Аварии на автомобильном транспорте причины возникновения. Виды и способы предотвращения дтп

Если ДТП невозможно избежать, то его участникам не следует покидать машину до ее остановки. Необходимо управлять автомобилем до последней возможности, сохраняя самообладание и не впадая в панику, предпринять меры, что бы уйти от встречного удара: свернуть в кювет, забор, кустарник, лучше в дерево чем в идущий автомобиль, а если нет возможности, перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Когда удар неизбежен, самое главное – препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову, для этого необходимо упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо (переднюю панель). Пассажир находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом ребенок, крепко прижать накрыть собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира – переднее сидение, поэтому детям до 12 лет находиться там запрещается. Как правило, после удара двери заклинивает и выходить приходиться через окно.

При аварии в первую очередь следует оказать первую помощь пострадавшим, принять меры к вызову на место происшествия сотрудников ГАИ и скорой помощи, по возможности организовать доставку пострадавшего в ближайшую больницу.

Аварии на морском и речном транспорте

При перевозках на морском и речным судах соблюдать следующие правила:

  1. посадка и высадка пассажиров начинается после полной швартовки судна и установки трапа
  2. после отхода судна из порта организуется ознакомление пассажиров с правилами пользования спасательных средств
  3. в каютах запрещается перевозка бензина, ЛВЖ. ГЖ…
  4. не разрешается зажигать спички, курить в не отведенных специальных местах

При кораблекрушении предотвратить панику и приступить к спасению людей, осуществляя их посадку в шлюпки и плоты- вначале детей, женщин, раненых и стариков. Все плавучие средства должны держаться вместе.

Аварии на авиационном транспорте

Безопасность полета зависит не только от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет, но и от пассажиров которые должны действовать в соответствии с указанием экипажа.

Садиться в кресло так, что бы в случае аварии не травмировать ноги (следует упереть их в пол, выдвинув как можно дальше, но не под переднее сидение.

Знать место расположения аварийного выхода, медицинской аптечки, водного спасательного жилета и другого вспомогательного оборудования.
При взлете и посадке пассажир обязан пристегнуть ремень безопасности.

При аварийной посадке самолета эвакуация осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам.

В случае пожара в салоне самолета пассажир должен защитить себя от огня, покрыв как можно большую часть одеждой; стараться как можно меньше дышать воздухом, содержащий дым; если есть возможность, то смочить носовой платок водой и дышать через него; быстро двигаться к выходу нагнувшись или на четвереньках; не бросаться сквозь стену огня, пока не будет абсолютно уверен, что нет другого пути эвакуации. Покинув борт самолета, оказать помощь другим и не оставаться вблизи самолета.

Общие правила

Посадка в общественный транспорт должна проводиться организованно при полной остановке трамвая» автобуса, троллейбуса. Это же относится и к высадке из транспортного средства. Не надо толкаться, суетиться, запрыгивать в общественный транспорт на ходу, при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса. Лучше дождаться следующего трамвая или автобуса.

В вагоне поезда или трамвая, салоне троллейбуса, автобуса посмотри, где расположены аварийные выходы, прочитай инструкцию, как ими пользоваться. Обязательно держись за что-нибудь, чтобы не упасть во время движения и резких торможений транспорта, не прислоняйся к дверям. Были случаи перелома рук при их защемлении дверьми. Если ехать придется далеко, то не располагайся возле выхода - здесь постоянная толчея, в случае давки тебя могут случайно вытолкнуть из салона, кроме того, как показывает статистика, воры-карманники чаще действуют вблизи выхода. Так им легче скрыться с украденным, выйдя на ближайшей остановке.

Заметив бесхозную сумку или сверток, не трогай их, а тут же сообщи о находке пассажирам или водителю.

Находясь в транспорте, не толкайся, не наступай людям на ноги и не говори слишком громко, не плюйся. Это избавит тебя от ненужных конфликтов. Не высовывай голову из окна. В случае опасности обращайся к окружающим, милиции или водителю (машинисту).

На линиях трамвая и троллейбуса есть еще одна опасность, которая возрастает при ливневых дождях, оттепелях в зимнее время, при сильном ветре. В этих случаях возникает возможность поражения током, ведь ты, наверное, знаешь, что оба этих вида транспорта работают на электричестве. Не входи в троллейбус, трамвай, если обнаружилось, что кого-то ударило током, а значит, салон находится под напряжением. Выходить же из него следует без промедления, прыжком, так как в противном случае, стоя на ступеньке одной ногой и поставив другую на землю, ты рискуешь пропустить через себя электрический разряд.

В любой поездке следи за ситуацией в салоне и на дороге. Это поможет вовремя заметить угрозу столкновения, падения, наезда, принять правильное положение тела и крепко ухватиться за поручень, кресло.

Транспортные аварии

Основные правила поведения на дорогах. Как действовать, если Вы - участник дорожно-транспортного происшествия

Остановите (не трогайтесь с места) транспортное сред­ство.

Включите аварийную световую сигнализацию и выставите знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь).

Примите возможные меры для оказания медицинской помощи пострадавшим, вызовите «скорую помощь», а в экстренных случаях - доставьте пострадавших на своем или попутном транспорте в ближайшее лечебное учреж­дение. Сообщите свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удо­стоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратитесь к месту происшествия.

При не­обходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в больницу, водитель должен предварительно зафиксировать в присут­ствии свидетелей положение транспортного средства, сле­ды и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места ДТП.

Сообщите о случившемся в милицию, запишите фамилии и адреса очевидцев и ожидайте прибытия сотрудников милиции.

Как действовать, если Вы - свидетель дорожно-транспортного происшествия

Сообщите о случившемся ДТП в милицию, запишите фамилии и адреса очевидцев и ожидайте прибытия сотрудников мили­ции.

Примите возможные меры для оказания медицинской помощи пострадавшим, вызовите «скорую помощь».

В экстренных случаях - доставьте пострадавших на своем или попутном транспорте в ближайшее лечебное учреж­дение. Сообщите свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удо­стоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратитесь к месту происшествия.

Не перемещайте предметы, имеющие отношение к проис­шествию.

Авария на железнодорожном транспорте

Как действовать при железнодорожной аварии

Меры предосторожности

По возможности располагайтесь в центральных вагонах электричек (они меньше всего пострадают при аварии).

Громоздкие и тяжелые вещи ставьте вниз, так как при силь­ном толчке они могут свалиться с верхних полок и нанести травму.

Не загромождайте на ночь двери в купе (в темноте будет трудно выбраться наружу).

Запомните, где лежат ваши одежда, документы и деньги (на всякий случай, если понадобится в темноте срочно поки­нуть вагон).

На ночь убирайте со столика в купе еду, бутылки и т.п., чтобы при толчке осколки не поранили вас.

Спать на боковых местах лучше ногами вперед по ходу поез­да, чтобы исключить перелом шейного позвонка при резком броске вперед тела в момент столкновения поезда с препят­ствием.

Во время толчка (удара) постарайтесь ухватиться руками за выступы полок и другие неподвижные части вагона или сгруппируйтесь и прикройте голову руками во избе­жание травм.

При переворачивании вагона, крепко держась руками, упри­тесь с силой ногами в верхнюю полку, стену и т.п., закройте глаза, чтобы в них не попали осколки стекла.

Прижмите ребенка к себе лицом, прикройте ему голову рукой.

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 ч из-за обильных кровопотерь. По статистике дорожные происшествия чаще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и последние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На этот период приходится 60 % происшествий всего года. Дождь и туман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся причиной возникновения ДТП.

В целом в России каждый год только на автомагистралях погибает до 45 тысяч человек.

При неизбежности столкновения сохраняйте самообладание. Это позволит управлять машиной до последней возможности. Напрягите все мышцы и не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше движущегося на вас автомобиля.

Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером.

При неизбежности столкновения защитите голову. Если автомобиль идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке. При нахождении на переднем месте пассажира закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сиденье. Сидя на заднем сиденье, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с вами ребенок, накройте его собой.

После аварии определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через

окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из автомобиля, отойдите от него как можно дальше - возможен взрыв.

При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбирайтесь через открытое окно, так как при открывании двери машина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом "Впрок"), избавьтесь от лишней одежды. Выбирайтесь из автомобиля при заполнении его водой наполовину, иначе вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости, разбейте лобовое стекло подручным тяжелым предметом. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, а затем резко плывите вверх.

правила безопасного поведения участников дорожного движения:

· водитель - соблюдать правила дорожного движения; перед выездом проверять, и в пути обеспечивать исправное техническое состояние автомобиля; при движении быть пристегнутым ремнем безопасности, не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности; умело оценивать дорожную обстановку и учитывать, как могут повести себя другие водители и пешеходы;

· пассажир - быть пристегнутым ремнем безопасности; посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки; не отвлекать водителя от управления автомобилем; не открывать двери во время движения;

· пешеход - соблюдать правила дорожного движения; двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, обочине; вне населенных пунктов идти навстречу движению транспортных средств; пересекать проезжую часть по пешеходным переходам; на проезжей части не задерживаться и не останавливаться без необходимости; ожидать маршрутные транспортные средства на посадочных площадках.

Аварии на общественном транспорте, их основные причины и последствия.

Все пассажиры, пользующиеся услугами городского общественного транспорта, обязаны знать и соблюдать основные правила безопасности: не входить и не выходить из транспорта до его полной остановки; не прислоняться к дверям, не высовывать голову и руки в окна; внутри трамвая, троллейбуса и автобуса стараться держаться за поручни на случай резкого торможения; стоять лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать (из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину).

Определенную угрозу в случае резких торможений представляют зонты, трости и другие предметы с острыми и выступающими краями. Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни, а также дремать. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу.

Любой общественный транспорт, в том числе и электрический, пожароопасен. По этой причине после ДТП желательно быстро покинуть салон и отойти на 10-15 м в сторону. При заклинивании выходных дверей или образовавшемся людском заторе воспользуйтесь запасными выходами или разбивайте окно подручными средствами (огнетушитель, тормозной башмак, жесткий дипломат и т.п.), в крайнем случае, выбивайте стекло сильным ударом ноги в угол окна, повиснув на руках, на потолочных поручнях. Перед выходом - очистить проем окна от оставшихся стекол.

Действия пассажиров при аварийной ситуации (столкновении, перевороте, опрокидывании):

· Сгруппируйтесь, крепче ухватитесь за поручни, старайтесь избежать падения;

· Упритесь ногами в пол, руками в спинку переднего сиденья, голову наклоните вперед;

· Покиньте транспорт через двери, окна, аварийные выходы;

При аварии в случае повреждения токоведущего провода самые безопасные места в трамвае или троллейбусе - сидячие. При этом ноги от пола лучше оторвать, а к стенам и поручням не прикасаться. Выходить из электротранспорта следует прыжком, одновременно двумя ногами вперед, не касаясь корпуса, чтобы не замкнуть своим телом электроцепь.

Действия пассажиров при пожаре:

· Немедленно сообщите о пожаре водителю;

· Защите рот и нос платком, шарфом, рукавом;

· Начните тушить пожар огнетушителем, находящимся в салоне;

· Откройте двери кнопкой аварийного открывания или разбейте стекло;

· Покиньте транспортное средство, пропустив вперед детей, женщин и

стариков;

· Окажите помощь пострадавшим.

Действия пассажиров при падении общественного транспорта в воду:

· Если транспортное средство на плаву, выбирайтесь через окно;

· При погружении в воду снимите лишнюю одежду;

· Глубоко вдохните и выбирайтесь наружу через дверь или окно;

· При необходимости выбейте стекло;

· Помогите детям и не умеющим плавать;

· Выбравшись на берег, окажите помощь пострадавшим.

Аварии в метрополитене

Аварийные и опасные ситуации на станциях, в тоннелях, вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути.

Жизнь современного общества невозможна без транспорта, современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций (транспортных аварий). К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный (рис. 4.7).

Транспортная авария (ТА) - авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Обычно ТА различают по видам транспорта:

  • - железнодорожная авария;
  • - авиационная катастрофа;
  • - дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
  • - аварии на водном транспорте;
  • - авария на магистральном трубопроводе и др.

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека (табл. 4.9).

Динамика роста числа смертельных несчастных случаев

на транспорте в России (1997 - 2005 гг.)

Таблица 4.9

Автомобильный транспорт. Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100...200 км) является автомобильный транспорт. В 2003 г. автомобильным транспортом было перевезено около 25 млрд, пассажиров, что составляет 52 % от общего объема перевозок всеми видами транспорта. В нашей стране на его долю приходится более 50 % объема всех пассажирских и до 50 % грузовых перевозок.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это событие, возникшее с участием хотя бы одного находящегося в движении механического транспортного средства, повлекшее за собой гибель или ранение людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

По данным ООН, в результате ДТП ежегодно в мире погибает около 1,3 млн. чел., становятся инвалидами 8 млн. чел., экономические потери составляют в среднем 500 млрд. долл. Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения.

Каждые сутки в России происходит более 400 ДТП, в них погибает более 80 чел., гравмируется около 500 чел. Ежегодно на дорогах России регистрируется более 160 тыс. ДТП, в которых участвуют транспортные средства. В ДТП ежегодно погибает в среднем 30 тыс. россиян, инвалидами становятся около 200 тыс. Основное количество дорожно-транспортных происшествий (72,1 %) зарегистрировано в городах и населенных пунктах, в результате которых смертельные травмы получили 17 из каждых 100 пострадавших (табл. 4.10).

Число ДТП и пострадавших в России (1998-2005гг.)

Таблица 4.10

Социально-экономический ущерб от ДТП в России огромен, он исчисляется сотнями миллиардов рублей. ДТП происходят в результате столкновения -37,9 %, наезда -37,1 %, опрокидывания - 16,1 %. В 2015 году на дорогах России произошло 184 тыс. крупных аварий. В них погибли 23,1 тыс. человек, еще около 231,2 тыс. человек получили ранения. По этим печальным показателям наша страна опережает развитые страны мира в три-четыре раза.

Причины ДТП:

  • - неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог и неисправность транспортного средства;
  • - большое количество пересечений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорогами;
  • - многократно возросшее количество личного автомобильного транспорта;
  • - неконтролируемый рост объемов грузовых перевозок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоездами) с нагрузками на ось, превышающими допустимые;
  • - нарушение водителями Правил дорожного движения;
  • - плохая подготовка водителей;
  • - превышение скорости на опасных участках дорог;
  • - выезды на полосу встречного движения;
  • - управление автотранспортом в нетрезвом состоянии.

Железнодорожный транспорт. Значительное место в общем объеме грузоперевозок в транспортной системе России занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47 % пассажирских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения чрезвычайных ситуаций повышенного риска с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий. Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу не только для пассажиров, работников железной дороги, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозками по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывоопасных, химических и радиационных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются:

  • - неисправности пути;
  • - поломки подвижного состава;
  • - выход из строя средств сигнализации и блокировки;
  • - ошибки диспетчеров;
  • - невнимательность и халатность машинистов;
  • - сход подвижного состава с рельсов;
  • - столкновения;
  • - наезды на препятствия на переездах;
  • - пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
  • - повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;
  • - изношенность технических средств.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте приводят к травмам и гибели людей, повреждению и уничтожению материальных ценностей, нанесению ущерба окружающей природной среде. Благодаря внедрению комплекса профилактических и организационно-технических мероприятий число происшествий на железных дорогах в последние годы существенно сократилось.

Авиационный транспорт. Сегодня воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей транспортной системе перевозок пассажиров и грузов. За сутки самолеты перевозят в среднем более 300 тыс. человек, за год - более 100 млн. пассажиров.

Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, чрезвычайные ситуации все же происходят. В среднем ежегодно в мире происходит 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все люди. Однако ежегодно на дорогах мира гибнет 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах менее 2000 человек.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. В течение 2005 г., по данным Минтранса России, на гражданских воздушных судах Российской Федерации произошло 29 авиационных происшествий, в которых погибло 102 и пострадало 83 чел.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что среди причин авиакатастроф выделяются:

  • 1) ошибки человека - 50...60 %;
  • 2) отказ техники - 15...30%;
  • 3) воздействие внешней среды - 10...20 %;
  • 4) прочие (невыясненные) - 5... 10 %.

Поражающие факторы на авиатранспорте:

  • - сила, возникающая от удара воздушного судна при падении;
  • - пожар, взрыв, отравляющие газы;
  • - декомпрессия.

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте имеют ряд специфических особенностей. Это связано с высокой скоростью передвижения летательных аппаратов, наличием на их борту большого количества топлива, способного воспламениться или взорваться, нахождением людей в замкнутом пространстве салона, большой высотой полетов, отсутствием эффективных и надежных мер воздействия и помощи людям, которые терпят бедствие в воздухе, внезапностью и быстротечностью развития событий.

Водный транспорт. В последние годы имеют место кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте. Ежесуточно в морях и океанах находится 25 тыс. судов, экипажи которых насчитывают около 1 млн. человек. По данным известного лондонского классификационного общества - Регистра судоходства Ллойда, ежегодно гибнет 350...400 судов, т. е. ежедневно гибнет одно судно. В результате кораблекрушений ежегодно погибает около 200 тыс. человек.

Основными причинами этих аварий являются:

  • - нарушения правил судовождения, пожарной безопасности, технической эксплуатации;
  • - износ материальной части и оборудования судов, портов и других объектов морских и речных пароходсгв;
  • - погодные и климатические условия (ураганы, штормы, туманы, льды и т.
  • - ошибки капитанов, лоцманов и членов экипажа;
  • - ошибки при проектировании и строительстве судов;
  • - столкновения и опрокидывания судов;
  • - посадка на мель;
  • - взрывы и пожары на борту;
  • - неправильное размещение и плохое закрепление грузов;
  • - низкая обновляемость парка за счет судов нового поколения.

Городской наземный транспорт. Городской транспорт включает в себя:

автотранспорт различного назначения, троллейбусы и трамваи, метрополитен, такси. Миллионы людей пользуются услугами городского транспорта. Наиболее многочисленный и наиболее аварийный - городской автотранспорт. Так на 1 млрд, пасс/км на железнодорожном транспорте приходится 2 погибших, на воздушном - 6, а на автомобильном - 20.

Для того чтобы сократить число чрезвычайных ситуаций на транспорте и минимизировать последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

РЕФЕРАТ

Аварии на транспорте

Выполнила: Подколзина Я.

Студент группы 1ФБ

Специальность: БЖД

Проверил: Петрова М.С.

Введение

Необходимость транспорта в наше время не вызывает никакого сомнения. Транспортные средства должны большое положительное влияние на экономику страны, создают удобство и комфорт для людей. Развитие транспорта, повышение его роли в жизни людей сопровождается не только положительным эффектом, а и негативными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности транспортных мероприятий и дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Любое транспортное средство - это источник повышенной опасности. Человек, что воспользовалась услугами транспортного средства, находящегося в зоне повышенной опасности. Это обусловливается возможностью ДТП, катастрофами и авариями поездов, самолетов, морских и речных транспортных средств, травмами при посадке или выходе из транспортных средств или при их движения

1. Определение транспортной аварии

Транспортная авария (ТА) -- авария на транспорте, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА различают по видам транспорта:

железнодорожная авария;

авиационная катастрофа;

дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

аварии на водном транспорте;

авария на магистральном трубопроводе и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

2. Аварии на транспорте

2.1 Аварии на железнодорожном транспорте

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорожном транспорте являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Тем не менее, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

Как действовать при железнодорожной аварии

При крушении или экстренном торможении закрепитесь, чтобы не упасть. Для этого схватитесь за поручни и упритесь в стену или сиденье ногами. Безопаснее всего опуститься на пол вагона. После первого удара не расслабляйтесь и держите все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

2.2 Аварии в метрополитене

Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

2.3 Ава рии на автомобильном транспорте

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Очень часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа из-за обильных кровопотерь.

Как действовать при неизбежности столкновения.

Сохраняйте самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности. До предела напрягите все мышцы, не расслабляйтесь до полной остановки. Сделайте все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на Вас автомобиля. Помните о том, что при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером. При неизбежности удара защитите голову. Если автомашина идет на малой скорости, вдавитесь в сиденье спиной, и, напрягая все мышцы, упритесь руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч и Вы не пристегнуты ремнем безопасности, прижмитесь грудью к рулевой колонке.

Если Вы едете на переднем месте пассажира, закройте голову руками и завалитесь на бок, распростершись на сидении. Сидя на заднем сидении, постарайтесь упасть на пол. Если рядом с Вами ребенок - накройте его собой.

Как действовать после аварии.

Определитесь, в каком месте автомобиля, и в каком положении Вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). Если двери заклинены, покиньте салон автомобиля через окна, открыв их или разбив тяжелыми подручными предметами. Выбравшись из машины, отойдите от нее как можно дальше - возможен взрыв.

Как действовать при падении автомобиля в воду.

При падении в воду машина может держаться на плаву некоторое время, достаточное для того, чтобы покинуть ее. Выбирайтесь через открытое окно, т.к. при открывании двери машина резко начнет тонуть.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включите фары (чтобы машину было легче искать), активно провентилируйте легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом «впрок»), избавьтесь от лишней одежды, захватите документы и деньги. Выбирайтесь из машины через дверь или окно при заполнении машины водой наполовину, иначе Вам помешает поток воды, идущей в салон. При необходимости разбейте лобовое стекло тяжелыми подручными предметами. Протиснитесь наружу, взявшись руками за крышу машины, а затем резко плывите вверх.

2.4 Аварии на водном транспорте

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа. Зачастую аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

2.5 Аварии на воздушном транспорте

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Как действовать при пожаре на самолете.

Помните, что в случае пожара на борту самолета наибольшую опасность представляет дым, а не огонь. Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой. Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д. После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

После выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше и лягте на землю, прижав голову руками - возможен взрыв.

В любой ситуации действуйте без паники и решительно, это способствует Вашему спасению.

Как действовать при "жесткой" посадке и после нее.

Перед каждым взлетом и посадкой тщательно подгоняйте ремень безопасности. Он должен быть плотно закреплен как можно ниже у Ваших бедер. Проверьте, нет ли у Вас над головой тяжелых чемоданов.

Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику.

авария водный автомобильный транспорт

Заключение

Задача каждого работающего на предприятии - знать основные правила поведения при авариях, уметь действовать в сложившейся при этом обстановке. К примеру, существуют определенные правила и последовательность отключения электроэнергии, остановки транспортирующих устройств, агрегатов и аппаратов, перекрытия сырьевых, газовых, паровых и водяных коммуникаций в соответствии с технологическим процессом и техникой безопасности, нарушения которых могут усугубить и осложнить обстановку. Каждый должен знать маршрут и порядок следования в убежище в случае аварии, пути выхода в безопасные места, организацию обеспечения средствами индивидуальной защиты. Регулярно надо проверять системы вентиляции, убеждаться в надежности работы и герметизации технологического оборудования, наличии средств обнаружения и тушения пожаров. Выясняется состояние электрооборудования, емкостей, аппаратов и линий, работающих под давлением, каково оснащение контрольно-измерительными приборами, защитой и блокирующей аппаратурой. На каждом предприятии разрабатывается план ликвидации возможных аварий. Организуется подготовка рабочих и служащих к работе при аварийных ситуациях, предусматривается необходимый резерв сил и средств для их ликвидации. Необходимо содержать в постоянной готовности системы и средства оповещения, иметь на рабочих местах необходимое количество средств индивидуальной защиты. При аварийных ситуациях важной задачей является своевременное оповещение об этом персонала предприятия и населения жилого поселка, прилегающего к данному предприятию.

Каждый рабочий и служащий объекта при аварийной ситуации должен умело воспользоваться имеющимися средствами оповещения и вызвать пожарную команду.

С писок литературы

1.Безопасность жизнедеятельности. (Учебник). Под ред. Э.А. Арустамова (2006, 10-е изд.) стр.230-231

2.Чрезвычайные ситуации и защита от них.Сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

3.http://www.arspas.ru/mchs/pravila_chs/jd.php

4.http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident.html

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности транспортных катастроф. Аварии на автомобильном, железнодорожном, авиационном и водном транспорте. Обеспечение личной безопасности при движении в общественном транспорте. Правила поведения при авариях. Действия при неизбежности столкновения.

    контрольная работа , добавлен 08.06.2014

    Понятие аварий и катастроф. Их основные причины. Аварии на железнодорожном и водном транспорте. Основные мероприятия по их предупреждению. Аварии на гидротехнических сооружениях. Поведение в случае железнодорожной катастрофы. Аварийная посадка самолета.

    реферат , добавлен 17.04.2015

    Аварии на автомобильном, железнодорожном, авиационном и на водном транспортах. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Особенности ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте. Проведение спасательных и аварийных работ.

    реферат , добавлен 10.10.2014

    Понятие аварии и катастрофы, их отличия. Характеристика аварий на автомобильном, железнодорожном, авиационном и водном транспорте. Самый безопасный вид транспорта. Рассмотрение основных способов повышения личной транспортно-дорожной безопасности.

    реферат , добавлен 22.01.2014

    Определение чрезвычайных ситуаций. Радиационно-опасные объекты. Опасные химические вещества. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на транспорте. Негативные воздействия факторов природной среды. Обучение населения.

    реферат , добавлен 06.11.2006

    Признаки аварии на магистральном трубопроводном транспорте. Вид ответственности должностных и юридических лиц за невыполнение требований правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Аварии на хранилищах сжатого газа и их устранение.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Причины техногенных аварий. Аварии на гидротехнических сооружениях, на транспорте. Краткая характеристика крупных аварий и катастроф. Спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы при ликвидации крупных аварий и катастроф.

    реферат , добавлен 05.10.2006

    Обеспечение военной, экономической и социальной безопасности. Понятие чрезвычайных ситуаций. Аварии на химически, радиационно и взрывоопасных объектах. Аварии на транспорте. Чрезвычайные ситуации природного характера. Защита в чрезвычайных ситуациях.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2014

    Причины аварий на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Правила безопасного поведения в поезде. Действия при декомпрессии, при пожаре в самолете, при жесткой посадке и после нее, при высадке с корабля и на спасательном плавательном средстве.

    презентация , добавлен 17.11.2014

    Численность населения в зонах потенциально опасных объектов. Предприятия, использующие химические вещества, их классификация по степени опасности. Действия населения при оповещении о химической аварии и после выхода из зоны химического заражения.

Современную жизнь трудно представить без автомобиля. Он представляет собой необходимое средство передвижения, поэтому с каждым годом на дорогах и во дворах появляется все больше «железных коней».

Учитывая не самое лучшее качество дорог, любовь к быстрой езде и низкую сознательность отдельных водителей аварии на дорогах происходят с завидным постоянством. По статистике, автомобильный транспорт является самым опасным средством передвижения. Из-за ДТП ежегодно во всем мире погибает более 1 млн. человек.

Последствия и причины

Любая аварийная ситуация с участием автомобиля, произошедшая на дороге и повлекшая за собой повреждение груза, различных сооружений и самого транспортного средства, а также травмы и гибель людей в законе определяется, как дорожно-транспортное происшествие (ДТП).

Столкновение и опрокидывание машин, наезд на пешехода, вылет с трассы являются основными разновидностями аварий на дороге. Самым серьезным последствием является гибель человека. Жертвой ДТП считается лицо, чья смерть наступила на месте происшествия или в течение последующей недели.

Тяжесть повреждений, механизм их получения и локализация зависят не только от вида аварии, но и от скорости движения транспорта и его конструкции.

Основные причины аварий на автомобильном транспорте связаны с превышением скорости, игнорированием предупреждающих знаков, плохой видимостью ( , дождь), низким качеством трасс, несоблюдением правил дорожного движения и агрессивным вождением.

Согласно статистике риск попадания в ДТП увеличивается в часы «пик» (утро, вечер), а также в праздничные и выходные дни. Наибольшую опасность представляет зимняя дорога, особенно в оттепель.

Правила поведения при аварии без человеческих жертв

С 2015 г. все водители, попавшие в ДТП, имеют возможность разрешить ситуацию без привлечения сотрудников ГИБДД, но при соблюдении следующих условий:

  • Максимальный размер причиненного ущерба – 100 тыс. рублей (с июня 2018 года). Для жителей Москвы, Санкт-Петербурга и их областей установлен максимум в 400 тыс. рублей при фиксации ДТП видеорегистратором. (На момент написания материала, более точные данные вы сможете узнать из ходя из изменений в законодательстве , воспользуйтесь поиском);
  • В аварии должно быть не более 2 участников;
  • Отсутствуют пострадавшие, включая пешеходов и пассажиров;
  • Оба автомобиля – участника ДТП застрахованы в ОСАГО.

В такой ситуации, при отсутствии разногласий касательно аварии, водителям необходимо самостоятельно составить европротокол. Для этого следует внимательно заполнить бланк, который чаще всего прикрепляется к полису ОСАГО либо выдается лично в день оформления договора страхования.

Однако здесь есть небольшой нюанс. В случае, если в аварию попал автомобильный транспорт с прицепом, то упрощенная процедура с применением европротокола не осуществляется.

Кроме того, согласно правилам поведения при аварии на автомобильном транспорте следует позаботиться о свидетелях и доказательствах (на всякий случай). Запишите или сфотографируйте номера проезжающих рядом автомобилей, а также общественного транспорта. Впоследствии их водителей можно будет вызвать для дачи показаний.

Зафиксируйте на камеру положение автомобиля и все полученные повреждения до того, как уберете машину с проезжей части. Обязательно на снимке должны быть видны: тормозной путь, номера обоих машин, месторасположение осколков или поврежденных элементов.

Если у вас имеются какие-либо замечания к тому, что описано в протоколе не подписывайте его. Либо вы имеете право указать, с чем не согласны. Никогда не ставьте свою подпись на пустом бланке. Незаполненные места в документе следует перечеркнуть во избежание последующего внесения дополнений.

Как действовать при неизбежном столкновении

Для того чтобы обеспечить себе и своим близким защиту при авариях на автомобильном транспорте необходимо следовать следующим рекомендациям:

  1. Контролируйте свои эмоции, не отпускайте руль до самого столкновения. В таком случае, вы до конца сможете управлять автомобилем, и возможно сможете выправить ситуацию или хотя бы избежать серьезных повреждений;
  2. Пассажирам следует сгруппироваться и обеспечить защиту головы;
  3. Мышцы должны находиться в напряженном состоянии, так они примут на себя всю силу удара, а не кости;
  4. Всячески сопротивляйтесь перемещению вашего тела вперед;
  5. Водителю необходимо в качестве опоры использовать спинку кресла, напрячь мышцы, и вжаться в нее. Вперед необходимо выставить руки и упереться ими в руль;
  6. Боковое положение наиболее безопасное, поэтому если вы не пристегнуты ремнем безопасности, рекомендуется заваливаться набок;
  7. Не пытайтесь выбраться из автомобиля, пока он окончательно не остановился. Шансы на выживание увеличиваются в 10 раз, если вы находитесь внутри салона, а не выпрыгиваете из него при движении;
  8. При опрокидывании или в случае возгорания машины немедленно следует покинуть салон;
  9. Если рядом с вами находится ребенок, то накройте его собой и вместе примите боковое положение.

Наиболее опасным пассажирским местом является переднее сиденье. Это объясняется тем, что при ударе двери может заклинить и покидать салон придется через лобовое стекло или окно.

Как выбраться из тонущего автомобиля

В большинстве случаях, когда машина упала в водоем, находящиеся в ней люди начинают паниковать и совершать необдуманные действия, чем усугубляют свое положение. Они просто не совсем понимают, что происходит с их средством передвижения в данный момент.

Оказываем первую доврачебную помощь

При аварии не рекомендуется перемещать пострадавших до прибытия бригады скорой помощи, так как это может усугубить тяжесть полученных травм. Однако в каждом правиле есть исключения. На заметку Вы можете прочитать в нашей статье.

Если вы стали свидетелем ДТП и почувствовали запах бензина, а также увидели задымление в салоне или первые признаки возгорания, необходимо извлечь пострадавших, несмотря на травмы. Не рекомендуется также оставлять пострадавших людей в машине при сильном морозе, если нет возможности их согреть.

Существует 2 способа извлечения из искореженного транспортного средства травмированного человека:

  • не фиксируя рукой область шеи;
  • фиксируя ее.

В первом варианте для удобства немного поверните пассажира к себе спиной. Легче это сделать, придерживая его за пояс. Просуньте руки подмышки, и возьмите человека за предплечье одной руки. Вытаскивайте осторожно из салона.

Во втором случае нужно выполнить действия указанные выше, но только рукой, которая находится ближе к согнутому локтю травмированного человека, взять его за подбородок и зафиксировать, прижав голову к своей груди. Необходимо переместить пострадавшего на безопасное и ровное место. Дождаться медицинской помощи.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!