День когда все друг друга прощают. Прощеное воскресенье — праздник с глубоким смыслом

Перед началом Великого поста отмечают Прощенное воскресенье. В этот праздник принято просить прощения и прощать друг другу различные проступки и прегрешения. Из нашей статьи вы узнаете, что можно и что нельзя делать в этот день.

История происхождения праздника

Немногие знают, что истоки этого интересного празднества нужно искать в палестинской и египетской культурах. Именно здесь более 2000 лет назад нашла пристанище семья Иисуса Христа, Пречистой Девы и Иосифа Обручника, которые вынуждены были скрываться от прославившегося своей жестокостью царя Ирода.

Со временем начали появляться и обустраиваться христианские монастыри. Перед началом Великого поста жившие на территории монастырей монахи покидали стены своих обителей и отправлялись на 40 дней в пустыню. Находясь в одиночестве, они молились и готовились ко встрече с Иисусом Христом в день Его воскрешения.

Традицию просить прощения ввели монахи, которые шли на 40 дней в пустыню

Однако, как известно, выжить в пустыне очень тяжело. Опасность окружает со всех сторон: отсутствие воды и еды, голодные дикие звери и ядовитые пауки, холодные ночи и жаркие дни. Многие понимали, что могут не вернуться. Прощаясь с близкими людьми, монахи стали просить за все прощения. Так и возник праздник Прощеного (Прощеного) воскресенья.

Когда празднуют Прощеное воскресенье? Четко установленной даты это празднество не имеет. День празднования Прощеного воскресенья зависит от числа, на которое припадает Воскресение Христово.

Видео «Прощеное воскресенье: суть празднества»

В этом видеосюжете представлено значение праздника, а также описаны распространенные традиции и обычаи этого дня.

История мытаря и фарисея

Зачем просить прощения? Именно таким вопросом задаются многие невоцерковленные или считающие себя безгрешными люди. В ответ приведем притчу о мытаре и фарисее, которая упоминается в Евангелии от Луки.

Фарисей и мытарь пришли в храм помолиться Господу Богу. Обращаясь ко Всевышнему, фарисей ставил себя на ступень выше. Во всех его речах звучало сравнение с другими и превознесение себя. Мытарь, напротив, боялся даже глаза поднять, чувствуя свою вину. Сборщик податей говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Именно его и простил Господь, поскольку «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а принижающий себя будет возвышен».


Фарисей и мытарь просят у Господа Бога прощения

Как просить прощения и прощать

Основное значение этого праздника - взаимное прощение. Нужно присмирить свою гордыню и найти в себе силы попросить прощения и простить друг друга. Все мысли и слова должны быть чистыми и искренними. Нельзя приносить извинения, просто следуя традициям.

Просят прощения обязательно у тех, кому причинили вред и обидели. Нужно уметь признавать не только сказанное, но даже недобрые мысли. Также стоит попросить прощения у всего человечества. Нередко наши сердца наполнены злостью, равнодушием, отчужденностью и непониманием друг друга.

Прощать также нужно искренне, даже если порой это очень больно. Обида и душевная боль живут долго. Но, простив человеку его прегрешения и недобрые проступки, даешь самому себе шанс на очищение и лучшую жизнь. Произнесенная фраза «Бог простит, и я прощаю!» говорит о том, если Господь прощает любые прегрешения и проступки, то и человек должен следовать его примеру.


В Прощеное воскресенье произносят фразу «Бог простит, и я прощаю!»

Традиции Прощеного воскресенья

Любой религиозный праздник сопровождается определенными традициями и обрядами. К слову, Прощеное воскресенье отмечают лишь православная и грекокатолическая церкви. Также данное празднество характерно для некоторых языческих религий.

Русские обычаи

Прощеное воскресенье отмечают накануне Великого поста. Поэтому трапезы в этот день могут быть самыми разнообразными. Разрешается употреблять в пищу молоко, сметану, сыр, масло и яйца. А вот мясные продукты запрещено есть. Также не рекомендовано употребление спиртных напитков.

Количество приемов пищи совпадает с количеством дней недели. То есть, трапезничают в этот день 7 раз. Вечером, когда последняя трапеза завершится, оставшиеся блюда раздают обездоленным или отдают животным. Можно оставить лишь одну тарелку вкусной сладкой каши, которая предназначена для умерших родственников.

Нужно обязательно сходить в церковь, исповедаться во всех грехах и причаститься. Однако перед посещением храма Божьего необходимо сходить в баню, хорошо помыться и переодеться в чистые одежды.


В этот день нужно сходить в церковь

На Руси существовала традиция при взаимном прощении трижды поцеловать друг друга. Так и появилось народное название праздника - целовальник. Также в давние времена было принято, чтобы отец семейства садился на стул во главе стола, а к нему по очереди подходили члены семьи и просили прощения. По окончании такого ритуала и сам глава семейства просил родных простить все его согрешения и недобрые поступки.

С Прощеным воскресеньем связано немало примет и поверий. Например, какая погода стоит в этот день, такую стоит ждать в праздник Воскресения Христова. Если получится уснуть до полуночи, то весь год не будет проблем со сном.

Языческие обычаи

Помимо церковных и народных традиций, с праздником Прощеного воскресенья связано множество языческих обрядов.

Изначально Масленицу - день прощания с зимой - праздновали в православную Сырную седмицу. После Крещения Руси эти два празднества объединили. Отсюда и пошла традиция печь блины и сжигать чучело Масленицы. Все эти обряды сопровождались массовыми народными гуляньями, танцами и песнями. Последнее воскресенье перед началом Великого поста превратилось в народный праздник.

Круглые масленые блины, которые являлись главным символом праздника, напоминали теплое весеннее солнышко. Считалось, что если все блины съедят, то семью ждет успешный и зажиточный год. Причем первую порцию выпечки обязательно относили на кладбище, чтобы почтить усопших.

Во время празднества разводили многочисленные костры. Огонь должен был разбудить весну и прогнать зиму. Согласно языческим традициям, прыжки через огонь приравнивались к обряду очищения. По окончании народных гуляний производили сжигание чучела Масленицы. Оставшийся пепел собирали и рассыпали в полях и огородах. Древние славяне придерживались мнения, что таким образом призывают землю дать большой урожай.

В этот день празднуют Масленицу Празднество сопровождается массовыми гуляньями По окончании праздника сжигают чучело Масленицы

Что нельзя делать

Поскольку Прощеное воскресенье помогает людям избавиться от душевных страданий и очиститься от греховных помыслов, в этот день нельзя сквернословить, повышать голос, провоцировать конфликты и участвовать в них. Также запрещено злиться и обижаться на окружающих. Нельзя никому желать зла, а также отказывать в помощи и милостыни.

Просить прощения и прощать нужно искренне. Ложь считается сильным грехом. Прощеное воскресенье считается днем добра, мира и искренности. В этот день можно прийти на кладбище, чтобы помянуть усопших и попросить у них прощения за все свои прегрешения.

Праздник Прощеного воскресенья наполнен добротой и милосердием. По этой причине в этот день лучше отказаться от тяжелого и требующего особой выносливости труда.

Каждый заслуживает прощения, особенно в такой светлый праздник, как Прощеное воскресенье. В этот день у всех людей есть шанс простить обиды давно минувших дней, а также раскаяться и помириться с теми, кого обидели в прошлом.

Самый строгий из многодневных постов — Великий пост — начинается как раз с Прощеного воскресенья. Это первый шаг к духовному очищению, и именно в этот день у всех людей есть шанс попросить прощения друг у друга за все колкие слова и горькие поступки. Это чудесный способ начать пост с доброй ноты. Ведь когда ты чист душой, ничто не мешает сосредоточиться на духовной жизни.

Суть Прощеного воскресенья

Ежедневно, сами того не подозревая, мы оскорбляем, притесняем и обижаем невинных людей. Так устроен мир, и в этом нет нашей вины, ведь каждый человек за свою жизнь нередко оказывался на месте обиженного. Прощеное воскресенье — подарок для всех, кто согрешил, обидел близкого человека, совершил ужасный поступок. Смысл этого праздника в том, что этот день считается временем прощения.

Зарождение празднества относится к глубокой древности. Согласно историческим сводкам, перед наступлением Великого поста египетские монахи расходились по пустыне, чтобы полностью отдаться молитвам и единению с Господом. Поскольку в пустыне вокруг кишат опасности, то их встреча перед постом всегда могла оказаться последней, и монахи просили прощения друг у друга так, словно они находятся на смертном одре. Со временем это вошло в привычку и стало традицией для всех христиан.

Сам Господь говорил: «Прощайте должников ваших,» — и это, пожалуй, лучшее, что вы можете сделать — простить тех, кто обидел вас. Совершенно неважно, какую боль вам причинили в прошлом, важен сам акт прощения. Бог учил нас, что в умении прощать заложена истина, позволяющая обычному человеку стать равным Господу.

Прощеное воскресенье в 2018 году

Ежегодно в последнее воскресенье перед Великим постом люди совершают чин прощения в память о Сыне Божьем. В 2018 году Прощеное воскресенье будет отмечаться 18 февраля . Это не простая традиция, а главное правило любого верующего человека, поэтому отнеситесь к этому со всей серьезностью. Нельзя бездумно произносить слова прощения, если глубоко в душе вы до сих пор не смогли смириться с болью, причиненной людьми. Нужно быть честным по отношению к себе и к Господу.

Раскаяние становится настоящим обрядом, который проводится повсеместно. В каждом храме, в каждой семье и в каждой душе в этот день люди стараются сбросить тяжелое бремя — получить прощение у всех, кого довелось обидеть, простить самому и главное — простить себя. Считается, что только так можно начать Великий пост правильно.

Конечно, многим людям тяжело простить другого человека, особенно если слишком много боли пришлось пережить в прошлом. Однако простить может каждый , и единственное, о чем вы должны помнить, так это о том, что боль от обиды не уходит бесследно. Душевная боль в сотни раз сильнее физической. Это абсолютно нормально. Но простить — совсем не значит избавиться от нее, простить — это отказаться от мести, возмездия, злых мыслей насчет жизни другого человека. Простить своего обидчика — это пожелать ему счастливой жизни, даже если вам от этого нестерпимо больно.

Всевышней призывал прощать нас даже врагов наших, которым чужды слова прощения. Никто не говорит, что прощать легко, но научившись этому, вы откроете себя с лучшей стороны. Вы сможете изменить свою жизнь , сделав ее чистой, светлой и счастливой. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себя и своих близких. Успехов во всем, и не забывайте нажимать на кнопки и

23.01.2018 07:04

Подготовка к Прощеному воскресенью занимает особое место в жизни православных христиан. За несколько дней до...

На страстную неделю выпадают семь самых строжайших дней в году. Питайтесь правильно, в соответствии с...

Людям свойственно ошибаться, а Прощеное воскресенье — шанс каждого получить прощение за все проступки и прегрешения, совершенные невольно или сознательно за прошедший год.

И чтобы с чистой душой встретить светлый праздник Воскресения Христова, нужно в Прощеное воскресение искренне покаяться, и простить, и освободиться от груза обид перед началом Великого поста.

В Прощеное воскресение во всех православных храмах, после вечернего богослужения, принято совершать особый чин прощения, во время которого священнослужители и прихожане просят друг у друга прощения за все осознанные и неосознанные обиды, возможно причиненные за последний год.

Прощеное воскресение

Одна из самых древних традиций — просить прощения перед началом Великого поста, появилась в Палестине или в Египте.

Монахи, по преданию, перед началом Великого поста уходили по одному в пустыню, где, следуя примеру Иисуса Христа, проводили 40 дней практически без пищи и воды.

За день до расставания они примирялись друг с другом — просили прощения за все, понимая, что они могут умереть от жажды, голода, зноя или диких зверей и пустыня может стать их последним пристанищем. Отсюда и пошло название Прощеное воскресение.

Прощеное воскресение, как поясняют священнослужители, это время, когда мы просим прощения у других людей, но, чтобы получить прощение, в котором мы нуждаемся, нужно научиться прощать самим. И мера того, как мы относимся к другим, может оказаться мерой того, как Господь отнесется к нам.

А начало этой древней церковной традиции положил Иисус Христос со словами о необходимости прощать обиды своим ближним, которые произнес во время Нагорной проповеди.

"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших", так учил Иисус Христос.

Смысл слов в том, что прощать обиды своим ближним необходимо, потому что, прощая прегрешения окружающих нас людей, мы проявляем к ним снисходительность, милосердие, сочувствие и любовь, как проявляет Свою любовь к нам Отец Небесный.

Традиции и обычаи

В Прощеное Воскресенье в православных храмах читается Евангелие с разделом о Нагорной Проповеди, в которой говорится о прощении обид.

В этот день вспоминают также изгнание Адама из Рая, показывая тем самым, что человек, отдалившись своевольно от церкви, как Адам, теряет связь с духовным миром.

Особый чин прощения совершается после окончания вечернего богослужения, во время которого настоятель с земным поклоном испрашивает прощения у своего духовенства и прихожан, те кланяются в ответ, а затем просят настоятеля простить их тоже. А потом служители церкви и миряне взаимно просят прощения друг у друга.

По традиции, люди в Прощеное воскресенье посещали могилы родных, приносили дары им и просили прощения, а также молили оберегать живых от бед и напастей.

Перед тем, как начать просить прощения, нужно сначала пойти в храм, исповедаться, покаяться в грехах и причаститься.

По обычаю, люди, прося обоюдно прощения, целовались три раза. Отсюда и второе название Прощеного воскресения — "целовальник".

В этот важный для каждого верующего человека день, согласно традиции, именно старшие просили прощения первыми у тех, кто младше.

На Руси существовал обычай, согласно которому государь испрашивал прощения у своих подданных. Для этого царь объезжал войска, посещал монастыри и просил прощения у всех, в том числе солдат и братии.

После того, как всем родным и знакомым людям будут сказаны слова прощения и покаяния, православные христиане собираются в храме для того, чтобы послушать вечернюю службу, приуроченную к Прощеному воскресению.

По традиции, вся родня собирается за праздничным столом и угощается вкусными блинами. Завершив трапезу, многие по сей день ходят в баньку, чтобы символически смыть с себя грехи и начать Великий пост, предшествующий Пасхе, очищенными духовно и физически.

Приметы

Не простить кого-то или сквернословить в Прощеное воскресение считалось большим грехом и могло принести много бед, поэтому люди должны найти в себе силы, чтобы простить тех, кто их обидел.

Трапезничали в Прощеное воскресение семь раз (столько недель входит в Великий пост), а после последней трапезы остатки еды оставляли на столе до следующего дня. Такой обряд, по мнению людей, обеспечивал весь следующий год достаток и благополучие в доме.

Блины, испеченные в Прощенное воскресенье, нужно было съесть все, что позволяло семье сплотиться и увеличиться в численности.

© photo: Sputnik / Evgenina Novozhenina

По погоде на Прощеное воскресенье могли предсказать какой будет осень — ясная и солнечная погода предвещала теплую осень и богатый урожай.

По Священному Писанию, Господь Бог простит все грехи, если в Прощеное воскресение просить прощения и самому прощать. При этом нужно произносить следующие слова: "Я прощаю Вам, прости, Господь, и меня, грешного".

Материал подготовлен на основе открытых источников

Прощеное воскресенье в 2019 году: какого числа, точная дата..

Многие православные праздники не имеют постоянной даты и зависят в этом «плавающем» графике друг от друга. Прощеное воскресенье в 2019 году припадает на 10 марта. Этот праздник рассчитывается от Пасхи. Ей предшествует длящийся 49 дней Великий пост, а Прощеное воскресенье это последний день перед его началом и завершение Масленичной недели .

Перед воскресеньем есть день, в который православные готовятся к Прощению. Это четвертый день Масленицы - Разгуляй. Кроме народных гуляний есть традиция встретиться со всеми, кого обидели или на кого обиделись, и поговорить, высказать свое мнение и выслушать мнение второй стороны. Когда «накипело», простить сложно, а в воскресенье это надо будет делать от чистого сердца.

История праздника

Держать пост можно только с чистой душой, к которой нет злости и обид, поэтому перед началом его надо покаяться во всех грехах и простить тех, кто обидел, даже если этот человек и не просил прощения.

Традицию это положил сам Иисус. Он завещал прощать всех окружающих, уверяя, что тогда Господь на страшном суде отпустит все грехи.

А вот распространили церковные служители и монахи. Пока длился пост, они уходили в пустыню и там молились. Но не знали, вернутся или нет, выживут ли. Поэтому всегда прощались с окружающими и мирились с ними.

Просить прощения надо и перед Господом, ведь каждый человек несет ответственность за грех, совершенный Адамом и Евой.

«Прости» или «извини»

Какое же слово будет правильно использовать? Это синонимы, но значение у них отличается. «Извини» может сказать ребенок, взявший без разрешения конфетку, или взрослый, нечаянно наступивший на ногу другому. Оно трактуется, как выведи из вины, признай не виноватым. То есть, принося извинения, человек имеет ввиду, что он не виноват, что это получилось случайно.

А вот у «прости» более глубокое значение. Здесь уже просят не вывести из вины, а принять. Принять тот грех, который был совершен. Когда говорят «прости», признают свою вину, хотят вернуть отношения в то русло, когда смогут «просто» смотреть друг другу в глаза.

Если сделать все искренне, на душе станет легче, как она очиститься, можно будет ощутить практически физически.

За что просить прощения

В первую очередь надо обратиться ко всем, перед кем чувствуется вина. Во вторых надо говорить «прости» всем братьям и сестрам во Христе. Вера наша едина и каждый из нас является ее частичкой. Ели один согрешил, то и второму будет плохо. Поэтому волей-неволей, а вред причиняется.

Обязательно попросить прощения у Бога. Священнослужители утверждают, что не каждый способен искренне говорить даже во время исповеди. Потому можно поговорить с Богом наедине, у себя дома. Главное, чтобы слова были искренними.

Как простить другого

Произнести заветные слова - это одно, а услышать их от другого и простить его совсем другое. Не каждый способен отпустить зло и боль из сердца, даже если всей душой этого желает. Если обидчик признает свою вину, можно искренне сказать ему, что тяжесть остается, но вы попробуете наладить отношения. После этого ему станет легче, а значит, хорошее дело уже будет сделано.

Но что делать, если человек не идет на мировую? В таком случае надо понять, что часто обидчик идет на плохой поступок или произносит плохие слова сам того не желая, а порой даже по попущению Бога. Это как испытание для души, как проверка, получится ли простить своего врага, сильна ли вера.

Простить бывает сложно. Если нет сил это сделать, надо ответить - «Бог простит». А если получается отпустить боль из души, то добавить - «И я прошу прощения».

Что приготовить в этот день

Прощеное воскресенье выпадает на Масленицу . Поэтому многие, по незнанию целый день наслаждаются блинами, варениками, гуляют и веселятся. Да, веселиться можно, но только до вечерней службы, после этого наступает затишье, вот-вот начнется Великий пост.

Утром на стол ставят то, что осталось с предыдущего дня, а также готовят новые блины со сладким творогом и изюмом, подают запеченные яблоки, мед. Обязательно докушать яйца, сметану. С понедельника их уже употреблять будет нельзя.

Хозяюшки уже практически не готовят, разве чтобы использовать имеющиеся дома продукты. А вот в обед собираются за столом все близкие и друзья. И каждый приносит что-то из еды. Это стол Всепрощения. Если в это время в дом кто-то постучится, его надо обязательно пригласить за стол, даже если это будет самый заклятый враг.

Ужин семья уже проводит самостоятельно. Это заговение. Блюда должны быть легкими, чтобы на следующий день желудок не ощущать дискомфорта.

Обратите внимание!

Есть традиция на Прощеное воскресенье - выйти вечером на улицу и угостить любого прохожего печеньем.

Что можно и что нельзя делать в этот день

Воскресенье - это день добра, мира, искренности. Категорически запрещено ругаться, даже голос после обеда повышать нельзя. Обижаться тоже не годится.

Надо быть готовыми к прощению. В этот день каждый становится немножко священником, который отпускает грехи кающемуся.

Грех - работать по дому. Конечно, есть такие вещи, которые отложить нельзя, ведь и еду подать надо и со стола убрать, и за детьми присмотреть, и скотину накормить. Но вот уборку, стирку, а главное рукоделие следует отложить.

Утром принято идти на кладбище, поминать усопших, приносить им свои извинения. А вот с живыми мирятся после вечерней службы и во время нее.

Перед посещением храма надо сходить в баню, хорошенько помыться и одеть новые или хотя бы чистые одежды.

Обратите внимание!

Наши предки несли в этот день на богослужение укрух. Это хлеб из ржаной муки с изюмом и черносливом. Его освящали и съедали дома, перед сном.

Приметы

Много предсказаний можно сделать в последний день Масленичной недели. Так, например, если успеть доесть все блины до заката, в семье в этом году будет прибавление. А если не убрать перед сном со стола, а просто навести на нем порядок и накрыть оставшуюся еду новой салфеткой, то обязательно придет благополучие и достаток.

Вечером во время ужина возле печи надо поставить вкусную, специально приготовленную для этого кашу (не остатки). Ночью придут умершие родственники. Если им понравится угощение, весь год они будут покровительствовать семье, не отвернутся от нее в трудный момент.

Обязательно в этот день угостить домашних птиц и животных едой со стола. Так они не будут болеть, и будут давать хороший приплод.

Не помешает в этот день обратить внимание на погоду. Чем больше будет снега, тем лучше будет урожай.

Прощеное воскресенье - великий праздник, который, к сожалению, мало кто правильно проводит. Следуйте традициям предков. Только с чистой душой можно достичь в жизни успеха.

Последняя приготовительная неделя (последний день перед ) называется Неделей сыропустной . Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику начинается с покаяния, поста и молитвы.

Прощеное воскресенье. Богослужение и «чин прощения»

Прощеное воскресенье перед Великим постом - день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости! », чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений:

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15)

На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот в народе называется обыкновенно прощеным воскресением . Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, перед священником свои грехи и причаститься . Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Кор. 5, 22–23).

Но как плоды не могут расти сами по себе, без питающих их корня и дерева, так и плод духовный - результат многолетнего подвига воздержания и отсечения плотских похотений, чтобы очистить сердце и душу и сделать их достойными к восприятию Божьей благодати.

Обычно в старообрядческих храмах в Прощеное воскресенье вечером совершается служба - вечерня и павечерница. После этого совершается чин взаимного прощения , когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. Также и друг другу верующие кланяются со словами:

Прости Христа ради!

- «Бог простит, и ты меня прости Христа ради!».

Обычай этот древний. Так, француз Маржерет, находившийся на Руси на военной службе в начале XVII века, в своем сочинении «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» пишет:

На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

Известно, что «чин прощения» великих князей и царей Московских включал в себя посещение московских монастырей, иногда государь ездил и в Троице-Сергиеву Лавру, прощаясь с братией и прося благословения. Все это совершалось на , а в воскресенье совершался чин прощения в Успенском соборе. Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным.

Вся четыредесятница (время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно) и являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Вот как говорится об этом в стихере, которая поется вечером в Прощеное воскресенье:

П 0стное врeмz свётлw начнє1мъ, въ п0двиги д¦Hвныz себE подвизaюще, њчи1стимъ дyшу и3 тёло. пости1мсz ћкоже въ снёдєхъ, си1це и3 t всsкіz стрaсти, добродётельми питaющесz д¦а. въ ни1хже пребyдемъ въ любви2, да спод0бимсz вси2 ви1дэти всечестнyю стrть хrтA бGа, и3 с™yю пaсху, д¦0внw рaдующесz.

Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост - радостное время. На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами:

Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей (воздерживаясь от пищи), но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху.

Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье

Любовь и прощение взаимных обид - главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 24-25).

Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной , которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.

Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане - и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул:

Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице!

В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей.

«Велик бывает в начале подвиг и труд приступающим к Богу в безмолвии и молчании; а потом - радость неизглаголанная. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» (Митерикон).

Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость - светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий.

Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию.

«Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки - ненадмевающееся мудрование. Да соединиться с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда <бесы> стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро <души моей> возвратится (Пс. 34, 13).

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» («Лествица», слово 14).

Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати - Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника - обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21).

Истинное духовное наше сокровище - быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, т.е. чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека - дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки.

«Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечений о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» («Лествица», слово 10).

Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его (Рим. 14, 3,4).

Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это - не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить.

Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая. Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Первая половина XVIII в.

«Прости» - слово любви и утешения, когда, примирившись с братом, надеемся на прощение и своих собственных прегрешений. Ибо вся наша праведность - как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» (Никон Черногорец).

В прологе из жития святых (9-е февраля) есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре (ок. 257), пострадавшем во времена суровых языческих гонений.

В городе Антиохии жили два друга - священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба - Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели.
Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами:

- Прости меня, отец, Господа ради прости!
Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем.
В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил:

- О правитель! Мы - христиане. Наш Царь - Господь Исус Христос. Он - Единый, Истинный Бог, Творец земли и моря. Боги же ваши - бесы. Да погибнут они! Боги ваши - творения рук человеческих!
Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику:

- Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть.
Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая:

- О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою!
Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения.
Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа.

- О, брат мой возлюбленный, - воскликнул Никифор, - не делай этого! Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть.
Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал:

- Я - христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия.
Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Аминь.


Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12, 18).

Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, т.е. в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата - не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение. Слезы и покаяние - баня для души. Любовь и всепрощение - путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению.

«Подвиг добродетелем отверзеся, хотящии пострадати внидите, препоясавшеся добрым подвигом поста. Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются. И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». (Триодь Постная).

Прощеное воскресенье в народных традициях

Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. С.В. Максимов .

Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». - «Прости и ты меня», - слышится в ответ та же просьба.

Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение. А через какой-нибудь час прощаться идут уже сами хозяева, причем весь обряд, с угощением включительно, проделывается сначала.

Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися!» или: «Мокрогубая масленица, потянися!»

Что касается деревенской молодежи, то она или совсем не придерживается обычая прощаться, или же прощанье ее принимает шутливый характер. Вот что на этот счет сообщает наш орловский корреспондент: парни и девушки становятся в ряд и один из парней подходит к крайнему с правой стороны и говорит ему: «Прости меня, милый Иван (или милая Дарья), в чем я перед тобой согрешил». Тот (или та) отвечают: «Бог тебя простит и я тут же». После этого три раза целуют друг друга. Так проходит прощающийся весь ряд и становится к стороне, за первым идет прощаться второй и т. д. При прощании, конечно, не обходится без шуток.

Некоторую особенность представляет прощанье в семейном кругу. Вот как это происходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощенья у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.

Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, заметно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками. По крайней мере наши корреспонденты единодушно свидетельствуют, что такого рода прощанья сохранились повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!