Сенсорная афазия возникает при поражении. Афферентная и эфферентная моторные афазии

Моторная афазия — затруднение в произношении слов, в тяжелых случаях больной вообще молчит, не может сказать ни единого звука. При этом он отлично понимает все, что говорят окружающие и осознает свой дефект. От афазии могут страдать люди любого возраста (даже дети) и пола. Однако в силу того, что основная ее причина — нарушение кровообращения мозга (), то наблюдается моторная афазия чаще у лиц пожилого возраста. Формы моторной афазии выделяются в зависимости от локализации очага поражения коры головного мозга:

1. Афферентная или кинэстетическая форма наблюдается при повреждении нижнетеменных отделов (в доминантном полушарии). Этот участок отвечает за движения артикуляционного (речевого) аппарата (губ, челюстей, мышц рта, языка):

  • больной не может скоординировать движения речевого аппарата таким образом, чтобы получился нужный звук. Особые затруднения вызывают звуки, при произношении которых совершаются похожие движения губами, языком, например, переднеязычные звуки «д», «т», «л», «м», щелевые звуки «ш», «щ», «з», «х»;
  • грубо нарушается способность к повторению;
  • оральная апраксия — трудности при выполнении действий, в которых участвуют мышцы рта (не может показать, как задувать свечку, как пить из трубочки).

2. Эфферентная моторная афазия или афазия Брока возникает при очаге в премоторной зоне в заднелобных отделах (зоне Брока). Эта область отвечает за слияние отдельных звуков в слова, а слов в предложения. Именно благодаря правильной работе премоторной коры мы знаем, что буквы в слове следует произносить именно в каком-то определенном порядке, что каждое слово в предложении также имеет свое место. При этом с артикуляцией проблем нет: если человеку показать картинку и назвать, что на ней изображено, он без труда повторит. Также для эфферентной моторной афазии характерны:

  • речевые персеверации — повторение одних и тех же слогов либо слов;
  • телеграфный стиль, когда человек строит предложения только из существительных, пропуская другие части речи;
  • словесный эмбол: в речи пациента остается только одно слово либо сочетание слов (чаще бранных), и эти слова он использует для названия всего вокруг, произнося их с различной интонацией.

3. Динамическая моторная афазия наблюдается при поражении префронтальной области коры. Она отвечает за речевую инициативу и программирование высказывания. Больной хорошо артикулирует звуки, произносит слова, но речь его замедленна, создается впечатление, что человек может, но просто не хочет говорить. Характерные признаки:

  • речь бедная, замедленная, паузы между словами и слогами, практически без интонации;
  • больной не может до конца высказать свою мысль, обращаясь к окружающим, задать вопрос;
  • эхолалии — повторение тех слов и фраз, которые произносят окружающие;
  • телеграфный стиль.

4. Смешанная или сенсомотоная афазия развивается при больших обширных очагах, захватывающих кору заднелобных и височных отделов. Это сочетание элементов сенсорной и моторной афазии. Нарушено и понимание речи, и артикуляция. Пишут пациенты так же, как и говорят, с ошибками, переставляя буквы в словах, но некоторым удается довольно неплохо выражать свои мысли на бумаге.

Редко встречается какой-либо изолированный вид афазии, в большинстве своем наблюдаются их различные комбинации. В тяжелых случаях больные не могут произнести ни единого звука, а в легких могут быть затруднения при произношении только некоторых слов, иногда этот дефект даже незаметен для окружающих.

Лечение моторной афазии и восстановление речи

Если нарушение речи развилось остро, то, скорее всего, произошел инсульт. В этом случае нужна немедленная госпитализация в неврологическое отделение, где будет проводится медикаментозное лечение, направленное на ограничение зоны ишемии мозга и восстановление поврежденных клеток. Наряду с лекарствами для скорейшего восстановления речи очень важно общение с родственниками, с медперсоналом, даже если человек ничего не может сказать, это не значит, что с ним не нужно разговаривать. Занятия с логопедом начинают уже с 7-10 дня. Обычно улучшение происходит уже в первые дни, и это говорит о благоприятном прогнозе, с течением времени шансов становится все меньше, поэтому важно не упустить время. При моторной афазии речь восстанавливается лучше, чем при сенсорной. Восстановление речи — тяжелый труд, как для самого больного, так и для его родственников.

Если нарушение речи нарастает постепенно, это может свидетельствовать о наличии опухоли головного мозга, также медленное нарастание афазии наблюдается при прогрессировании энцефалопатии и слабоумия. В этом случае нужно обязательно проходить курсы поддерживающего лечения (нейропротекторы, ноотропы) 2 раза в год, чтобы приостановить процесс и регулярно посещать логопеда для тренировки речи.

Упражнения для коррекции речи. Ежедневные занятия в первые дни должны занимать по времени не более 10-15 минут. Постепенно, в течение месяца их продолжительность можно довести до 30-40 минут. Вот какими могут быть эти упражнения:

  • попросить осмотреть комнату (палату) и назвать предметы, которые в ней находятся, если это затруднительно, можно подсказывать первые буквы названий, затем уже можно предложить написать и прочесть выученные слова;
  • рассматривать семейные фотографии и просить называть имена близких;
  • повторение слов;
  • побуджать больного проговаривать вслух все, что он видит и делает;
  • составление предложений по сюжетным картинкам;
  • при сложностях в произношении звуков и букв можно приобрести детский обучающий говорящий плакат-азбуку.

Все это можно делать в домашних условиях после консультации со специалистом логопедом, который разработает индивидуальный план восстановления речи и покажет необходимые упражнения.

При этой, часто встречающейся форме афазии распадает­ся представление о звуках, умение различать их на слух. Боль­ной может принять один звук за другой, спутать их и в резуль­тате не разобрать звучания слова. В русском языке особенно легко смешиваются между собой такие сходные звуки как «п» и «б», «д» и «т», «з» и «с» и т.д. (слово «почка» больной вос­принимает как «бочка», а слово «дочка» -как «точка» и т.п.). Физический слух, т.е. способность слышать вообще, остается при этом сохранной. В результате страдает понимание речи: больной слышит одно, а воспринимает другое. Такая форма афазии, при которой больной плохо понимает речь, носит на­звание афазии Вернике - по имени немецкого ученого, впер­вые описавшего ее. В настоящее время ее чаще называют сен-сорной афазией. Больные с сенсорной афазией, как правило, сами говорят много, торопливо, сбивчиво, с разнообразными ошибками. Они не контролируют (не слышат) того, что произ­носят, и пытаются восполнить это многоречием (вдруг что-ни­будь да окажется «в точку»). Не в состоянии они и написать то, что хотели бы сказать. Такая афазия обусловлена пораже­нием височной доли мозга (рис. 4а).

Расположение очагов поражения левого полушария мозга при различных формах афазии

а - при сенсорной афазии, б - при акустико-мнестической афазии, в - при афферентной моторной афазии, г - при семантической афазии, д - при динамической афазии, е - при эфферентной моторной афазии. (поЛурия)

Рис. 4.

Моторная афазия

Существует еще одна распространенная форма афазии, которая проявляется в том, что больные теряют способность говорить, т.е. не могут произносить звуки речи и слова. Она носит название моторной. Ее называют также афазией Бро­ка - по имени ученого, впервые описавшего ее.

Больные с моторной афазией либо совсем не говорят, либо ис­кажают звуки речи, либо заменяют один на другой из-за того, что органы артикуляции принимают неправильное положение в поло­сти рта. В этом случае распадаются сами схемы артикуляции. Речь больных, потерявших артикуляционные схемы звуков, прерыва­ется паузами (поиски артикуляционной позы). В ней много оши­бочных звуков, затрудняющих понимание окружающими того, что говорит больной. Иногда, замечая свои ошибки, больной либо рез­ко сокращает попытки говорить, либо вовсе отказывается от речи.

Почему же органы артикуляции - язык, губы, челюсти могут действовать, когда больной ест, пьет, дышит, напевает мелодию без слов и т.п., и так несостоятельны, когда больной пытается говорить? Дело в том, что помимо способности дви­гаться, непосредственно зависящей от состояния мышц, рече­вым органам нужна еще способность сформировать звук, при­вести в соответствие все многочисленные группы мышц, уча­ствующие в артикуляции. Команду о том, как себя вести, мыш­цы получают от мозга, причем от его определенного участка, где они имеют свою «прописку». Если этот участок поврежден, то команда не поступает совсем или поступает в искаженном виде, неправильной. В результате - вместо «стол» получается «слот», вместо «папа» «мапа» и т.п. Такая афазия обозначена А.Р. Лу-рия как афферентная моторная. Она возникает при пораже­нии нижнетеменной доли (рис. 4в). Если же больные затруд­няются в произнесении серии звуков речи, т.е. слов, даже буду­чи способными произносить отдельные звуки речи, то имеющу­юся у них афазию называют эфферентной моторной. При ней очаг поражения расположен в премоторной зоне мозга (рис. 4е)

Из сказанного ясно, что оперирование звуками речи - различение их на слух и произнесение - крайне важно для способности говорить. Недаром эти процессы регулируются ос­новными речевыми зонами мозга.

Амнестическая, акустико-мнестическая афазия

Если больной не может правильно слышать или произно­сить звуки речи, то неизбежно будет затруднено понимание или произнесение им слова.

Существуют однако формы афазии, при которых больные плохо владеют словом по другим причинам. Это прежде всего забывание названий предметов, а нередко действий, качеств и пр. Больной знает, что он хочет сказать, знает основное назна­чение, функцию предмета, о котором идет речь, но не находит его названия. Например, он говорит: «Мне нужен... ну как его... такой длинный узенький... ну чем рисуют... (имея в виду карандаш)», или «Я люблю такой сочный, сладкий, в желтой кожуре, растет на юге» (апельсин).

Конечно, хорошо знакомые слова исчезают из памяти реже. Они прочнее входят в речь и остаются в случае болезни дольше. Обычно это названия бытовых предметов, слова этикета - «здрав­ствуйте», «спасибо», «до свидания» и им подобные, связанные с профессиональной деятельностью человека или же его постоян­ными непрофессиональными интересами - увлечениями. Особен­но часто забываются имена собственные: фамилии, географичес­кие названия и т.д. Часто во время поиска нужного слова речь боль­ного сопровождается вставными оборотами, отражающими доса­ду. Например, вспоминая слово «телефон», больной говорит: «Ах, черт... звонить... алло... ну, как же я забыл?.. У меня дома есть... такой... ну, конечно, знаю... черт возьми!., забыл...»

Забывание слов в большинстве случаев не простое выпа­дение из памяти названия предмета. Сложность этого явления состоит в том, что теряются, обедняются смысловые связи меж­ду словами, а также страдает понимание переноса смысла слов, синонимов, антонимов и т.д. Так, больные с нарушениями сло­варя часто не могут найти обобщающего слова для группы од­нородных предметов (одежда, мебель, посуда и т.д.), выраже­ние «золотая голова» понимают буквально: голова, сделанная из золота и т.д. Афазию, при которой главным симптомом яв­ляется забывание слов, издавна называют амнестической. Если при этом нарушается и способность удерживать в памя­ти только что воспринятую речевую информацию, т.е. если страдает оперативная слухоречевая память, то такую афазию обозначают как акустико-мнестическую. За эту функцию от­вечает задневисочная область левого полушария (рис. 46).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ Динамическая и семантическая афазии

Слово - основная единица языка, имеющая смысл. Есте­ственно, что недостаток слов не позволяет построить полноцен­ное предложение. Однако бывает так, что больной знает все слова, которые входят в предложение, правильно артикули­рует звуки, а соединить их вместе не может. Почему же в его речи практически нет предложений? Почему она состоит из отдельных слов? Прежде всего потому, что он «забыл» прави­ла грамматики, потерял «чувство языка». Без этого становит­ся невозможным правильное согласование слов между собой, и они начинают употребляться в исходной форме. Например, вместо «мужчина читает газету» больной может сказать «муж­чина... читать... газета...» Или же он употребляет неправиль­ную грамматическую форму, аналогично тому, как это дела­ют иностранцы. Например, «мужчина... читать... газетой...». Особенно трудно больным составлять сложную фразу с прида­точными предложениями или причастными оборотами. Они практически отсутствуют в речи этих больных.

За такие языковые навыки отвечают зоны мозга, распо­ложенные в заднелобных отделах левого полушария, благода­ря которым человек усваивает и использует в течение жизни правила грамматики.

Форму афазии, когда больной не может правильно связать одно слово с другим, не может заранее составить «внутри себя» программу того, что будет говорить, А.Р. Лурия назвал дина­мической. Этим названием он подчеркнул, что страдает дина­мичность речи, в то время как отдельные единицы - звуки, слоги, слова могут быть произнесены. Она возникает при по­ражении заднелобной коры левого полушария (рис. 4д).

Существуют и другие грамматические знания, например те, которые позволяют нам понимать сложные обороты речи, называе­мые условно логико-грамматическими. Например: «ПетЮ ударил Ваня», «письмоподругИ» и «письмоподругЕ»,«отецбрата» -«брат отца» и т.д. Для того, чтобы понять эти конструкции, необходимо вычленить грамматический элемент, от которого зависит общий смысл данного оборота речи, и расшифровать, понять его. Так, обо­рот «письмо подруги» становится сразу понятным, если добавить слова «от моей». Фразу «письмо от моей подруги» трудно истолко­вать ошибочно, поскольку в ней присутствуют опорные, вспомога­тельные слова от моей. В логико-грамматических оборотах речи их нет, поэтому смысл зависит здесь лишь от грамматического эле­мента в данной конструкции, а именно от окончания в слове «под­ругИ ». Поэтому они так трудны для данного контингента больных.

Знаменитый русский лингвист Л.В. Щерба придумал шуточ­ный текст, который ярко демонстрирует роль грамматических эле­ментов в обозначении (кодировании) смысла. В этом тексте нет ни одного слова, которое существовало бы в русском языке, однако грамматическое оформление их соответствует правилам русской грамматики. Прочтите этот текст и попытайтесь расшифровать его. Как ни странно, вы увидите, что у вас складывается определенное мнение о содержании «текста». Итак: «Глокая Куздра штеко буд-ланула Бокра и курдячит бокренка». Наиболее распространенное толкование «ГлокойКуздры» выглядит следующим образом: «Ка­кое-то животное сильно толкнуло или ударило другое животное и нянчит его детеныша». Вот так, опираясь на значение граммати­ческих элементов, можно объяснить, на первый взгляд, бессмыс­лицу. Следовательно, грамматика - это не только правила связи слов в предложении, но и дополнительные значения смысла слов. Так, пальчик - это не просто палец, а маленький палец. Указание на размер содержится в грамматическом элементе слова, а именно в суффиксе -чик. Понятно, что слова «приплыть», значения в результате соединения сло­ва «плыть» с разными грамматическими элементами.

В логико-грамматических оборотах речи грамматические элементы выступают в наиболее сложном виде. Они несут не добавочную, а основную смысловую нагрузку. Не зная, что ви­нительный падеж существительного Петя имеет окончание -то, мы не сможем понять, что в обороте «Петю ударил Ваня» Ване отведена роль драчуна, а Пете - того, кого побили. Оши­бочное понимание оборота в данном случае провоцируется к

тому же обратным порядком слов в предложении, допустимом в русском языке, но редко используемом в речи.

Афазия, проявляющаяся в трудностях понимания логико-грамматической стороны речи, а также слов, значение которых рез­ко меняется от наличия или отсутствия грамматического элемен­та, называется семантической. Возникает она при поражении осо­бой зоны, расположенной на стыке сразу трех областей мозга - те­менной, височной и затылочной долей полушария (рис. 4г).

Мы остановились выше на формах афазии, связанных с нарушением в использовании основных единиц языка: звуков речи, слов, предложений. При этом были представлены не все формы афазии, а лишь наиболее часто встречающиеся.*

В рамках каждой из них могут выступать, как уже обсуж­далось, расстройства письма и чтения. Нарушения способное-ти писать носит название дизграфии, а читать - дислексии.

«уплыть», «зап­лыть» имеют совсем разныеПисьмо и чтение

Письмо менее прочный навык, чем устная речь, посколь­ку осваивается ребенком позже, что совпадает с более поздним появлением письменной речи в истории человечества. Поэтому больной скорее ошибется при письме, чем в устном высказыва­нии. Практически любые расстройства устной речи, связанные с использованием средств языка (звуков, слов, фраз), при афа­зии проявляются и в письме. Это происходит потому, что как устная, так и письменная речь представляют собой разные спо­собы выхода наружу внутренней речи, которая всегда предше­ствует тому, что человек хочет сказать или написать. Эту внут­реннюю речь часто называют замыслом. Здесь необходимо не только преобразование замысла высказывания в соответствую­щие единицы речи (звуки, слова, фразы), но и перешифровка звуков речи (точнее, заключенных в них фонем) в букву (графе­му). Если связь фонемы и графемы до заболевания была полнойи прочной, то она сохраняется в той или иной мере даже при грубых нарушениях устной речи. В противном случае она рас­падается, и требуется «посредник» для того, чтобы фонема и графема вновь соединились. Главным посредником в этом яв­ляется артикуляция. Ведь ребенок учится писать, усиленно проговаривая каждый звук, который должен превратиться в букву.Как мы уже знаем, существуют формы афазии (сенсорная и моторная), при которых страдают преимущественно звуки речи. Одни больные не различают их на слух, другие - не знают, как про­изнести. Эти «неполноценные» звуки большинству больных труд­но использовать в качестве посредников для того, чтобы перевести в буквы. Вследствие этого возникают специфические ошибки в пись­ме. В письменной речи афазиков выступают также ошибки в упот­реблении слов, но это является отражением общего дефекта.

Ниже приведены образцы письма больных с афазией:

Моторная афазия

Очень важно, на наш взгляд, остановиться на том, что со­стояние именно письменной речи часто отличает афазию от ди­зартрии. Внешне достаточно легко спутать нарушения устной речи при афазии с дизартриями, поскольку дизартрия явля­ется так же, как и афазия, следствием локального поражения (очага) в одной из речевых зон мозга. При афазии больной оши­бается в звуках речи, словах и грамматике, потому что поте­рял должное представление об их роли в языке. При дизарт­рии же все эти «языковые» представления остаются сохран­ными, но больной не может говорить «по техническим причи­нам» - из-за паралича (пареза) речевой мускулатуры. У этой категории больных, в отличие от больных с афазией, нет «сбо­ев» во внутренней речи, поэтому в письменной форме они мо­гут выразить свой замысел, а в устной - нет, так как у них отсутствуют нарушения письма как таковые.

Таким образом, при афазии нарушается и устная речь, и письменная (как правило, письменная речь страдает более гру­бо), при дизартрии - преимущественно устная.

Все сказанное справедливо для русского языка и языков с фонетическим, как говорят лингвисты, письмом, когда звуки речи записываются в виде букв. Однако существуют и другие языки, где иная система письма, например, японский, китайс­кий и им подобные, в которых пишут рисунками-знаками, обо­значающими целое слово или предложение - иероглифами. В старину иероглифы изображали то или иное понятие и по ри­сунку можно было догадаться, о чем идет речь. Со временем ри­сунки становились все более условными. Они принципиально по-другому, чем при звуковом (фонетическом) письме, переда­ют информацию. Иероглиф - это не буква, и ему соответствует не звук речи, а целое слово. Поэтому человек, пишущий иерог­лифами, может написать слово, даже если не знает, какие в него входят звуки. У больного-афазика японца или китайца, допус­кающего ошибки в звуках при устной речи, не бывает, как пра­вило, ошибок в письме. Другое дело, если этот больной затруд­няется в выборе нужного слова. Тогда он может вместо одного иероглифа написать другой, и в его письме появятся ошибки.

Современные научные разработки позволяют говорить о том, что буква - это продукт деятельности левого полушария, а иероглиф - правого. Поскольку к афазии приводят в основ­ ном левополушарные очаги, то «левополушарная» буква ока­зывается нарушенной, а «правополушарный» иероглиф - нет.

Письмо и чтение по существу очень похожи, т.к. имеют дело с общим средством передачи информации, с общим зна­ком, а именно - с буквой. Чтение по структуре проще пись­ма, т.к. здесь необходимо только узнавать уже готовые буквы и слова, а при письме - самостоятельно изображать их. По­этому чтение при афазии нарушается обычно в меньшей сте­пени, но качественно так же, как и письмо.

Вместе с тем, существует и особый вид нарушения чтения. Как правило, он выступает изолированно, т.е. без афазии, но может и сочетаться с ней. Этот вид расстройства чтения прояв­ляется в том, что больной перестает узнавать букву. Он либо совсем не воспринимает ее графический образ, либо восприни­мает искаженно: чаще всего больные путают направление эле­ментов, составляющих букву (расположение вверху-внизу, справа-слева и т.д.). Этот вид дислексии (алексии, если способ­ность читать потеряна полностью) носит название оптической*

Оптической эта алексия названа потому, что мы воспринимаем букву опти­чески, т.е. зрительно.

Некоторые больные с этой формой нарушения чтения совсем не могут читать, т.к. вообще не узнают букв, другие - допускают при чтении разнообразные ошибки, связанные с искажением восприятия буквы. Поскольку узнавание буквы происходит очень медленно, больные часто прибегают к чтению по догадке и делают в связи с этим много смысловых ошибок. В то же вре­мя больные с дислексией (алексией), независимо от ее вида, в состоянии узнавать слова, которые они прежде часто читали, а теперь воспринимают целиком, как картинку, точнее как иероглиф. Например, слова СССР, ЛЕНИН, МОСКВА и др., а также ряд слов и фраз, хорошо знакомых в связи с професси­ей, жизненными интересами и склонностями. Многих род­ственников удивляет, что больной, не умеющий ни говорить, ни писать, не помнящий ни одной буквы, способен вдруг отыс­кать в программе телевидения интересующую его передачу или прочитать газетный заголовок. Эти больные не прочитывают, а узнают слова и заголовки по тому же принципу, по которому узнают иероглифы. Так что способность больных с тяжелой формой афазии кое-что прочитывать не опровергает карди­нальных теоретических положений об афазии, а иллюстриру­ет те многочисленные тонкости, которые присущи расстрой­ству такой сложной функции как речь.

Итак, инсульт или черепно-мозговая травма приводят к тяжелому расстройству речи, которое носит название афазии. Афазия может выступать в различной форме, в зависимости от того, где, в каком участке мозга локализован очаг поражения и соответственно от того, какие средства языка (звуки, слова или предложения) становятся недоступными или не вполне доступ­ными для использования в речи. Однако при любой из форм не бывает изолированного нарушения только звуков речи или толь­ко слов, или только предложений. Не может быть также изоли­рованных нарушений только устной или только письменной речи. Афазия - это системное расстройство речевой функции человека. Только при одной форме афазии главным будет нару­шение звуков речи, а нарушения слов, предложений, письма, чтения будут вытекать из этого первичного дефекта; а при дру­гой - будут страдать прежде всего слова, а все остальные рас­стройства будут являться следствием этого нарушения.

Помимо общих черт, характерных для группы больных с той или иной формой афазии, могут иметь место индивидуаль­ные проявления афазии, которые зависят от характера боль­ного, его образования, профессии, уклада жизни до заболева­ния и т.д. Это необходимо учитывать, имея дело со взрослым больным, личность которого и социальное положение к момен­ту заболевания уже были сформированы.

Наконец, следует иметь в виду, что разные больные, даже с одной и той же формой афазии, могут существенно различать­ся по степени активности, так как мозг разных больных по-разному реагирует на «поломку». У одних больных резко вы­ражено так называемое охранительное торможение: они инер­тны, часто «застревают» на каком-либо действии, не в состоя­нии перейти к следующему. В разное время дня и в разные пе­риоды заболевания степень общей заторможенности таких больных также может быть неодинаковой. У других больных наблюдается суетливость, непоследовательность в поведении. Для обеих групп больных характерна повышенная утомляе­мость, они быстро устают и как бы выключаются из активной

деятельности. Это объясняется тем, что восстановлением энер­гозатрат ведают образования, расположенные в глубинных (верхнестволовых) отделах мозга. Из-за наличия очага пора­жения нарушаются нервные связи, и нейроны коры головно­го мозга испытывают затруднения в восполнении истраченной энергии. Часто родственники таких пациентов считают их ле­нивыми, жалуются на то, что они не прикладывают должных усилий к лечению и обучению. Необходимо предостеречь род­ных больного от подобных поспешных выводов. Наши много­летние наблюдения свидетельствуют о том, что ленивых боль­ных практически не существует. Только в исключительных случаях больные проявляют инертность, связанную с ленью как с чертой характера. Как правило же, недостаточная актив­ность больного - результат либо индивидуальной реакции на болезнь, либо распространения очага поражения в глубокие зоны мозга или в его самые передние лобные области, являю­щиеся главными регуляторами психической деятельности че­ловека. Поэтому, прежде чем упрекать больного в лености, следует выяснить, не является ли такое состояние следствием заболевания, а затем продумать ряд мер по вовлечению его в активную деятельность, по уменьшению истощаемости его внимания и т.д. Установлено, что мышечная активность уве­личивает энергоресурсы мозговых структур, обеспечивающих активность, необходимую для нормального поведения.

Сенсорная афазия проявляется нарушением понимания слов из-за поражения участка коры головного мозга, ответственного за анализ речи. Поэтому сенсорная афазия может проявляться двумя группами симптомов – нарушением понимания и нарушением устной речи.

Участок коры, распознающий значение слов, находится в височной области, у большинства людей в левом полушарии. Также его называют слуховым анализатором или зоной Вернике. Соответственно сенсорную афазию тоже называют афазией Вернике.

Причины

В большинстве случаев причиной афазии служат повреждающие воздействия на мозг. У взрослых это могут быть:

  • Инсульты. Самая распространённая причина афазии. И геморрагический, и ишемический инсульты в зоне Вернике проявляются сенсорной афазией.
  • Травмы височной области
  • Опухоли разного происхождения
  • Аневризмы сосудов мозга. В этом случае афазия может развиваться двумя способами – из-за давления аневризмы на височную область или при её разрыве и последующем кровотечении
  • Инфекционные заболевания – энцефалиты
  • Абсцессы височной области, могут развиться как осложнение отита
  • Дегенеративные и демиелинизирующие заболевания.

Афазия у детей чаще возникает в результате травм, опухолей, аневризм и инфекций. Инсульты у них встречаются крайне редко, однако полностью исключить инсульт как причину афазии нельзя. Также у детей описаны случаи эпилепсии в сочетании с приобретенной афазией, названные по именам учёных, впервые описавших заболевание.

Афазия проявляется двумя большими группами симптомов – первая объединяет нарушение восприятия речи, вторая – нарушение произнесения слов.

Нарушение восприятия речи при сенсорной афазии связано с невозможностью распознавания слов и звуков. Они воспринимаются как бессвязная смесь звуков, речь кажется иностранной. Больные не понимают значения слов. На начальных этапах болезни иногда сохраняется способность определять групповую принадлежность названного предмета – к маленьким или большим, живым или неживым и т.п.

Отличительной особенностью сенсорной афазии является сохранная реакция на инструкции, связанные с действием. Например, больной правильно понимает команды «поднять руку» или «кивнуть», но не сможет ответить как называется какой-нибудь предмет.

В дальнейшем при отсутствии лечения нарушение восприятия усугубляется вплоть до полного непонимания речи.

Нарушение разговорной речи появляется из-за невозможности слухового контроля за произносимыми звуками. Больной говорит отдельными, не связанными между собой словами, звуками, может менять местами звуки в слове, произносить только часть из них. Нарушается передача интонаций в речи. Постепенно произношение слов восстанавливается, больной становится многословным, пытается объяснить свои мысли, подбирает синонимы к словам, которые не может вспомнить.

Характерно отсутствие критичности у больных. Они уверены, что говорят правильно и понятно и раздражаются, когда их не понимают.

Соответственно нарушению устной речи нарушается и письменная. Чтение же страдает минимально – больной путает позицию ударения в словах, некоторые буквы читает неправильно, что мешает пониманию прочитанного. Однако в целом способность понимать смысл письменного текста сохранена достаточно полно.

Сопутствующие симптомы

Сенсорная афазия редко бывает единственным симптомом причинного заболевания. Часто она сопровождается признаками параноидного состояния и возбуждением. Афазия после инсульта может сочетаться с нарушением подвижности в правой половине лица, сглаживании правой носогубной складки. Характерно выпадение частей поля зрения справа. Значительные неврологические нарушения обычно отсутствуют.

При афазии вследствие абсцесса или энцефалита присутствуют общие признаки инфекционного процесса – лихорадка, признаки интоксикации, в случае энцефалита – характерные изменения в ликворе.

Особенности сенсорной афазии у детей

Афазию у детей можно спутать с алалией (первичное отсутствие речи). Главное отличие этих синдромов: при афазии наступает регресс развитой речи, при алалии речь не развивается исходно. Вследствие недостаточной сформированности речевого аппарата афазия у детей имеет некоторые характерные признаки:

  • Афазия у детей возникает очень быстро и так же быстро речевые функции восстанавливаются. Отсутствие заметного улучшения в течение нескольких недель значительно ухудшает прогноз на выздоровление.
  • Проявления афазии, особенно у детей раннего возраста, крайне скудные. Их речь ещё недостаточно развита для полноценного развёртывания клиники. Чаще всего у детей можно дифференцировать только моторная это афазия или сенсорная.
  • Для восстановления речи у ребёнка должны восстановиться функции речевого центра или компенсироваться за счёт соседних участков коры. У взрослых часто возможна компенсация благодаря развитой системе логических связей в речи, развитому понятийному аппарату.

Формы сенсорной афазии

Присоединение дополнительных очагов поражения в коре приводит к появлению дополнительных нарушений речи. Так выделяют формы афазии:

  • Семантическая афазия – нарушение понимания взаимоотношения слов, предметов, особенно пространственного;
  • -афазия – нарушение счёта;
  • Сенсорно-моторная афазия – нарушение понимания речи в сочетании с невозможностью правильной артикуляции;
  • Тотальная афазия – деградация всех видов устной и письменной речи вместе с расстройством понимания речи.

Диагностика сенсорной афазии

Заключается в поиске причинного заболевания. Для этого нужен комплекс мероприятий:

  • Тщательный опрос больного для выявления предшествующих заболеванию факторов риска;
  • Неврологический осмотр для поиска сопутствующих нарушений, которые могут быть незаметны внешне;
  • Комплекс инструментальных обследований – электроэнцефалограмма, КТ или МРТ, контрастная ангиография сосудов головы помогут выявить объёмное образование полости черепа, аневризмы сосудов, наличие кровоизлияний или последствий ишемического инсульта, абсцессов и другой патологии.

Лечение сенсорной афазии

Достаточно длительный и многокомпонентный процесс, значительная часть которого зависит от причины афазии. Лечение обязательно включает занятия с логопедом. Целесообразно разделить методы лечения афазии на медикаментозные и логопедические.

Логопедическая коррекция сенсорной афазии

Занятия с логопедом помогут восстановить правильное произношение звуков, расширить словарный запас, вернуть осмысленную речь. Для этого используются специальные упражнения и оборудование, с которым может работать только профессиональный логопед. В домашних условиях вы также можете выполнять ряд простых упражнений: просите больного называть окружающие предметы, части тела, совмещать написанное слово с его изображением. Больше общайтесь с больным – вначале преимущественно задавайте простые вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», далее – переходите на открытые вопросы, практикуйте тематические диалоги.

Важно создать комфортную обстановку для больного. Больной афазией фактически оказался перенесённым в чужую страну с незнакомым языком. Разговаривайте с ним спокойно и медленно, давайте почувствовать свою поддержку.

Медикаментозное лечение сенсорной афазии

Универсальными препаратами, назначаемыми при афазии любого происхождения, являются ноотропы, витамины группы B и нейротрофики.

Выбор остальных препаратов для лечения зависит от причины афазии. Так, при инсульте возможно назначение тромболитиков или кровоостанавливающих препаратов в зависимости от его формы. Для лечения инфекционного поражения мозга применяют антибиотики и противовоспалительные лекарства.

Видео урок по сенсорной коррекции

Когда пожилой человек пытается что-то объяснить родственникам, а у него получается или бессмысленный набор звуков, или совершенно неподходящие для ситуации слова, это называется афазией. Основная ее причина у людей старшего возраста – мозговой инсульт, в результате которого отмирают клетки в одном или нескольких центрах мозга, отвечающих за речь. И чтобы Ваш пожилой родственник не получил тяжелой и не стал предпринимать суицидальных попыток, связанных с афазией после инсульта, необходимо как можно раньше начинать ее лечение. Большая часть лечебных мероприятий ложится на плечи родных больному людей.

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.

Когда происходит , отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Как распознать афазию

Афазию после инсульта можно распознать по различным симптомам, сочетание которых дает возможность выделить несколько видов этого синдрома.

Так, об афазии сенсорного характера (Вернике) , можно говорить, если у больного присутствует:

  • непонимание обращенной речи;
  • непонимание иносказаний, поговорок, пословиц;
  • жалобы на то, что все вокруг стали говорить как будто «на иностранном языке»;
  • забывание начальной части длинного предложения собеседника, утрата понимания длинных речевых конструкций, что побуждает больного задавать вопросы относительно выскользнувших из памяти слов.

При этом собственное предложение больной сформулировать может. И хоть оно и будет немногословно, без описательных оборотов, но смысл в нем будет присутствовать.

Если после инсульта развилась мнестическая афазия , пожилой человек:

  • может удержать в памяти только нескольких слов из прослушанной фразы;
  • начав говорить, забывает, о чем хотел сказать;
  • говорит медленно, тщательно подбирая слова;
  • заменяет одни слова другими, не подходящими по смыслу.

Это – акустико-мнестическая афазия . Бывает также оптико-мнестический вид синдрома, тогда:

  • человек может прочитать заголовки в книгах или газетах, но смысл самого текста теряется;
  • ему трудно не только описать то, что он видит (в окружающем мире или на изображении), но и называть предметы.

Выделяют также амнестическую афазию , развивающуюся при инсульте теменно-височной доли. В этом случае человек забывает, как называются отдельные предметы, но помнит, для чего они нужны. Такой больной вместо «ручка» может сказать «штука, которой пишут», и тому подобное.

Не сразу заметна семантическая афазия . В этом случае человека, перенесшего инсульт, ввергают в ступор длинные предложения, описывающих логические действия, пространственные отношения.

Все указанные виды синдрома – афазия Вернике, мнестический, семантический и амнестический виды – объединяются под общим названием «сенсорная афазия », когда у человека после инсульта имеются затруднения с пониманием речи. Зачастую сам больной не понимает, что он говорит.

Второй основной тип заболевания – моторная афазия . В этом случае человек, напротив, отлично понимает обращенную речь, но воспроизвести ее не может, от чего очень страдает морально. Моторная афазия делится на 3 вида:

  1. Афферентная моторная афазия . В этом случае больной путает похожие глухие и звонкие согласные, переставляет местами звуки в словах.
  2. Динамическая афазия . Больной понимает обращенную речь и пытается ответить, но слова в его предложении настолько стоят не на своих местах, что вся фраза теряет смысл. Человек это слышит и понимает, но исправить не может, из-за чего страдает.
  3. Афазия Брока . Она возникает у людей, утративших вследствие инсульта участок мозга вблизи лобной доли левого полушария (там находится центр Брока, отвечающий за согласованность движений, благодаря которым воспроизводится речь). Это характеризуется изменением стиля общения: человек говорит отдельными словами, делает между ними, и даже между отдельными слогами паузы, так как ему трудно переключаться с одного слога на совершенно непохожий. Писать и читать такой человек начинает с грубыми ошибками. Он может повторять один и тот же слог все время, называть слова, противоположные по значению, говорить неразборчиво.

Речь больного моторной афазией очень краткая, состоит почти из одних существительных и глаголов, между которыми человек делает паузу. Он может повторять один слог (например, «ла») или звук (например, мычать), пытаясь с помощью интонации вложить в него смысл. Во время беседы такой человек часто плачет, так как он страдает от того, что неспособен донести свою мысль.

Диагноз моторной афазии должен ставить врач-невролог, так как в быту может быть трудно отличить именно этот синдром от того, который называется дизартрией. Дизартрия возникает при поражении центров мозга, которые несут команду к мышцам, участвующих в формировании речи (движении языка, губ, голосовых связок). Больные с дизартрией понимают обращенную речь и правильно строят предложения. Но из-за изменения их тембра голоса и невозможности произнести отдельные звуки их речь становится неразборчивой. Если к этому присоединяется нарушение дыхания, это вынуждает больного пожилого человека разговаривать короткими предложениями. Описания, прилагательные, наречия из речи не пропадают.

Третий «большой» вид афазии, наряду с сенсорным и моторным типом, это – тотальная афазия . Она характеризуется нарушением и понимания, и воспроизведения речи. Данное состояние можно заподозрить по таким симптомам:

  • в ответ на обращенную речь смотрит на говорящего, не понимая. Если упростить предложение, заменить слова более простыми, примитивными, может выполнять просьбу, но понятно ответить все же не может;
  • такой человек, перенесший инсульт, неспособен внятно сформулировать просьбу;
  • пропускает в предложении сразу несколько слов. Остальные слова – самые простые. Никаких литературных оборотов: гипербол, сравнений, сложных деепричастных оборотов, в речи нет. В тяжелых случаях из фраз пропадают даже прилагательные и наречия: предложение состоит из одних существительных.

Как лечить афазию

Как всех учат с детства, «нервные клетки не восстанавливаются». На самом деле это не совсем так: даже у глубоких старцев между живыми нейронами могут образовываться новые связи – «мостики», по которым информация будет идти от нервной клетки с одной стороны от очага инсульта до нейрона на другой стороне. Но для этого нужны:

  1. ежедневная деятельность, которая станет задействовать участки мозга, находящиеся рядом с погибшей зоной;
  2. достаточное кровоснабжение мозга, особенно в пострадавшей области;
  3. обеспечение головного мозга необходимым количеством кислорода;
  4. устранение дополнительных хаотичных импульсов, которые возникают в мозге при стрессе и мешают направить поток импульсов в область возле очага погибших клеток. Стресс при афазии вызывается тем, что человек понимает свою неспособность донести свою мысль до окружающих.

По этим принципам лечится и афазия после инсульта. Начинать ее нужно как можно раньше – как только будет купирован отек мозга, который проявляется угнетением сознания (от сонливости до комы), судорогами, галлюцинациями.

Терапия должна быть:

  • начата как можно раньше;
  • проводиться ежедневно, в том объеме, который больной может осилить;
  • направлена на коррекцию не только устной, но и письменной речи, если такой синдром имеет место у Вашего родственника.

В некоторых случаях афазия после инсульта может купироваться самостоятельно, но это бывает крайне редко, поэтому на такой исход не стоит рассчитывать. В основном, лечение этого синдрома – процесс длительный и кропотливый, требующий от родственников большой отдачи.

Рассмотрим каждый вид терапии подробно.

Медикаментозное лечение

Оно назначается врачом-неврологом стационара, где лежит больной с инсультом, и начинает проводиться в максимально ранние сроки. Медикаментозная терапия включает препараты, улучшающие доставку кислорода и полезных веществ к мозгу, упрочивающие в нем нервные связи, оптимизирующие в нем обмен веществ. Это:

  • «Церебролизин» («Семакс»);
  • «Глиатилин» («Холитилин», «Церетон»);
  • «Сомазина» («Цераксон»);
  • препараты янтарной кислоты «Цитофлавин», «Реамберин», «Мексидол»;
  • витамины B-группы: «Нейромидин», «Мильгамма».

Эти препараты применяются в комплексе, по той схеме, которую практикует данное лечебное учреждение. Вначале их вводят внутривенно и внутримышечно в течение 1-3 недель. Далее переходят на таблетированную форму этих медикаментозных средств.

Кроме указанных препаратов больному вводят те лекарства, которых требует его состояние. Поэтому, если афазия после инсульта дополняется другими, более опасными для жизни нарушениями, комплекс лечения непосредственно нарушения речи «урезается» — для уменьшения лекарственной нагрузки на внутренние органы.

Физиотерапия

Для лечения афазии после инсульта проводятся физиотерапевтические процедуры, направленные на улучшение мозгового кровообращения. Это:

  • иглорефлексотерапия;
  • электромиостимуляция (воздействие импульсами тока) мышц, участвующих в артикуляции;
  • воздействие на кору мозга магнитным полем.

Занятия с логопедом

Купированием афазии после инсульта занимается особый логопед – афазиолог. Обычно эти специалисты работают в том же лечебном учреждении, которое занимается лечением инсульта, но в некоторых случаях родственникам приходится самостоятельно искать такого специалиста.

Начинаться занятия с афазиологом должны еще в условиях неврологического отделения, через неделю после того, как больного переведут из палаты интенсивной терапии. Этот врач тренирует перенесшего инсульт пожилого человека в течение сначала 5-7 минут, постепенно увеличивая время занятий до 15 минут. Он работает по такой схеме:

  1. Строить с больным диалог.
  2. Добиваться понимания.
  3. Тренировать чтение.
  4. Вспоминать навыки письма.

Прежде, чем приступить к занятиям с больным сенсорной афазией, если он не понимает своего состояния, его просят написать слово (обычно он пишет набор букв), затем – прочитать его. Общаются с ним мимикой и жестами. На листке с набором букв подчеркивают карандашом или ручкой.

Афазиолог должен показать родственникам упражнения, которые он выполняет с больным, чтобы они могли вечером их повторять.

Примеры упражнений:

  • Раздувание щек.
  • Облизывание языком попеременно то верхней губы, то нижней.
  • Вытягивание губ трубочкой, после чего нужно продержать их в таком положении на 5 секунд, потом – расслабить.
  • Движения языком: к кончику носа – к подбородку.
  • Попытки перед зеркалом сложить язык трубочкой.
  • Нижнюю челюсть выдвинуть вперед и вверх, чтобы зубами захватить верхнюю губу. Потом сделать то же самое с нижней челюстью.
  • С закрытым ртом нужно пытаться достать языком до язычка.
  • Цоканье языком по нёбу.
  • Изображение поцелуев.
  • Произношение простых привычных слов.

С афазиологом разучивают фразу или слово, с которого можно начать общение, «вспоминают» счет от 1 до 10 и в обратном порядке.

Эффективна в лечении афазии мелодико-интонационная терапия: во время пения артикуляция улучшается – появляется уверенность в своих силах. Начинают пение со знакомой песни, всячески поддерживая больного, даже если ни одного внятного звука он произнести не смог.

При сенсорной афазии помогают тренировки с карточками, на которых нарисованы картинки. Можно пользоваться специальными компьютерными программами (например, программа для логопедов авторства Рябцун) или приложениями на телефоне. Афазиолог просит больного объяснить, что он хочет сказать, с помощью картинок. Также, если человек путает буквы в словах, просит показать, где, к примеру, изображена «бочка», а где «почка».

Если речь пострадала несильно, или на более поздних этапах лечения прибегают к диктантам, чтению вслух. Для лечения важно также проговаривать скороговорки, тренирующие, в особенности, те звуки, которые у больного не получается выговаривать.

После каждого удачно выполненного задания больного хвалят.

Кроме упражнений и диктантов, логопед-афазиолог выполняет логопедический массаж. Для этого он аккуратно, с помощью шпателя или ложки массирует разные зоны языка, губы, щеки, небо. Задача массажа – восстановить тонус мышц этих областей, чтобы улучшить речь.

Занятия с психотерапевтом

Больных с афазией после инсульта, особенно ее моторной разновидностью (когда они понимают речь, но не могут ее воспроизвести), отличает слезливость, подавленное настроение. Чтобы у них не развилась депрессия, нужны занятия с психотерапевтом. Этот специалист оценит психическое состояние Вашего родственника, и на основании этого назначит соответствующий вид психотерапии, который может быть дополнен необходимой медикаментозной поддержкой.

В большинстве случаев психотерапевт проводит занятия не только с самим больным, но и с его родственниками. Он объясняет, как им нужно выстроить линию поведения по отношению к больному, как общаться с ним, как реагировать на его слезы или приступы злости.

Альтернативные методы лечения

В данный момент для лечения тяжелых, не поддающихся стандартной терапии, форм афазии, могут применяться:

  1. Введение в кровь стволовых клеток – тех человеческих клеток, которые могут превращаться в любые другие клетки организма. Предполагается, что стволовые клетки, чувствуя «сигналы» из поврежденного инсультом мозга, направляются туда и замещают (хотя бы частично) погибшие участки нервной ткани. В результате объем погибшей ткани мозга уменьшается, и дальнейшие занятия с логопедом получают больше шансов восстановить речь.
  2. Операция под названием экстра-интракраниальное анастомозирование. Оно заключается в создании искусственного соединения между артерией, лежащей вне полости черепа (височной артерии) и средней мозговой артерии, питающей мозг. Операция пока не получила широкого применения и направлена на улучшение кровоснабжения мозга.

Что делать в домашних условиях

После выписки родственникам нужно будет продолжать терапию, начатую в стационаре:

  • прием медикаментов в таблетках;
  • упражнения для речевого аппарата: назначенные врачом или те, которые указаны выше;
  • проговаривание скороговорок;
  • при необходимости – занятия с психологом и психотерапевтом.

С больным нужно обращаться вежливо, стараться не акцентировать внимание на том, что его речь непонятна, повторять, что это временная трудность и совместными усилиями вы справитесь с этой болезнью. Говорите четко, ясно, но – не так как с умственно отсталым или несмышленым младенцем и не громко. Старайтесь затрагивать только те темы, которые будут вселять в него оптимизм.

Не изолируйте пожилого родственника. Напротив, старайтесь собирать вокруг него многих родственников и друзей, которые будут общаться с ним и между собой, чтобы он слышал их речь. Если нарушения речи тяжелые, то задавать ему вопросы лучше таким образом, чтобы он мог ответить отрицательно или утвердительно.

Передачи и видео больному смотреть можно, но – не более 2 часов в сутки. Это объясняется тем, что нельзя перегружать отдельные зоны еще не до конца восстановившегося мозга, чтобы не вызвать ухудшения состояния. Просматриваемые передачи, фильмы или видео должны быть обязательно позитивными.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Курский государственный университет

Факультет ДЕФЕКТОЛОГИИ

кафедра медицины и логопедии дисциплина: неврология

Моторная афазия: виды, причины развития, лечение

Выполнила : студентка З/О, группы 3/4 лого

Свистунова

Ольга Николаевна

Проверил : Ласков

Виталий Борисович

Курск-2006

Введение

Моторная афазия

Коррекционно-педагогическая работа при афферентной моторной афазии

Коррекционно-педагогическая работа при эфферентной моторной афазии

Коррекционно-педагогическая работа при динамической моторной афазии

Заключение

Литература

Введение

Проблема этиологии речевых нарушений прошла тот же путь исторического развития, что и общее учение о причинах возникновения болезненных состояний.

Еще в глубокой древности греческий философ и врач Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э) видел причину ряда речевых расстройств в поражении мозга.

Другой греческий философ Аристотель (384 - 322 гг. до н. э), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривая причины речевых расстройств в нарушениях последнего.

Представления об этиологии речевых расстройств на всех этапах изучения данной проблемы отражают понимание их сущности, а также общие методологические направления определенной эпохи и авторов. Несмотря на то, что предположение о роли поражения головного мозга в этиологии речевых расстройств было высказано еще за четыре столетия до н.э. Гиппократом, подлинно научное подтверждение ему было дано лишь в 1861 г., когда французский врач Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал потерю речи с его поражением. В 1874 г. аналогичное открытие было сделано Вернике: установлена связь понимания с сохранностью определенного участка коры головного мозга. С этого времени стала доказанной связь речевых расстройств с морфологическими изменениями определенных отделов коры головного мозга.

Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны.

Изучение причин системных речевых расстройств коркового генеза (афазии) с учетом локализации, характера и времени поражения мозга является важным вопросом этиологии речевых нарушений.

Речь - способность произносить слова. Речевые центры обычно локализуются в левом полушарии (у правшей).

Моторный центр речи находится в левой лобной доле в участке, прилегающем к двигательной зоне прецентральной извилины, управляющей движениями мышц лица, языка, челюсти, глотки.

У детей первоначально обработка речевых сигналов осуществляется обоими полушариями. Доминантность левого полушария формируется позже. Если у ребенка, научившегося говорить, поражаются речевые зоны левого полушария, то у него развивается афазия - расстройство речи. Однако примерно через год речь восстанавливается в связи с перемещением центра речи в правое полушарие. Подобная передача речевых функций от левого полушария правому возможна только до десяти лет. У левшей речевые центры могут изначально локализоваться в правом полушарии.

Функциональная система речи объединяет различные отделы полушарий головного мозга в единую функциональную систему, обеспечивающую самую сложную из психических функций - речь.

Моторная афазия

МОТОРНАЯ ( экспрессивная) афазия - частичная или полнаяутрата способности говорить при сохранности понимания чужой речи.

Выделяются:

афферентная кинестетическая моторная афазия . Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга, расположенных сзади от центральной, или Роландовой, борозды (поля 7, 40 по Бродману). Вторичные поля постцентральных и нижнетеменных отделов тесно связаны с первичными полями, для которых характерно четкое соматотопическое строение.

А.Р. Лурия отмечает, что существуют два варианта афферентной кинестетической моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства. Второй вариант, носящий в клинике название "проводниковой афазии", отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной кинестетической моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способа артикуляций и симультанным синтезом звуковых и слоговых комплексов, входящих в слово.

Нарушение понимания. На раннем этапе после травмы или инсульта при афферентной афазии может наблюдаться грубое нарушение понимания речи. Это объясняется тем, что в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное, скрытое произнесение воспринятого на слух сообщения.

Период значительного непонимания речи у больных с афферентной кинестетической моторной афазией непродолжителен (от одного дня до нескольких суток после инсульта), после чего у них отмечается быстрое восстановление понимания ситуативной разговорной речи, понимание значений отдельных слов, возможность выполнения несложных инструкций.

Нарушение чтения и письма. При афферентной кинестетической моторной афазии степень нарушения чтения и письма зависит от тяжести апраксии артикуляционного аппарата.

эфферентная моторная афазия (синдром Брока). Возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии (центр Брока, поля 44 и 45 по Бродману).

Линейная, временная организация движения осуществляется премоторными зонами коры головного мозга.

Поражение премоторных отделов мозга вызывает патологическую инертность речевых стереотипов, приводящих к звуковым, слоговым и лексическим перестановкам и персеверациям, повторам. Персеверации, непроизвольные повторы слов, слогов, являющиеся следствием невозможности своевременного переключения с одного артикуляторного акта на другой, затрудняют, а иногда делают полностью невозможными устную речь, письмо, чтение.

Нарушение экспрессивной речи. При грубой эфферентной моторной афазии на раннем этапе после нарушения мозгового кровообращения может полностью отсутствовать собственная речь.

Нарушение чтения и письма. При эфферентной моторной афазии наблюдается выраженная аграфия: запись слова или фразы возможна лишь при проговаривании слов по слогам. В более тяжелых случаях при правильном повторении слова невозможна не только его запись, но и складывание из уже выбранных букв разрезной азбуки.

Нарушение понимания. В основе расстройства понимания при эфферентной моторной афазии лежит инертность протекания всех видов речевой деятельности, нарушения так называемого "чувства языка" и предикативной функции внутренней речи.

динамическая моторная афазия. Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария, т.е. отделов третьего функционального блока - блока активации, регуляции и планирования речевой деятельности.

Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания.

Нарушение экспрессивной речи. Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации.

Нарушение понимания речи. При поражении премоторных систем нарушается не только процесс развертывания речевого замысла, но и свертывания речевых структур, необходимых для понимания смысла текста.

Элементарный счет при динамической афазии остается сохранным даже при грубом распаде экспрессивной речи. Однако при этой форме афазии резко нарушается решение арифметических задач, требующих для своего осуществления построения плана действий.

Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии

Большой вклад по разработке принципов и приемов преодоления афазии внесли Э.С. Бейн, М.К. Бурлакова (Шохор-Троцкая), Т.Г. Визель, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова.

При разработке плана коррекционно-педагогической работы следует придерживаться следующих положений:

После завершения обследования больного, логопед определяет, какая область второго или третьего "функционального блока" мозга больного пострадала в результате инсульта или травмы, какие области мозга больного сохранены. Сохранность функций правого полушария и третьего "функционального блока" левого полушария позволяет воспитать у больного установку на восстановление нарушенной речи.

Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа, или стадии восстановления речевых функций.

Коррекционно-педагогическая система занятий предполагает такой выбор приемов работы, который позволил бы либо восстановить первично нарушенную предпосылку (при ее неполной поломке), либо реорганизовать сохранные звенья речевой функции.

Независимо от того, какая первичная нейропсихологическая предпосылка оказывается нарушенной, при любой форме афазии ведется работа над всеми сторонами речи: над экспрессивной речью, пониманием, письмом и чтением.

При всех формах афазии восстанавливается коммуникативная функция речи, развивается самоконтроль за ней.

При всех формах афазии ведется работа над восстановлением словесных понятий, включением их в различные словосочетания.

В работе используются развернутые внешние опоры и постепенная их интериоризация по мере перестройки и автоматизации нарушенной функции.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!