клетки

По характеру взаимодействия бактериофага с бактериальной клеткой различают вирулентные и умеренные фаги. Вирулентные фаги могут только увеличиваться в количестве посредством литического цикла. Процесс взаимодействия вирулентного бактериофага с клеткой складывается из нескольких стадий: адсорбции бактериофага на клетке, проникновения в клетку, биосинтеза компонентов фага и их сборки, выхода бактериофагов из клетки.

Первоначально бактериофаги прикрепляются к фагоспецифическим рецепторам на поверхности бактериальной клетки. Хвост фага с помощью ферментов, находящихся на его конце (в основном лизоцима), локально растворяет оболочку клетки, сокращается и содержащаяся в головке ДНК инъецируется в клетку, при этом белковая оболочка бактериофага остается снаружи. Инъецированная ДНК вызывает полную перестройку метаболизма клетки: прекращается синтез бактериальной ДНК, РНК и белков. ДНК бактериофага начинает транскрибироваться с помощью собственного фермента транскриптазы, который после попадания в бактериальную клетку активируется. Синтезируются сначала ранние, а затем поздние и РНК, которые поступают на рибосомы клетки-хозяина, где синтезируются ранние (ДНК-полимеразы, нуклеазы) и поздние (белки капсида и хвостового отростка, ферменты лизоцим, АТФаза и транскриптаза) белки бактериофага. Репликация ДНК бактериофага происходит по полуконсервативному механизму и осуществляется с участием собственных ДНК-полимераз. После синтеза поздних белков и завершения репликации ДНК наступает заключительный процесс - созревание фаговых частиц или соединение фаговой ДНК с белком оболочки и образование зрелых инфекционных фаговых частиц.

Продолжительность этого процесса может составлять от нескольких минут до нескольких часов. Затем происходит лизис клетки, и освобождаются новые зрелые бактериофаги. Иногда фаг инициирует лизирующий цикл, что приводит к лизису клетки и освобождению новых фагов. В качестве альтернативы фаг может инициировать лизогенный цикл, при котором он вместо репликации обратимо взаимодействует с генетической системой клетки-хозяина, интегрируясь в хромосому или сохраняясь в виде плазмиды. Таким образом, вирусный геном реплицируется синхронно с ДНК хозяина и делением клетки, а подобное состояние фага называется профагом. Бактерия, содержащая профаг, становится лизогенной до тех пор, пока при определенных условиях или спонтанно профаг не будет стимулирован на осуществление лизирующего цикла репликации. Переход от лизогении к лизису называется лизогенной индукцией или индукцией профага. На индукцию фага оказывает сильное воздействие состояние клетки хозяина предшествующее индукции, также как наличие питательных веществ и другие условия, имеющие место быть в момент индукции. Скудные условия для роста способствуют лизогенному пути, тогда как хорошие условия способствуют лизирующей реакции.

Бактериофаги. лечение

Бактериофаги - высокоэффективные иммунобиологические препараты антибактериального действия. Применяются для лечения и профилактики острых кишечных инфекций и гнойно-воспалительных заболеваний. Незаменимы при устойчивости возбудителей к антибиотикам. Применяются также при лечении дисбактериозов кишечника в комплексе с препаратами, нормализующими микрофлору кишечника.

Бактериофаг и - живые агенты, вирусы бактерий, широко распространенные в природе. В медицине используют способность бактериофагов разрушать клетки болезнетворных микроорганизмов. Литическое действие бактериофагов строго специфично. В производстве фаговых препаратов учитывают специфичность бактериофагов и готовят поливалентные фаговые препараты - смеси бактериофагов, активных в отношении различных типов возбудителей. При применении бактериофаги не нарушают нормального биоценоза человека, могут применяться в комплексной терапии с другими лекарственными средствами. Бактериофаги изготавливаются с применением природного сырья и могут быть рекомендованы как взрослым, так и детям.

• Бактериофаг брюшнотифозный обладает способностью лизировать сальмонеллы брюшного тифа. Применяют для профилактики брюшного тифа у взрослых и детей.

• Бактериофаг дизентерийный поливалентный (Дизфаг) вызывает специфический лизис шигелл Флекснера и Зонне - возбудителей бактериальной дизентерии. Применяется при бактериальной дизентерии: лечение больных бактериальной дизентерией, санация реконвалесцентов (бактерионосительство), профилактика бактериальной дизентерии.

• Бактериофаг клебсиелл пневмонии (Клебсифаг) обладает способностью специфически лизировать бактерии клебсиелл пневмонии. Предназначен для лечения гнойно-септических и энтеральных заболеваний, вызванных бактериями клебсиелл пневмонии: хирургические инфекции, заболевания урогенитальной сферы, желудочно-кишечного тракта, гнойно-воспалительных заболевания уха, горла, носа, дыхательных путей и легких, генерализованные септические заболевания, гнойно-септические заболевания новорожденных.

• Бактериофаг клебсиелловый (клебсиеллезный) поливалентный обладает способностью специфически лизировать бактерии клебсиелл озены, риносклеромы и пневмонии. Предназначен для лечения заболеваний, вызванных бактериями клебсиелл: лечение озены, риносклеромы, гнойно-воспалительных заболеваний уха, горла и носа клебсиеллезной этиологии; инфицированных ран, абсцессов, цистита, пиелонефрита, энтеральных заболеваний, вызванных бактериями клебсиелл. Применяется также профилактически при обсемененности внутрибольничными штаммами клебсиелл.

• Бактериофаг коли (Колифаг) обладает способностью специфически лизировать энтеропатогенные кишечные палочки (E.coli) наиболее значимые в этиологии гнойно-воспалительных заболеваний. Применяют для лечения и профилактики инфекций кожи и внутренних органов, вызванных кишечной палочкой (гнойно-септические заболевания, гнойно-осложненные раны, ожоги, абсцесс, флегмона, фурункулы, карбункулы, гидрадениты, бурситы, тендовагиниты, остеомиелиты, маститы, плевриты, холецистит, проктит, цистит, пиелит, пиелонефрит, эндометрит, кольпит, сальпингоофорит, энтерит, энтероколит, токсикоинфекции); для профилактики колиинфекций.

• Бактериофаг колипротейный (Колипротеофаг) обладает способностью специфически лизировать распространенных энтеропатогенных эшерихий и протея (Pr.mirabilis и Pr.vulgaris). Применяется для лечения и профилактики энтероколитов; для лечения кольпитов колипротейной этиологии и других заболеваний, вызванных коли и протейными бактериями (цистит, пиелит, пиелонефрит, эндометрит, сальпингоофорит, энтеральная патология).

• Бактериофаг протейный (Протеофаг) обладает способностью специфически лизировать бактерии протея (Pr. mirabilis и Pr. vulgaris). Применяется для лечения и профилактики гнойно-воспалительных и кишечных заболеваний, вызванных протейными бактериями видов вульгарис и мирабилис (хирургические инфекции, урогенитальная инфекционная патология, энтеральные инфекции); с профилактической целью при свежеинфицированных ранах; при дисбактериозе кишечника.

• Бактериофаг сальмонеллезный групп АВСДЕ способен вызывать лизис сальмонелл и близких к ним по антигенной структуре бактерий. Применяют при сальмонеллезе у детей и взрослых: лечение сальмонеллеза, санация реконвалесцентов (бактерионосительство), профилактика сальмонеллезов по эпидпоказаниям.

• Бактериофаг синегнойный (псевдомонас аэругиноза) обладает способностью специфически лизировать бактерии псевдомонас аэругиноза. Применяют для лечения и профилактики гнойно-воспалительных заболеваний различных органов, вызванных синегнойной палочкой (заболевания уха, горла, носа, дыхательных путей и легких, хирургические, урогенитальные, энтеральные инфекции, септические заболевания, гнойно-воспалительные заболевания новорожденных), а также дисбактериозов; с профилактической целью для обработки послеоперационных и свежеинфицированных ран; для профилактики внутрибольничных инфекций.

• Бактериофаг стафилококковый (Стафилофаг) обладает способностью лизировать стафилококковые бактерии, выделенные при гнойных инфекциях. Применяется для лечения и профилактики гнойных инфекций кожи, слизистых, висцеральных органов, вызванных стафилококковыми бактериями (синусит, отит, ангина, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония, плеврит, гнойные раны, инфицированные ожоги, абсцесс, флегмона, фурункул, карбункул, гидраденит, панариций, парапроктит, мастит, бурсит, остеомиелит, уретрит, цистит, пиелонефрит, кольпит, эндометрит, сальпингоофорит, гастроэнтероколит, холецистит, омфалит, сепсис), а также при дисбактериозе кишечника.

• Бактериофаг стрептококковый (Стрептофаг) обладает способностью лизировать стрептококковые бактерии, выделенные при гнойных инфекциях. Применяется для лечения и профилактики гнойных инфекций кожи, слизистых, висцеральных органов, вызванных стрептококками (синуситы, отит, ангина, тонзиллит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит, пневмония, плеврит, нагноения ран, гнойносложные ожоги, абсцесс, флегмона, фурункул, карбункул, гидраденит, панариций, парапроктит, мастит, бурсит, тендовагинит, остеомиелит, уретрит, цистит, пиелит, пиелонефрит, кольпит, эндометриг, сальпингоофорит, гастроэнтероколит, холецистит, омфалит, пиодермия, сепсис), а также при дисбактериозе кишечника.

• Интести-бактериофаг обладает способностью специфически лизировать шигеллезные, сальмонеллезные, стафилококковые и энтерококковые бактерии, энтеропатогенную кишечную палочку, протей, псевдомонас аеругиноза. Применяется для лечения и профилактики заболеваний желудочно-кишечного тракта, вызванных чувствительными микроорганизмами: бактериальной дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа, паратифа, дисбактериозов, энтероколита, колита, диспепсии.

• Пиобактериофаг комбинированный (Пиополифаг) способен лизировать стафилококки, стрептококки (в т.ч. энтерококки), протея (мирабилис и вульгарис), синегнойную (псевдомонас аэругиноза) и кишечную палочки. Предназначен для профилактики и лечения гнойно-воспалительных заболеваний уха, горла, носа, пазух носа, дыхательных путей, легких; хирургических инфекций (нагноения, абсцесс, флегмона, остеомиелит, перитонит); урогенитальных инфекций (уретрит, цистит, пиелонефрит); гинекологических инфекций (кольпит, эндометрит, сальпингоофорит); энтеральных инфекций (гастроэнтероколит, холецистит, дисбактериоз); гнойно-септических заболеваний новорожденных.

• Пиобактериофаг поливалентный (Секстафаг) обладает способностью специфически лизировать стафилококки, стрептококки (в т.ч. энтерококки), эшерихию коли, протея (мирабилис и вульгарис), псевдомонас аэругиноза и клебсиеллу пневмония. Предназначен для профилактики и лечения различных форм гнойно-воспалительных и энтеральных заболеваний: гнойно-воспалительных заболеваний уха, горла, носа, дыхательных путей, легких и плевры; хирургических, урогенитальных и энтеральных инфекций; генерализированных септических заболеваний, в т.ч. гнойно-септических заболеваний новорожденных и детей грудного возраста.

• Пиобактериофаг комплексный жидкий представляет собой смесь фаголизатов стафилококков, стрептококков, энтерококков, эшерихий коли, протея (мирабилис и вульгарис), псевдомонас аэругиноза и клебсиелл (пневмония и окситока). Применяется для лечения и профилактики гнойно-воспалительных и кишечных заболеваний: заболеваний уха, горла, носа, дыхательных путей и легких; хирургических инфекций; урогенитальных инфекций; энтеральных инфекций; генерализованных и септических заболеваний; гнойно-воспалительных заболеваний новорожденных; для обработки послеоперационных и свежеинфицированных ран.

В новости:
Бактериофаги

Бактериофа́ги (фаги ) (от

Бактериофаги различаются по химической структуре, типу нуклеиновой кислоты 5 , морфологии и характеру взаимодействия с бактериями. По размеру бактериальные вирусы в сотни и тысячи раз меньше микробных клеток.

Рис. 2. Строение бактериофага

1 – головка, 2 – хвост, 3 – нуклеиновая кислота, 4 – капсид, 5 – «воротничок», 6 – белковый чехол хвоста, 7 – фибрилла хвоста, 8 – шипы, 9 – базальная пластинка.

Типичная фаговая частица (вирион) состоит из головки и хвоста. Длина хвоста обычно в 2 – 4 раза больше диаметра головки. В головке содержится генетический материал – одноцепочечная или двуцепочечная РНК или ДНК с ферментом транскриптазой в неактивном состоянии, окруженная белковой или липопротеиновой оболочкой – капсидом, сохраняющим геном вне клетки.

Нуклеиновая кислота и капсид вместе составляют нуклеокапсид. Бактериофаги могут иметь икосаэдральный капсид, собранный из множества копий одного или двух специфичных белков. Обычно углы состоят из пентамеров белка, а опора каждой стороны из гексамеров того же или сходного белка. Более того, фаги по форме могут быть сферические, лимоновидные или плеоморфные. Хвост представляет собой белковую трубку - продолжение белковой оболочки головки, в основании хвоста имеется АТФаза, которая регенерирует энергию для инъекции генетического материала. Существуют также бактериофаги с коротким отростком, не имеющие отростка и нитевидные.

Взаимодействие бактериофага с бактериальными клетками

Рис. 3. Адсорбция бактериофагов на поверхности бактериальной клетки

Первоначально бактериофаги прикрепляются к фагоспецифическим рецепторам на поверхности бактериальной клетки. Хвост фага с помощью ферментов, находящихся на его конце (в основном лизоцима), локально растворяет оболочку клетки, сокращается и содержащаяся в головке ДНК инъецируется в клетку, при этом белковая оболочка бактериофага остается снаружи. Инъецированная ДНК вызывает полную перестройку метаболизма клетки: прекращается синтез бактериальной ДНК, РНК и белков. ДНК бактериофага начинает транскрибироваться с помощью собственного фермента транскриптазы, который после попадания в бактериальную клетку активируется. Синтезируются сначала ранние, а затем поздние иРНК, которые поступают на рибосомы клетки-хозяина, где синтезируются ранние (ДНК-полимеразы, нуклеазы) и поздние (белки капсида и хвостового отростка, ферменты лизоцим, АТФаза и транскриптаза) белки бактериофага. Репликация ДНК бактериофага происходит по полуконсервативному механизму и осуществляется с участием собственных ДНК-полимераз. После синтеза поздних белков и завершения репликации ДНК наступает заключительный процесс - созревание фаговых частиц или соединение фаговой ДНК с белком оболочки и образование зрелых инфекционных фаговых частиц.

Фаги атакуют
Отечественная история производства и применения бактериофагов

В нашей стране бактериофаги для нужд медицины производятся и применяются уже почти 80 лет: еще во время Великой Отечественной войны с их помощью удалось спасти жизнь тысячам раненых и предотвратить эпидемию холеры в осажденном Сталинграде перед знаменитой Сталинградской битвой. Появление и широкое распространение антибиотиков практически свело «на нет» производство бактериофагов в мире, поэтому в течение десятилетий СССР оставался единственной страной, где технологии производства фаговых препаратов не только продолжали развиваться, но были поставлены на промышленную основу.

И сегодня Россия остается мировым лидером по выпуску и терапевтическому применению этих эффективных и безопасных антибактериальных средств

Благодаря сотрудничеству двух великих ученых-микробиологов – француза Феликса д’ Эрелля и грузина Георгия Элиавы – в СССР в 1920-х гг. был создан первый и единственный в мире научно-исследовательский центр бактериофагологии. Несмотря на репрессии, в результате которых его первый директор Г. Г. Элиава был расстрелян, а часть сотрудников отправлены в ссылку, тбилисский Институт бактериофагов выстоял и продолжил свою работу, став ведущим мировым центром терапевтических исследований и производства этих бактериальных «киллеров».

Бактериофаги советского производства были впервые массово использованы в экстренных ситуациях, вызванных вспышками бактериальных инфекций в конце 1930-х гг. Так, в 1938 г. в нескольких районах Афганистана, граничащих с территорией СССР, разразилась эпидемия холеры. Чтобы предупредить распространение этого тяжелейшего бактериального заболевания, было решено использовать на пограничных территориях холерный бактериофаг. Фаговый препарат давали местному населению, добавляли в колодцы и водоемы. В итоге на советской территории не было зарегистрировано ни одного случая заболевания холерой.

«Массовое изготовление бактериофага для практических целей требует чрезвычайно большого внимания, тщательности и глубокой теоретической подготовки со стороны бактериолога, организующего данное производство. Выделенные бактериофаги необходимо тщательно изучить, прежде чем пустить в производство. Терапевтическое значение могут иметь только активные бактериофаги, удваивающие число корпускул приблизительно за 10 минут, что является критерием высокой вирулентности данной расы бактериофага. Бактериофаг должен растворять подавляющее большинство штаммов бактерий данного вида, выделенных из самых разнообразных источников и из различных местностей.
Бактериофаг должен обладать хорошей жизнеспособностью. Его необходимо выращивать на свежевыделенных из организма бактериальных штаммах, наименьшее число раз перевитых на искусственных питательных средах....

Бактериофаги (фаги) (от греч. φάγος - пожирать) - вирусы, избирательно поражающие бактериальные клетки. Чаще всего, бактериофаги размножаются внутри бактерий и вызывают их лизис.

Бактериофагия - процесс взаимодействия фагов с бактериями, заканчивающийся очень часто их разрушением (от лат. bacteriophage - пожирающий бактерии).

1896 год - открытие бактериофагов Британским бактериологом Эрнестом Ханкин.

1898 год - бактериофаги исследованы российским ученым Николаем Гамалея. В этом же году фаги стали использовать при лечении ран и различных инфекций.

1920-е годы - Феликс Д"Эрель - канадский сотрудник Института Пастера (Париж) назвал бактериофаги «бактериофагами» и охарактеризовал их: «вирусы, размножающиеся в бактериях».

1940-е годы - везде, кроме СССР разработки бактериофагов вычеркнуты из числа перспективных исследований. В СССР исследования продолжаются.

Во всем мире популярность приобретает метод применения антибиотиков.

1980-е годы Эффективность лечения антибиотиками значительно понизилась. Бактерии выработали лекарственную устойчивость.

Интерес к фаговой терапии возобновился.

Начало 2000-х годов - Гленн Моррис - сотрудник Университета Мэриленд (США) совместно с НИИ бактериофагов, микробиологии и вирусологии в Тбилиси наладил испытания фаговых препаратов для получения лицензии на их применение в США.

Июль 2007 года- бактериофаги одобрены для использования в США.

На протяжении последних нескольких лет исследования свойств бактериофагов проводятся в России, Грузии, Польше, Франции, Германии, Финляндии, Канаде, США, Великобритании, Мексике, Израиле, Индии, Австралии.

Явление бактериофагии наблюдали многие ученые. Однако до появления краткой, но яркой статьи Туорта (1915) изучением этих явлений не занимались. Английский бактериолог Туорто писал острую инфекционную болезнь стафилококков, которая вызывала значительные изменения морфологии колоний. Инфекционный агент проходил через фильтры, и его можно было пассировать от одной колонии к другой. Туорт выдвинул несколько гипотез для объяснения этого явления, в том числе и гипотезу о фильтрующемся вирусе, аналогичном патогенным вирусам растений и животных. В замечательной статье Туорта заключена сущность современного взгляда на природу бактериофага, однако эта статья в свое время не привлекла внимания ученых, а Туорт не продолжил свою работу, может быть, потому, что служил в это время в армии.

В 1917 г. канадский бактериолог Феликс Д"Эрелль. работавший в институте Пастера в Париже, независимо от Туорта сообщил в печати об открытии «бактериофага». В ряде интересных работ он описал и правильно истолковал многие факты, касающиеся действия бактериофага, а в 1921 г. опубликовал свой классический труд по этому вопросу.

Под влиянием сообщения о том, что чума свиней вызывается синергическим действием микроба и вируса, Д"Эрелль занялся поисками доказательств подобной же смешанной этиологии бациллярной дизентерии человека.

Занимаясь изучением дизентерии, Феликс Д"Эрелль задумался над вопросом: почему возбудитель этой болезни, высевающийся в ее начале в большом количестве, в конце заболевания очень часто перестает выделяться? Заподозрив здесь действие какого - то агента, Д"Эрелль решил его обнаружить. С этой целью к свежей бульонной культуре дизентерийной палочки он стал добавлять по нескольку капель фильтрата испражнений больного. После одного из таких посевов Д"Эрелль и обнаружил этот агент по его способности разрушать дизентерийные бактерии. При добавлении к мутной бульонной культуре он вызвал ее просветление, а при добавлении к культуре, засеянной на плотную среду, появлялись прозрачные (стерильные) пятна - колонии. Способность вызывать такие пятна и размножаться при повторных посевах дали основание считать его живым корпускулярным агентом. Д"Эрелль назвал его Bacteriophagum intestinale, т. е. выделенный из кишечника пожиратель бактерий. Последующие наблюдения показали, что бактериофаги распространены повсеместно. Они встречаются всюду, где есть бактерии - в почве, воде, кишечном тракте человека и животных, гнойных выделениях и т. п. Особенно много фагов в сточных водах; из этого источника можно выделить практически любой фаг. Поскольку естественной средой обитания любого фага является микробная клетка, жизнь фагов связана с бактериями.

В период между 1920 и 1940 гг. было проведено очень много работ, посвященных изучению возможности применения бактериофагов с терапевтической целью. В большинстве случаев результаты оказались сомнительными или неутешительными, но при некоторых заболеваниях, например при холере, удалось получить терапевтический эффект. С открытием более действенных химиотерапевтических препаратов интерес к применению фага значительно уменьшился. Первоначальные надежды на эффективность применения фага в медицине послужили стимулом для проведения многих ценных работ, касающихся специфичности, иммуногенности, стабильности и изменчивости, а также других свойств бактериофагов. В списке литературы по фагу значатся имена многих известных бактериологов и иммунологов - Борде. Круц, Дёрр, А. Флеминг, Одюруа, Левадити, Праусниц, Топлн, но лишь немногие ученые посвятили всю свою деятельность изучению фагов. Кроме ДЭрелля, это были Ашешов. Бронфенбреннер, Флу, Грациа, Е. Вольман и Е. Вольман (старшие). Эти ученые, интересовавшиеся биологией бактериофагов и возможностью их практического применения, внесли большой вклад в учение о фагах. Затем изучением фага занялись ученые, которые сочетали в своей работе биологическую «интуицию» с применением современных количественных методов исследования: Бернет, Шлезингер, Эндрьюс.

Теория происхождения

В своей первой работе Туорт (1915), рассматривая природу открытого им тогда еще не имевшего названия литического фактора, задавался вопросом - подобен ли этот фактор бактериям, простейшим или фильтрующимся вирусам; не является ли он фильтрующейся стадией жизненного цикла пораженного микрококка или, быть может, это бактериальный фермент, образующийся аутокаталитически при разрушении продуцирующего его микроорганизма. Ряд более тщательно разработанных гипотез приведен в к ниге ДЭрелля (1926). Из них только две сохранили свое значение до настоящего времени: «теория предшественника» и «теория вируса». Живая полемика между сторонниками этих двух теорий длилась много лет; она явилась стимулом для проведения многочисленных экспериментальных работ и породила специальную терминологию.

Согласно теории предшественника, бактериофаги возникают эндогенно: они существуют в бактериях в виде предшественников, которые спонтанно или под влиянием какого-то воздействия превращаются в характерные литические вещества, подобно тому как трипсиноген превращается в трипсин. Эту теорию поддерживали Гильдемейстер (1921), Борде (1925), Нортроп (1939а), Крюгер и Скрибнер (1939), а также Феликс (1953). В большинстве случаев экспериментальное подтверждение этой точки зрения получали при изучении лизогенных бактерий, что и будет рассмотрено ниже.

Признание того факта, что умеренные фаги способны существовать в трех различных состояниях, служит основой для объединения теории предшественника и теории вируса. Эндогенный предшественник в лизогенных бактериях - это по сути дела профаг определенного умеренного фага. Возможность такого объединения противоположных взглядов ясно предвидели Вернет и Мак-Ки (1929). Правда, остается невыясненным, в какой степени теория предшественника приложима к объяснению инфекции экзогенными фагами.

Недавно проведенные исследования установили выраженное сходство между физическими, химическими и биологическими свойствами бактериофагов и других вирусов. Благодаря этому сходству бактериофаги часто использовались в качестве модели вирусов животных, как это и было, например, в работах по изысканию противовирусных антибиотиков. Хотя до некоторой степени это было оправдано, вряд ли можно проводить подобную аналогию дальше. Судя по данным, изложенным ниже, вполне возможно, что бактериофаги и другие вирусы произошли от совершенно разных предков. Тому факту, что в известных нам бактериофагах содержится ДНК, тогда как в некоторых типичных вирусах растений и животных содержится РНК, следует, пожалуй, придавать больше значения, чем упомянутому выше, скорее случайному, сходству между бактериофагами и вирусами.

В настоящее время общепризнано, что фаги образуют группу весьма разнообразных по своим свойствам специфических бактериальных вирусов - ультрамикробов, претерпевших длительную эволюцию, связанную с адаптацией и специализацией. Сам Д"Эрелль не полностью разделял эту точку зрения; он считал, что все бактериофаги относятся к одному виду, хотя и представленному большим числом разнообразных форм. Утверждая это, Д"Эрелль и многие другие противники вирусной теории игнорировали или отрицали наиболее веские доводы этой теории, вследствие чего, к сожалению, основные исследования по фагам в течение 10 или более лет оказались бесплодными.

В открытом Д’Эреллем литическом цикле столь ярко выявилась активность бактериофагов, что другие их свойства почти не изучались. И лишь в последние годы, с открытием нелитической фазы фага, в изучении фагов появилось новое направление. Не-которые штаммы бактериофага, попадая в чувствительную культуру бактерий, способны вступать с ней в тесные симбиотические отношения, при которых клетка-хозяин продолжает размножаться, неся в себе вирус в неинфекционном состоянии на протяжении бесконечного числа делений. Это тонко уравновешенная фаза размножения вируса, во время которой инфицированная клетка-хозяин и находящийся в ней профаг размножаются с одинаковой скоростью; данное явление получило название «лизогенности», или «лизогении». Теперь считают, что инфицирование, приводящее к лизогенности, вызывает модификацию генетического аппарата бактериальной клетки и часто приводит к изменению свойств бактерий; в качестве примера укажем на превращение авирулентного штамма дифтерийной бактерии в высокотоксигенный под влиянием заражения соответствующим фагом.

При определенных условиях некоторые бактериофаги поражают и убивают чувствительные бактерии, не вызывая лизиса и не размножаясь. В этом случае фаговая частица ведет себя как антибиотик, а не как вирус. Некоторые антибиотики, продуцируемые бактериями, например колнцины и пиоцины, действительно по ряду свойств напоминают бактериофаги.

Добрый день, дорогие читатели! Многие из нас проходили курс антибактериальной терапии хоть раз в жизни. Однако в большинстве случаев речь шла об антибиотиках. С бактериофагами приходилось сталкиваться не всем. В то же время медики склонны говорить о том, что сегодня эти медикаменты могут стать хорошей альтернативой. Бактериофаги, виды и назначение этих уникальных по своей природе препаратов мы и рассмотрим.

Бактериофаг: что это за лекарство?

История возникновения

История бактериофагов насчитывает около 100 лет. В 1915 -1917 годах их открытие состоялось почти одновременно во Франции, Англии и России, где три биолога, независимо друг от друга, наблюдали явление лизиса бактерий.

После изучения свойств микроскопических вирусом ученый Феликс Д"Эрелль высказал мысль о том, что они играют большую роль в процессе выздоровления организма, пораженного бактериальной инфекцией. С тех пор возникло усиленное внимание к фагам, началось их стремительное изучение.

Строение фага

Фаги не продукт генной инженерии. Они встречаются и в природе, в тех местах, где есть чувствительные к ним бактерии. Строение вируса напоминает головастика: в нем есть хвостик и головка. В последней заложен генетический материал. В состав фага входит белковая оболочка и нуклеиновые кислоты, из которых складывается ДНК.

Особенности каждого бактериофага зависят от того, против каких бактерий он направлен. Замечены случаи, когда вирусы не могут воздействовать даже на бактерии своего класса, поскольку некоторые особи оказываются резистентными к бактериофагам. Чтобы лечиться этими медикаментами, нужно быть точно уверенными в диагнозе: на другие бактерии и микроорганизмы вирусы не действуют.

Как используют?

Довольно часто фаги используют в комплексной антибактериальной терапии. Им отдается преимущество, если нет смертельной угрозы для пациента. В отличие от антибиотиков, «сметающих» все на своем пути, медикаменты с минивирусами не убивают полезную микрофлору, действуют избирательно и безболезненно выводятся из организма.

Их совместимость с любыми лекарствами 100%-ная, поскольку они не вступают в реакцию с другими химическими веществами и не вызывают осложнений. Единственным исключением является прием лекарств, включающих бактерии, например, Линекс, Аципол, Бифидум-бактерин.

Тем не менее, в рамках экстренной терапии фаги пока не могут заменить антибиотики, так как не всегда есть возможность точно установить возбудителя. Многие фаги можно давать детям даже в грудном возрасте, когда большинство антибиотиков запрещены. В детской терапии медикаменты на основе вирусных агентов более предпочтительны, так как имеют меньший объем побочных эффектов.

Виды бактериофагов

В современной медицине бактериофаги используют во многих сферах:

• гастроэнтерологии;
  • отоларингологии;
  • хирургии;
  • гинекологии;
  • урологии;
  • пульмонологии.

Выбор конкретного медикамента зависит от заболевания и его возбудителя.

Каждый фаг может быть направлен только против конкретной бактерии, причем имеет место территориальная избирательность. Это означает, что бактерии и вирусы поддаются мутациям в зависимости от территории, на которой они находятся.

Классификация фагов осуществляется по возбудителям. При наличии одной инфекции используют:

Стафилококковый бактериофаг

Действует только против стафилококка, охватывая различные его виды, включая золотистый.

Интести

Эффективен против нескольких видов бактерий: кишечная палочка, энтерококк, стафилококк, синегнойная палочка, протей.

Поливалентный

Действует против кишечной палочки, синегнойной палочки, клебсиелл, протея.

Стрептококковый

Действует исключительно при стрептококковой моноинфекции.

Колипротейный

Применяется при комбинированных инфекциях, а именно: энтеропатогенной кишечной палочки, протеев, синегнойной палочки, стрептококков и стафилококков.

Сальмонеллезный

Бактериофаг против сальмонеллы.

Синегнойный

Действует эффективно против синегнойной палочки.

Коли

Действует против кишечной палочки. Существует колипротейный бактериофаг, эффективный против протеев.

Считается, что большей эффективностью обладают бактериофаги, действующие против одной инфекции. Медикаменты, сочетающие в себе несколько типов вирусов, помогают гораздо в меньшей степени. Бактериофаги выпускаются как в жидкой форме, так и таблетками. Если речь идет о лечении детей, то предпочтительной является жидкая форма выпуска.

Лечение бактериофагами

Назначение медикамента должен осуществлять только врач исключительно после анализов на выявление конкретной инфекции. Самостоятельное применение в домашних условиях может быть неэффективным, поскольку без специального исследования выявить возбудителя и определить его чувствительность к фагам нельзя.

Схема лечения каждой отдельно взятой инфекции разрабатывается для клиента индивидуально. Чаще всего к этим медикаментам прибегают для терапии кишечного дисбактериоза. Курс лечения в этом случае составляет около 5 дней, но в отдельных случаях может быть продлен до 15 суток. Для большей эффективности курсы повторяют 2-3 раза.

Вот пример одного из таких курсов терапии стафилококковой инфекции:

• грудничкам до полугода – по 5 мл;
  • от полугода до года – по 10 мл;
  • от года до трех лет дают 15 мл;
  • от трех до восьми лет – 20 мл;
  • после восьми лет – 30 мл.

Грудничкам можно давать фаги тремя способами:

• перорально (в рот);
  • в форме клизмы;
  • каплями в нос.

В возрасте после полугода третий вариант уже невозможен, поэтому назначают либо в виде клизмы, либо перорально. При этом дозировка для клизмы в среднем в два раза больше, чем объем, предписанный для приема через рот.

В отношении детей в педиатрии существуют различные отзывы медиков относительно применения бактериофагов. Одни утверждают, что минивирусы абсолютно безопасны, поэтому пока по старинке фаги назначают и младенцам.

В 2016 году появилась обновленная информация. Главный детский гастроэнтеролог Захарова И.Н. заявила о том, что терапия бактериофагами может привести к раку. Вирусы встраиваются в генную систему организма и могут разрушить ее.

Насколько справедливо такое утверждение, сложно сказать, но статус заявителя говорит о многом. Бактериофаги до конца еще не изучены, и применяться для терапии они стали сравнительно недавно. Длительных наблюдений за их действием на отдельные поколения пока нет.

Дорогие читатели, мы рассмотрели с вами действие бактериофагов на инфекции и организм человека. Если вам понравилась статья, рекомендуйте ее своим знакомым в соц. сетях. Информация дана для ознакомления.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!