Корвет бойкий. Корвет «Бойкий Основные тактико-технические характеристики

Cторожевой корабль 2-го ранга ближней морской зоны (СКР) / корвет. Проект корабля разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург) по конкурсу, который проводился командованием ВМФ России на создание простого и недорогого корабля подобного класса. Главный конструктор проекта - Игорь Николаевич Иванов. Научное сопровождение проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Министерства обороны России. Разработка технического проекта завершена в начале 2001 г.

Головной корабль проекта зав.№1001 "Стерегущий" заложен на ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) 21.12.2001 г., спущен на воду 14.05.2006 г. и принят ВМФ России (Балтийский флот) 27.02.2008 г. (14.11.2007 г. по др.данным). 21 декабря 2011 г. Правительством России принято Постановление №1080-31 о назначении "Северной верфи" единственным поставщиком дополнительной серии в 9 корветов пр.20385 / 20380М. По планам 2011 г. предполагалась вообще постройка серии в 20 корветов проекта. Первый серийный СКР пр.20380 принят ВМФ России 14.10.2011 г. По умолчанию данные СКР пр.20380. На официальном сайте ЦМКБ "Алмаз" проект корвета 20380 носит наименование "Тигр", а на сайте "Северной верфи" указано, что пр.20382 "Тигр" является экспортным вариантов корвета пр.20380.

Всего построено и в строительстве (на середину 2013 г.) 6 кораблей проекта. Далее планируется строительство только корветов .



http://www.nordsy.spb.ru).



СКР "Стерегущий" - головной корабль пр.20380 (http://korabley.net).


СКР "Сообразительный" - первый серийный корвет пр.20380 в Балтийске в День ВМФ, 31.07.2011 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Конструкция - корпус стальной гладкопалубный. Обводы подводной части корпуса позволяют снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25 % а также позволяют уменьшить потребную мощность энергетической установки. На серийных кораблях по сравнению с головным пр.20380 изменена конструкция надстройки. Надстройка корабля выполнена с использованием многослойных композиционных материалов - трудногорючих многослойных стеклопластиков и конструкционных материалов на основе углеродистого волокна. Конструкция надстройки разрабатывалась с учетом современных требований к радиолокационной заметности. В кормовой части корабля размещен ангар для вертолета.


Двигательная установка :
- 2 х судовых дизель-дизельных агрегата ДДА12000 каждый включает в себя 2 х дизеля 16Д49 16ЧН 26/26, мощностью по 11660 л.с. (агрегат). Разработчик агрегатов - ОАО «Коломенский завод», испытания агрегатов успешно завершены в 2006 г. Агрегат включает в себя два дизеля и реверс-редукторный агрегат. Регистровая система наддува, используемая в дизель-дизельном агрегате ДДА позволяет отключить один из турбокомпрессоров на режимах средних и малых нагрузок, тем самым, увеличивая крутящий момент, снимаемый с фланца коленчатого вала дизеля на швартовных режимах и реверсировании судна. Агрегат может эксплуатироваться по схеме совместной или раздельной работы дизелей путем передачи мощности через редуктор от одного (любого) или двух дизелей одновременно на гребной вал.


В агрегате использованы высокоэкономичные дизели 16Д49 производства ОАО «Коломенский завод» с регистровой системой наддува, улучшенной гидравлической характеристикой и усиленными элементами блока, деталей цилиндропоршневой группы.

ТТХ дизеля 16Д49 16ЧН 26/26:
Длина - 5280 мм
Ширина - 2210 мм
Высота - 3500 мм
Масса дизеля - 26000 кг
Мощность - 6000 л.с. / 4412 кВт
Частота вращения - 1100 об/мин
Удельный расход топлива по ISO 3046-1 г/кВт.ч (г/л.с.ч) - 199 (146,3)
Удельный расход масла по ISO 3046-1 г/кВт.ч (г/л.с.ч) - 1,01 (0,74)

За время службы головного корабля пр.20380 (по 2010 г.) дважды выходила из строя дизельная движительная установка.

На корвете пр.20380 вариант 2 (предположительно экспортный пр.20382 "Тигр") - 2 х дизель-газотурбинных агрегата ДГТА ().

Энергетика :
- 4 дизель-генератора 22-26ДГ мощностью по 630 кВт, генераторы вырабатывают электрический ток напряжением 380 вольт и частотой 50 Гц.

Механика - движители - 2 вала, 2 пятилопастных винта фиксированного шага.

ТТХ корабля :
Экипаж - 99 чел (в т.ч. 14 офицеров)

пр.20380 пр.20380 (2 вариант,
Длина 100 м / 111.6 м (по др.данным) 104.5 м
Длина по ватерлинии 90 м
Ширина 13 м / 14 м (по др.данным) 13 м
Ширина по ватерлинии 11.1 м
Осадка - 3.7 м (по килю)
- 7.8 / 7.95 м (габаритная по бульбу)
Водоизмещение стандартное 1800 т
Водоизмещение полное
2000 / 2200 (!) / 2220 т (по разным данным) 2250 т
Скорость полного хода 26-27 уз 30 уз
Скорость экономического хода 14 уз
Дальность плавания
4000 миль (на скорости 14 уз) ок.3500 миль
Автономность 15 сут (по запасам) 15 сут (по запасам)

Стоимость корабля :
- 10 млрд.руб (2011 г., оценка СМИ)

Вооружение : может быть применено при волнении моря до 5 баллов

пр.20380 (зав. №1001) пр.20380 (серийные), штатный состав
пр.20380 (2 вариант,
вероятно экспортный пр.20382 "Тигр")
Ударный ракетный комплекс 2 x 4 ПУ КТ-184 ракетного комплекса 3К24 «Уран» с ПКР 3М24, система управления комплексом «Монумент-А», ПУ расположены поперек корпуса корабля в средней части
2 x 4 ПУ КТ-184 ракетного комплекса 3К24 «Уран» с ПКР 3М24 с последующей заменой на ракеты 3М24УД, система управления комплексом «Монумент-А» 2 х 4 ПУ вертикального пуска УКСК (универсальный корабельный стрельбовой комплекс) комплекса "Калибр-НК" с 8 КР "Калибр" или "Яхонт"

2 х морские ПУ ракетного комплекса на базе ПТРК "Штурм-С"

ЗРК самообороны 1 боевой модуль ЗРАК 3Р87-1 с 8 ПУ ЗУР и 2 x 6 х 30 мм (боекомплект - 32 ЗУР 9М311, 3000 выстрелов)

ПЗРК «Игла», боекомплект - 32 ЗУР

3 х 4 ПУ вертикального пуска 3С97 ЗРК 3К96-3 (боекомплектот от 12 ракет 9М96 / 9М96Е2 до 48 ракет 9М100 в различных комбинациях).

ПЗРК «Игла», боекомплект - 32 ЗУР

1 боевой модуль ЗРАК 3Р87 с 8 ПУ ЗУР и 2 x 6 х 30 мм (боекомплект - 16 ЗУР 9М311, 2000 выстрелов)

ПЗРК «Игла-С», боекомплект - 8 ЗУР

Универсальное артиллерийское 1 x 1 х 100 мм установка , система управления , боекомплект 332 выстр. (80 по др.данным)
1 x 1 х 100 мм установка , система управления , боекомплект 332 выстр. (80 по др.данным) 1 х 1 х 76 мм установка АК-176М
Зенитное артиллерийское 2 х 6 х 30 мм установки , со стрельбовой оптико-электронной станцией СП-521 «Ракурс», есть возможность получения ЦУ от СУО "Пума-02", боекомплект 2 х 3000 выстр.
аналогично нет
Торпедное 2 ПУ x 4 х 330 мм торпедный комплекс
ПУ расположены побортно в лацпортах
аналогично 2 х 2 х ТА ДТА-53 калибра 533 мм, боекомплект 4 торпеды
Прочее 2 х 14,5 мм пулметы КПВТ на установках МТПУ или подобные
2 х противодиверсионных гранатомета ДП-64 / 97У (боекомплект 240 выстрелов)
аналогично 2 х 14,5 мм пулметы КПВТ на установках МТПУ
ПУ помех комплекс (4 х ПУ КТ-216), боекомплект - 80 выстрелов АЗ-СО-50, АЗ-СР-50, АЗ-СОМ-50, АЗ-СК-50, АЗ-СМЗ-50 комплекс комплекс
Авиационное противолодочный вертолет Ка-27ПЛ с запасом топлива до 20 т
аналогично Ка-27ПЛ или Ка-31


Размещение систем вооружения и оборудования на корвете пр.20380, 2015 г. (автор - Charly015, http://charly015.blogspot.ru).


Пуск ракеты 3М24 "Уран" с корвета "Стойкий" в ходе испытаний, 02.04.2014 г. (http://www.nordsy.spb.ru).


Пусковая установка вертикального пуска ЗРК "Редут" (слева) и надстройка с антенными постами СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


Вид с кормы на вертолетный ангар - СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


По поводу вооружения первого серийного СКР пр.20380 (зав.№1002 "Сообразительный") ЗРК "Редут" с 2011 г. существует распространенное неофициальное мнение об ущербности текущей комплектности ЗРК "Редут" - пусковая установка, командный модуль (выработка команд управления ЗУР), ЗУР. В системе якобы отсутствует полноценная система целеуказания. РЛС "Фуркэ-2" не обладает якобы возможностями сопровождения целей в интересах ЗРК, а СУО "Пума" артиллерийской установки могла бы выдавать целелуказание с сопряжением с ЗРК через БИУС "Сигма", но указанный тип БИУСа якобы имеет достаточно большое работное время, неприемлемое для актуальных задач ПВО. Информация является не подтвержденной, но по состоянию на начало 2013 г. озвучивается как родовая черта всех корветов пр.20380 - заявляется, что фактически ЗРК "Редут" не боеспособен.

Оборудование :

пр.20380
пр.20380 (2 вариант,
вероятно экспортный пр.20382 "Тигр")
БИУС "Сигма-20380" "Сигма-Э" или боевой и информационный центр CIC Thales (в составе интегрированной модульной мачты)
РЛС общего обнаружения воздушных и надводных целей и целеуказания
"Фуркэ-2" разработки НИИРТ концерна ПВО "Алмаз-Антей"
Диапазон радиоволн - Е
РЛС "Фуркэ-Э" или РЛС "Позитив-МЭ1" или трехкоординатная РЛС SMILE Thales (S диапазона, в составе интегрированной модульной мачты)
РЛС целеуказания ПКР "Монумент-А" в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты
РЛС "Монумент-Э" или РЛС "Минерал-МЭ" или активная РЛС с ФАР Seastar Thales (Х диапазона)
Система целеуказания универсальная с оптико-электронным визиром
РЛС целеуказания 2 х "Сандал-В"
Оптическая система ТВ-комплекс МТК-201 ТВ-комплекс МТК-201МЭ или система панорамного наблюдения Gatekeeper Thales (в составе интегрированной модульной мачты)
Навигационные РЛС 1 х "Пал-Н"
2 х МР-231-2
1 х НРЛС Горизонт-25"
Навигационный комплекс "Чардаш-20380"
система спутниковой навигации СН-3101
1 х ИНС "Горизонт-25"
1 х "Ладога-МЭ"
1 х гирокурсоуказатель "ГКУ-2"
1 х магнитный компас ДС-83
1 х автопрокладчик АП-780
1 х лаг ЛЭМ2-1
1 х навигационный эхолот НЭЛ-20К
2 комплекта потребителей систем ГЛОНАСС и NAVSTAR CH-3101
1 х приемоиндикатор РНС КПИ-9Ф
1 х комплекс "Сюжет-КМ"
Аппаратура госопознавания 3 х "Пароль" / 67Р
3 х "Пароль" / 67Р или 1 х система РЛ-опознавания NR IFF Thales (в составе интегрированной модульной мачты)
Комплекс РЭБ ТК-25-2 1 х ТК-25Э или МП-405-1Э-АМАР
ГАК / ГАС
ГАК "Заря-2" в носовом бульбе - производство ГАК осуществляет таганрогский завод "Прибой", опытный образец ГАК установлен на головном корабле пр.20380. Разработка ГАК велась в рамках ОКР "Заря-85" по госконтракту от 21.09.1987 г. (переподписан 23.09.1992 г.). Опытный образец ГАК "Заря-2" на СКР зав.№1001 был затоплен и выведен из строя в ходе опытной эксплуатации и по решению заказчика от 07.11.2008 г. восстанавливается в 2009-2010 г.г. с использованием стендового экспериментального образца ГАК силами таганрогского завода "Прибой". В 2009 г. проведен первый этап работ - проведено восстановление работоспособности основных режимов работы ГАК «Заря-2» за счет замены затопленных приборов, блоков и узлов опытного образца на аналогичные устройства из состава стендового образца изделия «Заря-2» и ЗИП-О для обеспечения решения заказом зав.№1001 основных задач с временным снижением отдельных тактико-технических характеристик по согласованному с НИЦ РЭВ ВМФ и командиром заказа перечню. Второй этап: восстановлены демонтированные с заказа зав. №1001 приборы, блоки ЗИП-О ГАК «Заря-2» в условиях завода-изготовителя (ОАО «Таганрогский завод «Прибой»), доставлены и установлены на заказе зав. №1001. Окончание работ в 2011 г. В период с апреля по июнь 2010 г. проведены межведомственные испытания доработанного ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» в составе стендового образца изделия «Заря-2» в соответствии с «План- графиком доработки ЦВК изделия «Заря-2» на отечественных ЭВМ «Эльбрус-90» по результатам первого этапа испытаний подсистем СВС», утвержденным Решением в/ч 31.03.2008г. №253/10/1742. Доработанный ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» доставлен и установлен на заказе зав.№1001 для проведения предварительных (контрольных) испытаний в 2011 г. Ведутся настроечные работы. Для серийного корабля зав.№1002 ГАК изготовлен по конструкторской документации опытного образца и поставлен на ССЗ "Северная верфь" в 2010 г. по договору от 23.11.2005 г.

Буксируемая ГАС с ГПБА "Виньетка-М" (зав.№1001 - "Минотавр-М")

Опускаемая ГАС "Анапа" / "Анапа-М"

1 х ГАС "Заря-МЭ"
1 х ГАС "Виньетка-ЭМ"
1 х ГАС "Паллада" или ГАС "Анапа-МЭ"
Комплекс связи "Рубероид" 1 х автоматизированный комплекс связи "Рубин-ЭГ" или объединенная антенная система связи ICAS Thales (в составе интегрированной модульной мачты)

1 х спутниковая система связи SURFSAT-L Thales (в составе интегрированной модульной мачты)

Прочее для радионавигации вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты приводной станции ОСПВ-20380 1 х "Блокировка"

ТТХ даны по трем вариантам комплектации РЛС "Фуркэ-Э" (ист. - буклет НИИРТ ):
вариант 1 вариант 2 вариант 3
Дежурный режим
Дальность обзора 60 км 150 км 60 км
Сектор обзора по азимуту 360 град 360 град 360 град
Сектор обзора по углу места 6 град 4 град 15 град
Дальность обнаружения морской цели 0,95 радиогоризонта 0,95 радиогоризонта 0,95 радиогоризонта
60 км 120 км 52 / 60 км
Боевой режим
Дальность обзора 40 км 150 км 60 км
Сектор обзора по азимуту 360 град 360 град 360 град
Сектор обзора по углу места 60 град 80 град 30 град
По высоте 15 км 20 км -
Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР 1 кв.м 30 км 75 км 52 км
Дальность обнаружения ПКР с ЭПР 0,02 кв.м на высоте 5 м
10 км 12-14 км 12 км
Подавление отражений от неподвижной подстилающей поверхности 50-55 дБ 50-55 дБ 50-55 дБ
Точность измерения координат по дальности 50 м 50 м 50 м
Точность измерения координат по азимуту
4-6 точек дальномера 4-6 точек дальномера 3-4 точек дальномера
Точность измерения координат по углу места 8-9 точек дальномера 5-7 точек дальномера -
Разрешающая способность по дальности 150-200 м 150-200 м 150-200 м
Разрешающая способность по азимуту
3.2 град 3.2 град 2 град
Количество одновременно сопровождаемых целей 100 200 50
Энергопотребление 8 кВт 25 кВт 7,5 кВт
Масса антенного поста 420 кг 890 кг 90 кг
Масса всей аппаратуры РЛС 1100 кг 2450 кг 860 кг
Среднее время наработки на отказ 850 ч 850 ч 850 ч


Антенный пост РЛС "Фуркэ-2" на головном СКР пр.20380 "Стерегущий", г.Санкт-Петербург, 25.07.2010 г. (атвор фото - Л.Н.Морозов, http://ru.wikipedia.org).


Антенна РЛС "Фуркэ-Э" (фото с буклета НИИРТ, http://forums.airbase.ru).


Антенный пост РЛС "Фуркэ-2" и других радио-технических систем на СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


Антенный пост универсальной системы целеуказания с оптико-электронным визиром на головном СКР пр.20380 "Стерегущий", г.Санкт-Петербург, 25.07.2010 г. (атвор фото - Л.Н.Морозов, http://ru.wikipedia.org).


Модификации :
- пр.20380 (зав.№1001) - головной корабль проекта, СКР / корвет.


- пр.20380 (серийные корабли) - серийные корабли проекта, отличаются составом вооружения, измененной надстройкой. В конструкции серийных кораблей проекта полностью реализованы требования ВМФ по вооружению, общекорабельным системам, комплексу связи, системам автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля.


- пр.20380П / 20381 - пограничный СКР дальней морской зоны, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

- пр.20382 «Тигр» - экспортный вариант (по состоянию на 2011 г. не реализован). Упрощенные экспортные варианты систем вооружений, возможность установки вооружения и оборудования заказчика. В базовом варианте предлагается установка ВПУ с ПКР "Яхонт" или "Калибр", ЗРПК "Каштан-М". В 2011 г. обсуждается возможность поставки в Алжир. По состоянию на 2013 г. пресс-служба "Северной верфи" сообщает о вооружении экспортного корвета пр.20382 ПКР "Уран-Э" ().

- пр.20383 - пограничный СКР, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

- пр.20386 - корвет, модернизация корвета . 25.07.2013 г. объявлено в СМИ, что ЦМКБ "Алмаз" ведет разработку улучшенного проекта 20386. Сроки разработки и технические подробности этого проекта не раскрывались, но была озвучена информация о том, что разработка корабля ведется "с ориентиром на российские вооружения" ().

Стоимость :
- 5,978 млрд рублей - стоимость корвета пр.20380 зав. № 2101 согласно контракта на поставку №253/05/2/К/0038-06 от 26.01.2006 г.

Статус : Россия
- 2007 г. 27 июня - 1 июля - в ходе салона МВМС-2007 впервые публично показан головной СКР пр.20380 "Стерегущий".

2008-2010 г.г. - на вооружении ВМФ России 1 корабль пр.20380 ("Стерегущий").


Первый серийный СКР "Сообразительный" пр.20380 в достройке на Северной верфи, г.Санкт-Петербург, конец мая 2010 г. (http://www.rusarmy.com).


- 2011 г. апрель - СКР "Сообразительный" приступил к ходовым испытаниям.


У достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Слева направо: СКР "Бойкий" пр.20380, СКР "Сообразительный" пр.20380, СКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.22350, эсминец "Расторопный" пр.956. Фото с вертолёта, 25 апреля 2011 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2011 г. июль - СКР "Сообразительный" пр.20380 принял участие в салоне МВМС-2011 в Санкт-Петербурге.


СКР "Сообразительный" пр.20380 в Санкт-Петербурге на салоне МВМС-2011 (http://i-korotchenko.livejournal.com).


- 2011 г. 14 октября - в 13-00 в Санкт-Петербурге поднят Андреевский флаг на СКР "Сообразительный" (зав.№1002), корабль успешно завершил ходовые испытания.

2011 г. 18 октября - появились неподтвержденные сообщения об успешных испытаниях ЗРК "Редут" на первом серийном корвете пр.20380 (зав.№1002). Одновременно есть информация о том, что несколько попыток поразить цель завершились неудачей. Данные неофициальные, не подтверждены.

2011 г. декабрь - на СКР "Бойкий" проходят швартовые испытания. Передача корабля ВМФ России планируется на 2012 г.


Заводской №1004 - СКР "Стойкий" пр.20380. Стапель №1 ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Слева заводской №1004 - СКР "Стойкий" пр.20380 (стапель №1). По центру - стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" пр.20385. Справа - СКР "Адмирал Касатонов" . ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


Стапель №2 - заводской №1005 СКР "Гремящий" пр.20385. На дальнем плане судно связи "Вице-адмирал Юрий Иванов" пр. 18280, заложено 27 декабря 2004 г. ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. 01 февраля 2012 г. (http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 07 февраля - газета "Коммерсантъ" со ссылкой на источник в Министерстве обороны России сообщает, что в измененной программе развития вооружения 2011-2020 г. названа цифра в 18 СКР, что в сумме с уже принятыми кораблями проекта дает 20 единиц.

2012 г. 17 февраля - на Амурском ССЗ в торжественной обстановке начато строительство закладочной секции СКР "Громкий" пр.20380 зав.№2102.


Первые фотографии строящегося на Амурском ССЗ СКР "Совершенный" пр.20380 зав.№2101. 17 февраля 2012 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


- 2012 г. 2 апреля - в СМИ появилась информация о том, что СКР "Стойкий" заводской №1004 в первых числах мая планируется вывести из цеха в док, осуществить монтаж бульбового обтекателя и 21 мая произвести спуск СКР на воду. В январе 2013 г. на корабле планируется начать швартовые, позже - ходовые испытания. Сдача корабля ВМФ планируется на ноябрь 2013 г. Сегодня же на СКР "Бойкий" заводской №1003 начаты швартовые испытания. Ходовые испытания планируется начать в июле 2012 г., передача Флоту - ноябрь 2012 г.

2012 г. 20 апреля - на "Амурском судостроительном заводе" официально заложен СКР "Громкий" (заводской №2102) пр.20380 строительство которого торжественно начато 17.02.2012 г.


Закладная доска СКР "Громкий" пр.20380, заложенного 20.04.2012 г. на "Амурском судостроительном заводе" (http://www.function.mil.ru).


- 2012 г. 30 мая - на ССЗ "Северная верфь" спущен на воду СКР пр.20380 "Стойкий".


СКР "Совершенный" пр.20380 зав.№2101 в постройке на Амурском ССЗ, 09 июня 2012 г. (фото - haelgi, http://haelgi.livejournal.com).


СКР "Громкий" пр.20380 зав.№2102 в постройке на Амурском ССЗ, 09 июня 2012 г. (фото - haelgi, http://haelgi.livejournal.com).



Корвет "Бойкий" пр.20380 у достроечной стенки ССЗ "Северная верфь", г.Санкт-Петербург. Опубликовано 17.07.2012 г. (фото из архива пользователя "пытливый808", http://forums.airbase.ru).


Фото корвета "Сообразительный" пр.20380 с сайта учений Danex-NOCO-2012. Внешний рейд базы Фредериксхавн, 2012 г. ().


- 2012 г. 2 сентября - на стоянке порта Фредериксхавн (Дания) произошл пожар в машинном отделении корвета "Сообразительный" пр.20380. Жертв нет, пожар потушен силами экипажа, корабль лишился хода. Корабль прибыл в Данию для участия в маневрах Danex-NOCO-2012.


Более подробное описание происшествия ().
02.09.2012 г. в 18.00 местного времени (Дания) экипаж патрульного моторного катера береговой охраны датского ополчения заметил сильный дым на борту российского военного корабля, стоящего на якоре на внешнем рейде ВМБ Фредериксхавн. По словам патрульных, на корабле они четко видели пламя. О происходящем было немедленно доложено дежурному по ВМБ, а затем береговая охрана ополчения направила все свои четыре надувные моторные лодки в район инцидента. Патрульное судно датских ВМС, дежурное подразделение, два базовых буксира (способные также тушить пожар), жестко-надувная лодка немецкого спецназа, а также еще три судна иностранных ВМС были немедленно отправлены на помощь российскому кораблю. В 18.28 в районе происшествия появился спасательный вертолет, доставивший на борт аварийного корабля немецких и норвежских пожарных со специальным оборудованием. Сообща с экипажем им удалось локализовать возгорание.

В ходе спасательной операции все привлеченные к ней средства использовали данные, предоставляемые экипажами надувных плавсредств ополчения до тех пор, пока командование операцией не приняла на себя дежурная служба. Около 19.00 ополченцы вернулись на базу и продолжили патрулирование. В момент возникновения пожара, часть экипажа российского корабля - всего 47 человек - были на берегу. Однако, они не смогли вернуться на борт из-за пожарной тревоги и перекрытия района. Приблизительно через полтора часа, когда россиянам было разрешено вернуться на борт, сотрудники отряда морского ополчения доставили моряков на их корабль на моторных лодках, позаимствованных у ВМБ Фредериксхавн.

2012 г. 14 сентября - в ходе посещения Амурского ССЗ председатель Совета Федерации России В.И.Матвиенко заявила о строительстве корветов на предприятии: "Подписав контракт, в котором стоимость боевого корабля в два раза ниже реальной, завод загнал себя в угол. Непрофессиональный подход к организации бизнеса привел к тому, что готовый сегодня почти на 40 процентов корвет стоит, а доказать расходы на него и получить согласование новой стоимости очень сложно. Но если не сдать проект в срок, к концу 2013 года, завод не получит заказ на серийное производство. Значит, нужно сделать все возможное и невозможное, чтобы закончить корвет и показать, что завод работоспособен. Тем более, что в реализацию проекта уже вложено почти 7 миллиардов бюджетных денег" . ().

2012 г. 15 сентября - надстройка для корвета "Совершенный" (зав.№2101) пр.20380, который строится на Амурском судостроительном завода, прибыла в Комсомольск-на-Амуре.


Разгрузка надстройки корвета "Совершенный" в Комсомольске-на-Амуре, 15-16 сентября 2012 г. (фото - ОАО "Совфрахт", http://sdelanounas.ru).


- 2012 г. 25 сентября - корвет "Бойкий" (борт №532) начал ходовые испытания. Корабль перешел из Санкт-Петербурга в Кронштадт.


Корвет "Бойкий" пр.20380 на ходовых испытаниях на Балтике, орудие главного калибра не установлено, осень 2012 г. (http://portnews.ru).


- 2012 г. 10 октября - корвет "Бойкий" (борт №532) начал в Кронштадте официальную программу заводских ходовых испытаний. Командир корабля - капитан 2 ранга Сергей Липский. На ходовые испытания корвет вышел без орудия главного калибра А-190-01. В начале 2013 г. планируется проведение Государственных испытаний корабля.


Фрегат "Сообразительный" пр.20380 зав.№1002 проходит ремонт после пожара в Дании на ССЗ "Северная верфь", монтаж кадров видео 09.11.2012 г. (Телеканал "Россия 1").


- 2012 г. начало ноября - на Амурском ССЗ начата установка надстройки на корвет "Совершенный" зав.№2101. Ведется строительство корпусных деталей корвета "Громкий" зав.№2102 - корпусные секции корабля планируется сдать в феврале 2013 г. ().


Надстройка из композиционных материалов, установленная на корпус корвета "Совершенный" зав.№2101. Надстройка временно сдвинута к корме для установки в корпус оборудования. Амурский ССЗ, опубликовано 06.11.2012 г. (http://haelgi.livejournal.com/).


Конструкции корпуса корвета "Громкий" зав.№2102. Амурский ССЗ, опубликовано 06.11.2012 г. (http://haelgi.livejournal.com/).


- 2012 г. 22 ноября - корвет "Бойкий" (борт №532) завершил первый этап морских ходовых испытаний на Балтике. После установки главного орудия планируется приступить ко второму этапу ЗХИ.

2012 г. 14 декабря - корвет "Бойкий" (борт №532) встал на размагничивание перед вторых этапом ЗХИ. В ближайшее время ожидается поставка с полигона ОАО "Арсенал" установки А-190-01 для корвета и в случае быстрого монтажа корабль до нового года перейдет в Балтийск для продолжения испытаний ().

2013 г. 23 января - корвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 вышел из Санкт-Петербурга на второй этап ходовых испытаний. После окончания ходовых испытаний корабль приступит к Государственным испытаниям. Принятие корабля в состав Флота ожидается в 2013 г.

2013 г. 4 февраля - корвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 прибыл в Балтийск для продолжения заводских ходовых, а затем и государственных испытаний в полигонах боевой подготовки в зоне ответственности Балтийской военно-морской базы Балтийского флота ().

2013 г. 17 февраля - СМИ сообщают об успешных стрельбах орудием главного калибра корвета "Бойкий" (борт №532) пр.20380 в ходе ходовых испытаний ().

2013 г. 21 февраля - "Известия" сообщают, что ходовые испытания корвета "Совершенный" (зав.№2101) производства Амурского ССЗ перенесены на 2014 г.

2013 г. 15 марта - корвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 начал программу Государственных испытаний. Государственные ходовые испытания корвета "Бойкий" будут проводиться в течение месяца. По завершению морской части программы начнётся вторая часть государственных испытаний - ревизия корабля. На "Северной верфи" будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние корвета, его оборудования и всех имеющихся на нем средств. Экипажу корабля будут переданы комплекты ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности и материалы), проведены отделочные работы корвета. После подписания приёмопередаточного акта с заказчиком на корабле будет поднят Военно-Морской флаг и корвет войдет в состав БФ ().

2013 г. 01 апреля - сообщается, что орвет "Бойкий" (борт №532) пр.20380 успешно выполнил стрельбы противокорабельным ракетным комплексом "Уран". Выпущено 2 ракеты.В ближайшие дни экипаж корабля проведет торпедные и артиллерийские стрельбы по подводным, надводным и воздушным целям ().


Второй серийный корвет пр.20380 - "Бойкий" - в калининградском морском канале, г.Балтийск, 10.04.2013 г. (фото - Игорь Зарембо, http://ria.ru).


- 2013 г. 11 апреля - корвет "Бойкий" на Балтике завершил морскую часть Госиспытаний и в ближайшее время совершит переход в Санкт-Петербург на ССЗ "Северная верфь", где пройдёт второй этап госиспытаний. В частности, будет проведено контрольное вскрытие механизмов и приборов, специалисты и члены госкомиссии оценят общее состояние корвета, его оборудования и всех имеющихся на нем средств. Экипажу корабля будут переданы комплекты ЗИП (запасные части, инструменты, принадлежности и материалы), проведены отделочные работы корвета. После подписания приёмопередаточного акта на корабле будет поднят Военно-морской флаг России, и он войдет в состав Балтийского флота ВМФ России ().

2013 г. 15 апреля - корвет "Бойкий" вернулся на Северную верфь для завершения программы Госиспытаний ().

2013 г. 15 мая - корвет "Собразительный" пр.20380 отбыл в Кронштадт после ремонта - ремонт проводился после пожара в датском порту Фредериксхавн 2 сентября 2012 г.


СКР "Сообразительный" пр.20380 и HMS Northumberland ВМФ Великобритании совместно маневрируют. 2013 г. (http://www.royalnavy.mod.uk).


- 2013 г. 16 мая - в состав Флота принят корвет "Бойкий" пр.20380.

2013 г. 4 июля - пресс-служба "Северной верфи" сообщает, что завод подготовил производственные мощности для строительства экспортных вариантов кораблей ближней зоны - корветов пр.20382 "Тигр" - и дальней морской зоны - фрегатов пр.22356 ().


- 2013 г. 03 октября - обнародованы планы по заводским ходовым испытаниям корвета "Стойкий" пр.20380 - в конце 2013 г. планируется начать первых этап ЗХИ, в начале 2014 г. в зависимости от ледовой обстановки корябль перейдет в Балтийск и к весне закончит испытания. На текущий момент на корабль установлена артиллерийская установка А-190, часть радио-технического оборудования ().


Корвет "Стойкий" пр.20380 у достроечной набережной ОАО "Северная верфь", опубликовано 07.10.2013 г. (фото - sevstud1986, http://forums.airbase.ru).


Корвет "Стойкий" пр.20380 проходит ходовые испытания в Балтийске, январь-февраль 2014 г. (http://function.mil.ru/).


Корвет "Стойкий" - третий серийный корвет пр.20380 на испытаниях в Балтийске, 11.04.2014 г. (фото - Виталий Спирин, http://www.nordsy.spb.ru).


- 2014 г. 14 апреля - СМИ сообщают , что морская часть испытаний корвета "Стойкий" пр.20380 успешно завершена.

2015 г. 20 февраля - на закладке двух новых корветов пр.20380 на ОАО "Северная верфь" заявлено, что в настоящее время корвет "Стерегущий" (головной корвет) поставлен в док ПСЗ "Янтарь" для дефектации. Кроме этого, в доке корпус корабля почистят и покрасят. Так же ремонт требуется и отдельным узлам третьего серийного корвета "Стойкого", который принят Флотом в 2014 г. - на корабле вышли из строя три дизель-генератора из четырех ().

Реестр СКР / корветов пр.20380 / 20385 (данные на 20.02.2015 г.):

проект завод.№ завод заложен спущен на воду вступил в строй примечание
01 "Стерегущий"
пр.20380 (головной)
1001
ССЗ "Северная верфь" 21.12.2001 г.
14.05.2006 г. (выкатка)

16.05.2006 г. (спуск)

14.11.2007 г. (по др.данным)

27.02.2008 г.

Головной корабль проекта. Балтийский флот, порт приписки - Кронштадт.
02 "Сообразительный" пр.20380
(первый серийный)
1002 ССЗ "Северная верфь", контракт №702/05/27/КН/0747-03 от 29.04.2003 г. на поставку корвета пр. 20380 зав. №1002. Доп. соглашение ДС 704/27/2/ОНК/ДН11/1955-10 от 23.12.2010г. (ист. - арбитр. дело А40-44120/12 ) 20.05.2003 г.
31.03.2010 г.
2010 г. (по плану 2009 г. и ранее)

31.07.2011 г. (план февраля 2011 г.)

14.10.2011 г.

Первый серийный, конструкция надстройки, часть БРЭО и возможно вооружение изменены. Балтийский флот, порт приписки - Балтийск.
- 02.09.2012г. - пожар в машинном отделении, жертв нет, пожар потушен силами экипажа, корабль лишился хода (датский порт Фредериксхавн).
03 "Бойкий" пр.20380 (второй серийный)
1003 ССЗ "Северная верфь", контракт №702/05/27/КН/0146-05/ЕОЗ от 14.02.2005 г. на поставку корвета пр.20380 зав. №1003 27.07.2005 г. 14.04.2011 г. по плану план февраля 2011 г. или ранее

15.04.2011 г. (спуск)

план - 2011-2012 г.г.

план - ноябрь 2012 г. (02.04.2012 г.)

16.05.2013 г.

Балтийский флот.
04 "Совершенный" пр.20380 2101
Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре), контракт №253/05/2/К/0038-06 от 26.01.2006 г. на поставку корвета пр. 20380 зав.№2101 30.06.2006 г.
(01.07.2006 г. по др. данным)
план - 2012 г. (планы 2010 г.)

план - 2013-2014 г.г. (оценка 09.06.2012 г.)

май 2015 г. - вывод из цеха

план - июнь 2012 г. (2009 г.)

план - 2015
(2010 г.)

план 2013 г. (20.04.2012 г.)

план - 2015 г. (оценка 09.06.2012 г.)

план - 2016 г. (2015 г.)

план - первая половина 2017 г. (10.01.2017 г.)

№1 постройки Амурского ССЗ
Тихоокеанский флот, 2010-2011 г.г. - по неподтвержденным данным строительство фактически не ведется. По данным СМИ - последний военный корабль постройки Амурского ССЗ (СМИ - 2011 г.).
15.09.2012 г. надстройка для корвета прибыла на ССЗ.
05 "Стойкий" пр.20380 1004 ССЗ "Северная верфь" 10.11.2006 г. план - 2012 г. (планы 2010 - начала 2012 г.)

план - 21.05.2012 г. (02.01.2012 г.)

30.05.2012 г.

план 2012 (2011 г.)

план - 2014 г. (20.05.2013 г.)

план - июнь 2014 г. (10.02.2014 г.)

18.07.2014 г.

Балтийский флот

19.12.2013 г. - завершено размагничивание.
- 24.12.2013 г. - корабль выходит в Балтийск для прохождения заводских ходовых испытаний.

06 "Громкий" пр.20380 2102 строительство начато 17.02.2012

закладка 20.04.2012

- план 2015 г. (20.04.2012 г.) №2 постройки Амурского ССЗ
Тихоокеанский флот
07 "Ретивый" пр.20380 1007 ССЗ "Северная верфь"

20.02.2015 г.

08 "Строгий" пр.20380 1008 ССЗ "Северная верфь" план - февраль 2015 г. (27.01.2015 г.)

20.02.2015 г.

план - 2019 г. (20.02.2015 г., )
09 "Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов" пр.20380 2103 ? Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре) 22.07.2015 №3 постройки Амурского ССЗ
Тихоокеанский флот
10 "Резкий" пр.20380 2104 ? Амурский ССЗ (г.Комсомольск-на-Амуре) план - до конца 2015 г. (22.07.2015 г.)

01.07.2016 г.

№4 постройки Амурского ССЗ
Тихоокеанский флот

Корабли пр.20380 в составе ВМФ России:

Год "Стерегущий" зав.№1001 "Сообразительный" зав.№1002 "Бойкий" зав.№1003 "Стойкий" зав.№1004 "Совершенный" зав №2101
2010 Балтийский флот, Кронштадт -
2011 Балтийский флот, Кронштадт Балтийский флот, Балтийск
2013 Балтийский флот Балтийский флот Балтийский флот
2014 Балтийский флот Балтийский флот Балтийский флот Балтийский флот
10.02.2014 г. - ВМФ сообщил о проведении корветом первых артиллерийских стрельб в ходе ЗХИ. В т.ч. основным калибром.
14.02.2014 г. - проверена работа РЛС ПВО и общего назначения, систем связи.
18.07.2014 г. - в г.Балтийск передан Флоту.
2015 Тихоокеанский флот.
22.01.2015 г. - начата подготовка экипажа корвета.
май - корвет выведен из цеха

Бортовые номера:

Год "Стерегущий" "Сообразительный"
"Бойкий" "Стойкий"
2006-2010 г.г. 530 - - -
2011 г. 530 531 - -
2012 г. 532
2013 г.
2014 г. 545

Экспорт :
Алжир:
- 2011 г. июнь - обсуждается поставка 2 или 3 корветов пр.20382 "Тигр" (по разным данным).

Источники :
Википедия - свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
Годовой отчет ОАО ССЗ «Северная верфь» за 2010 год.

Корветы Балтийского флота "Бойкий" и "Стойкий" вернулись в Балтийск после выполнения задач в Северном море.

Корветы находились в походе более полумесяца. За это время они прошли более 2 000 морских миль. В период похода экипажи кораблей выполнили десятки учебно-боевых задач, среди которых учения по противовоздушной и противолодочной обороне, корабельные учения и тренировки.

Корабли вернулись из похода технически исправными и готовыми после пополнения необходимых запасов выполнять задачи по предназначению. Отличившиеся в походе военнослужащие награждены ценными подарками от командования флота.

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является кораблем ВМФ России (с бортовым номером 545) новейшего класса, созданного в развитие класса корветов «Гремящий». Он был разработан в ЦМКБ «Алмаз», построен в 2006-2012 гг., а летом 2014 года вошел в состав военного флота России. Кроме него в составе Балтийского флота на сегодняшний день находятся еще 3 корвета этого проекта. С его водоизмещением в 2200 тонн корвет «Стойкий» (как и другие корабли проекта) считается по «натовской» классификации слишком большим для своего класса и относится скорее к фрегатам.

«Военная гавань» примет новые подлодки в установленные сроки >>

Корвет «Стойкий» проекта 20380 является многоцелевым. Они используются для операций в береговой зоне, включая морскую блокаду, противодействия вражеским подводным лодкам и надводным кораблям, а также для огневой поддержки десантных операций. Корвет «Стойкий» входит в первую партию судов этого проекта, построенную на «Северной верфи» в Санкт-Петербурге и состоящую из четырех кораблей. Вторая партия из семи корветов будет построена Амурским судостроительным заводом в Комсомольске-на-Амуре. ВМФ России публично заявил, что он намерен приобрести по крайней мере 30 таких судов для всех 4-ех основных флотов.

«Бойкий» - корвет с управляемым ракетным оружием Военно-Морского Флота Российской Федерации, третий корвет (второй серийный) проекта 20380. Он второй серийный корвет проекта 20380, построенный для Балтийского флота. Заложен на стапеле Северной верфи 27 июля 2005 года, в 2012 году ожидалась передача корабля ВМФ России.

Смонтирован главный ударный комплекс на фрегат «Адмирал флота Касатонов» >>

11 марта 2010 года Коломенский завод отправил на верфь первый дизельный агрегат ДДА12000 для главной энергетической установки. Спущен на воду 15 апреля 2011 года. 25 сентября 2012 года корвет вышел на ходовые испытания без артиллерийской установки А-190. Во время швартовки в военной гавани Кронштадта «Бойкий» столкнулся с исследовательским судном «Адмирал Владимирский» .

В 2013 году установлена АУ А-190, проведены испытания посадки вертолета на корабль и начаты государственные испытания. 16 мая 2013 года корабль пополнил состав Балтийского флота.

Основные характеристики проекта 20380:

Водоизмещение.....1800 т (стандартное), 2220 т (полное);
Длина.....90 м (по КВЛ), 104,5 м (наибольшая);
Ширина.....11,1 м (по КВЛ), 13 м (наибольшая);
Осадка.....3,7 м (средняя), 7,95 м (наибольшая с бульбом);
Двигатели.....4 дизеля 16Д49; 2 вала;
Мощность.....23 320 л. с. (17 140 кВт);
Движитель.....2 пятилопастных гребных винта;
Скорость хода.....27 узлов (полная), 14 узлов (экономическая);
Дальность плавания.....4000 миль на 14 узлах;
Автономность плавания.....15 суток (по запасам провизии);
Экипаж.....99 человек.

«Корабль-невидимка» российского флота >>

Вооружение проекта 20380:

Радиолокационное вооружение.....РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2»,
РЛС целеуказания.....УРО «Монумент-А»,
НРЛС.....1 х «Пал-Н»,
ГАС.....«Заря-2»,
буксируемая ГАС.....«Минотавр-М»,
опускаемая ГАС.....«Анапа-М»,
система спутниковой навигации.....CH-3101.
Радиоэлектронное вооружение.....БИУС «Сигма-20830»,
СУО.....5П-10 «Пума-02»,
системы РЭП.....4х10 122-мм ПУ ПК-10 «Смелый»,
средства РЭБ.....ТК-25-2.
Артиллерия.....1х100-мм АУ А-190 (332 выстрела).
Зенитная артиллерия.....2х6 30-мм АУ АК-630М (6000 выстрелов).
Ракетное вооружение.....2х4 ПКРК «Уран» (8 ПКР Х-35).
1 ЗРК.....«Редут» (до 32 ЗУР 9М96М или 9М96Е).
Противолодочное вооружение.....2х4 330-мм ТА «Пакет-НК» (8 торпед).
Авиационная группа.....1 вертолёт Ка-27ПЛ, палубный ангар.

Статьи которые Вам могут быть интересны:

Краткая справка по кораблям с просторов Инета:
К 1957 году Средненевский завод сдал флоту 23 тральщика пр.264-А. Оставшиеся 14 корпусов ранее заложенных тральщиков было решено достроить на том же заводе по проекту 532 (532-А) как спасательные суда подводных лодок.
Первым спасательным судном проекта 532 построенное в 1958 году, на базе тральщика пр.264, было спасательное судно подводных лодок СС-30. После сдачи флоту оно было приписанное к Лиепайскому дивизиону спасательных судов и несло спасательный колокол СК-57 № 2, первый опытный СК-57 был размещен и испытан на Черноморском СС-44 (бывшем военно-транспортном судне «Тамань»).
Специальное оборудование судна проекта 532 состояло из:
1. Глубоководного водолазного комплекса в составе водолазного колокола и двух четырех отсечных барокамер;
2. Спасательного колокола СК-57 (СК-59, СК-64) с одной двух отсечной барокамерой;
3. Наблюдательной камеры НК-300.
4. Четырех водолазных станций обычного вентилируемого снаряжения,
5. Станции приготовления и хранения воздушных и гелиокислородных смесей,
6. Нескольких десятков 200 литровых баллонов для хранения запасов воздуха высокого давления для приготовления водолазных смесей;
7. Три дизель компрессора ДК-2 (ДК-4)
8. Якорное и швартовные устройства для постановки и удержания над затонувшей подводной лодкой на рейдовом оборудовании из четырех комплектов устанавливаемых специализированными баржами.
Радиотехническое оборудование:
1. ГАС для поиска затонувших объектов «Тамир-11М»
2. ЗПС ГАС МГ-15 (МГ-25)
3. ЗПС ГАС «Кама» (МГ-1)
4. Станция подводного телевидения
5. Две РЛС «Нептун» (Дон)
6. Две станции опознавания «Хром КМ»
Экипаж судна состоял из 73 человек, из них 9 офицеров (командир, помощник командира, заместитель командира по политической части, командир БЧ-1,4,Р, командир БЧ-5, начальник аварийно-спасательной службы, командир группы водолазов, два врача-физиолога) 7 мичманов (3 старшины команды водолазов, старшина команды мотористов, старший боцман, баталер, специалист СПС), 28 водолазов-глубоководников.
В ходе строительства первого судна "СС-30" была проведена дополнительная балластировка корпуса судна с целью обеспечения достаточной остойчивости при спуске с левого борта спасательного колокола. В результате водоизмещение проекта 532 было увеличено до 940 тонн.
В ходе опытной эксплуатация спасательного колокола СК-57 были выявлены некоторые недоработки и с их учетом создан новый серийный проект спасательного колокола СК-59, которым с 1959 года вооружались последующие спасательные суда подводных лодок проекта 532: СС-38 для Тихоокеанского флота, СС-47 и СС "Хибины" для Северного флота, СС-50 для Черноморского флота, СС-51 для Каспийской флотилии, СС «Зангезур» для Школы водолазов на Черноморском флоте, СС-35, СС-40, СС-53 и СС «Валдай» для Балтийского флота.
К 1964 году было закончено проектирование и строительство еще более совершенного спасательного колокола способного выводить экипаж аварийных подводных лодок с глубин до 500 метров СК-64. Руководством Аварийно-спасательной службы ВМФ было принято решение об оснащении им заложенных в феврале 1964 года спасательных судов подводных лодок СС «Казбек»СС «Пулково». Первый предназначался для Черноморского флота, а второй для Тихоокеанского флота. Эти суда получили современные радиотехнические, навигационные, вспомогательные энергетические средства и стали именоваться спасательными судами подводных лодок проекта 532А.
Итого было построено 13 спасательных судов подводных лодок проекта 532-532А. Строительство последнего четырнадцатого спасателя было прекращено, поскольку флота начали получать современные, высокомореходные, специально спроектированные спасательные суда проекта 527-527М.
До 1982 года водолазные станции спасателях проекта 532 укомплектовывались глубоководным снаряжением ГКС-3М, а затем СВГ-200.
На СС-30 с конца 70-х годов и до его списания вместо НК-300 находилась камера "Галеацци".
В семидесятые годы СС-53 был продан ВМС Индии и под названием «NISTAR» более 20 лет успешно выполнял задачи по обеспечению действий подводных лодок ВМС Индии. Этот спасатель выполнял подводно-технические работы на глубинах до 220 метров, поднимал образцы вооружения и техники, принимал успешное участие в военных конфликтах с ВМС Пакистана, поднимал затонувшие корабли и подводные лодки и с почетом закончил свою службу в начале девяностых годов.
СС-47 в середине семидесятых готов был переведен с Северного на Черноморский флот, передан Школе водолазов и служил вместе с «Зангезуром» до начала девяностых годов.
Балтийские спасатели подводных лодок СС "Валдай", СС-30, СС-35, СС-40 прослужили верой и правдой в составе 54 бригады спасательных судов до начала 90-х годов. Черноморские СС-50, СС "Казбек", северного флота СС "Хибины" и каспийский СС-51, также прослужили до начала девяностых. Базировавшийся на Владивосток Тихоокеанский СС "Пулково" списан в начале девяностых и сейчас находится на кладбище списанных кораблей остров Русский.

Многоцелевой сторожевой корабль ближней морской зоны, корвет «Бойкий». Предназначен: для действий в ближней морской зоне государства, ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника; для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путём нанесения ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах. Проекта 20380. Заложен на стапеле Северной верфи 27 июля 2005 года. Спущен на воду 15 апреля 2011 года. Введён в эксплуатацию 16 мая 2013 года. Включен в состав Балтийского флота. Порт приписки - Балтийск, Балтийская военно-морская база. Бортовой номер - 532. Корветы проекта 20380 на порядок превосходят аналогичные корабли своего класса.

Основные тактико-технические характеристики

Скорость: 30 узлов
Дальность плавания: 3500 миль на 14 узлах
Экипаж: 99 человек

РАЗМЕРЫ

Водоизмещение: 2200 тонн
Длина: 103,7 метра
Ширина: 13 метров
Осадка: 8,6 метров

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Двухвальная дизель-дизельная суммарной мощностью 17140 кВт.

ВООРУЖЕНИЕ

2 счетверенные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса "Уран", зенитный ракетный комплекс "Редут" (12 ЗУР), 2 четырехконтейнерных 330-мм пусковых установки комплекса противоторпедной защиты "Пакет", 100-мм артиллерийская установка А-190, зенитно-ракетный артиллерийский комплекс "Кортик-М", переносной зенитно-ракетный комплекс "Игла", 2 шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М, 2 гранатомета ДП-64. На борту может базироваться вертолет Ка-27.

May 16th, 2013

Новейший корвет-»невидимка» проекта 20380 «Бойкий» передан Балтфлоту; в четверг на корабле у причала судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге торжественно подняли военно-морской флаг России, сообщил РИА Новости представитель информационного отдела пресс-службы Западного военного округа по БФ.

«После подписания акта о приеме корвета от промышленности и торжественной церемонии поднятия флага корабль приказом главнокомандующего ВМФ зачислен в состав ВМФ и включен в боевой состав Балтийского флота», - пояснил собеседник агентства.

Корвет «Бойкий» - второй серийный корвет проекта 20380, построенный для Балтийского флота. Головным кораблем серии является корвет «Стерегущий», переданный БФ в феврале 2008 года. Первый корвет серии проекта - «Сообразительный» - был передан флоту в октябре 2011 года.

Корабли этого проекта вооружены 100-миллиметровыми универсальными артиллерийскими комплексами, зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами, сверхзвуковыми ракетами и автоматическими артиллерийскими установками. Авиагруппа корабля включает один вертолет Ка-27ПЛ.

По своим тактико-техническим характеристикам и боевым свойствам корветы проекта 20380 на порядок превосходят аналогичные корабли своего класса. Главными их особенностями являются многофункциональность, гибкость, компактность, малозаметность, высокий уровень автоматизации и интеграции систем.

А теперь немного подробнее про корабли этого проекта:

Традиция называть сторожевые корабли именами прилагательными иногда бьет на редкость метко. «Стерегущий», первенец проекта 20380, – это просто символ класса, сторожевой корабль. «Бойкий», любезно принявший нас на борт, – уже серьезная заявка на успех, ведь он – третий в серии. Спустя десяток-другой настанет черед имени «Разумный» – ведь если кораблю удастся стать по-настоящему массовым, это как нельзя лучше продемонстрирует, что ставка на новый для России класс корветов была сделана верно.

Класс сторожевых кораблей прибрежной зоны в СССР – это то самое «свято место», которое на протяжении десятков лет пустовало. Почему так происходило, неплохо объясняет история корабля проекта 12441 типа «Новик».

В 1991 году был утвержден проект 12440, спроектированный по последнему слову техники: газотурбинная силовая установка с двумя маршевыми и двумя форсажными двигателями ; корпус и надстройки, выполненные с применением композитных материалов и с учетом требований малой радиолокационной заметности (технология «Стелс»); самый современный и перспективный на тот момент зенитно-ракетный комплекс «Полимент / Редут», ангар для постоянного базирования противолодочного вертолета.

В 1994 году была завершена корректировка проекта, вызванная распадом СССР: множество предполагаемых поставщиков в одночасье оказались в зарубежных странах. Проект многократно модернизировался по ходу строительства. Улучшались его ходовые характеристики и боевые качества , но вместе с ними росло и водоизмещение корабля, которое существенно превысило первоначально обозначенное в задании. «Новик» вплотную приблизился к кораблям морской зоны, способным к длительному патрулированию и сопровождению судов на переходах по морям, но обладающим избыточными характеристиками для боевых действий у берегов.

В итоге самый технически продвинутый корабль России был переквалифицирован в учебный и не был достроен.
Похожая история приключилась с разрабатывавшимся в 1970-х «Неустрашимым», проект 11540. Задуманный как малый противолодочный корабль с водоизмещением 800  т, он за считанные годы «раздобрел» до 1500, затем до 2000, а в варианте с вертолетом достиг 2500  т и перебрался в морскую зону. Итог схожий: на службу в 1987 году вышел лишь один «Неустрашимый».

Разумеется, быстрый , хорошо защищенный и вооруженный «Новик» легко справился бы с любыми задачами в прибрежной зоне. Его критический недостаток – цена. А ведь для охраны морских границ и своевременного реагирования в локальных территориальных конфликтах сторожевых кораблей должно быть много.

Поэтому ближе к концу 1990-х был объявлен конкурс на разработку более легкого и дешевого сторожевого корабля, который выиграло Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», то самое, что спроектировало «Новик».

Корабли проекта 20380 типа «Стерегущий» обещают стать основной силой военно-морского флота России в прибрежной зоне. И несмотря на меньшую стоимость по сравнению с «Новиком», это, без сомнения, одна из самых инновационных и технически совершенных машин отечественного флота.

К примечательным нововведениям можно отнести и переработанные обводы корпуса с едва ли не на четверть уменьшенным гидродинамическим сопротивлением, и вертолетный ангар, впервые размещенный на столь небольшом корабле. Важнейшим прорывом можно назвать применение единой информационной системы управления вооружением и всем электронным оборудованием машины.
Наконец, корабль получил новое классовое обозначение в полном соответствии с временем и международной терминологией. Теперь это уже не сторожевой корабль, а корвет.

В сравнении с предшественниками проект 20380 уже сейчас можно назвать успешным. Нам посчастливилось подняться на борт «Бойкого» – третьего корабля проекта, стоящего у причала завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. Он пребывает на завершающей стадии заводских испытаний. Два других, «Стерегущий» и «Сообразительный», уже приняты на вооружение ВМФ России. Еще четыре корвета заложены на стапелях «Северной верфи» и Амурского судостроительного завода, всего же заказано 20 кораблей, и возможно, это не предел.

Главные составляющие успеха проекта 20380 – тщательно проработанная конструкция корпуса и единая электронная система автоматизации. Эти слагаемые определяют и боевые качества, и состав вооружения, и условия работы экипажа, а также надежность, ремонтопригодность и возможность модернизации машины.

Обводы стального корпуса корабля были разработаны с нуля и настолько удачно, что гидродинамическое сопротивление на полном ходу (27 узлов или 50 км/ч) уменьшилось на 25%. Это позволило использовать менее мощную и более легкую главную энергетическую установку (ГЭУ), тем самым высвободив более 15% водоизмещения для увеличения боевой нагрузки. Отсюда и внушительный для 1500-тонного корабля набор разнообразного вооружения, и даже вертолетная площадка, ангар и 20-тонный запас горючего для противолодочного вертолета «Ка-27».

Улучшенная мореходность корвета позволяет использовать его вооружение при волнении силой до пяти баллов (на два балла больше, чем у предшествующих аналогов). Кроме того, менее мощная ГЭУ работает тише, способствуя снижению заметности корабля в гидроакустическом диапазоне. Для уменьшения шумности механизмов двигателей были применены технологии, ранее отработанные на подводных лодках.

ГЭУ представляет собой два дизель-дизельных агрегата ДДА12000, специально разработанных ОАО «Коломенский завод» на основе проверенного дизеля Д49 с микропроцессорным управлением. Каждый агрегат состоит из двух 16-цилиндровых V-образных дизелей и суммирующего редуктора и приводит гребной винт фиксированного шага. Общая мощность двухвальной ГЭУ достигает 24 000 л.с. Четыре дизель-генератора по 630 кВт каждый обеспечивают бортовую сеть питанием.

«Стерегущий» не зря называют невидимкой, хотя следование принципам технологии «Стелс» – непременный атрибут современных кораблей такого класса. Надстройка корабля шириной от борта до борта сделана из трудногорючих радиопоглощающих стекло- и углепластиков. Антенные посты и ракетное вооружение по возможности убраны в корпус. Четырехтрубные 330-мм торпедные аппараты комплекса противоторпедной защиты «Пакет-НК» скрыты в лацпортах. В целом средняя круговая эффективная поверхность рассеяния корабля уменьшена втрое по сравнению с предшествующими аналогами, благодаря чему вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет снижена с 0,5 до 0,1.

Единая боевая информационно-управляющая система – это, пожалуй, главное нововведение проекта 20380, так или иначе влияющее и на тактические характеристики корабля, и на жизнь экипажа, и на надежность всех технических средств, и даже на скорость модернизации вооружений.

«Если раньше системы были разбросаны по всему кораблю и вся работа по их координации ложилась на членов экипажа, то теперь бал правит интегрированная мостиковая система, в которой сосредоточено описание текущего состояния всех систем корабля, от механики до применения оружия», – говорит заместитель главного строителя завода «Северная верфь» Юрий Александров.

Кроме органов управления кораблем интегрированная мостиковая система включает в себя два компонента: секцию управления ракетным и противолодочным оружием и секцию радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки. Первая секция представляет собой три поста, расположенных бок о бок прямо на капитанском мостике. Здесь работают командиры боевых частей (БЧ). Первый отвечает за противолодочную борьбу, второй – за противокорабельный комплекс. Внешне их посты выглядят одинаково: это большие экраны, на которые выводится информация о целях и состоянии боевых систем. Такие же экраны есть у командира корвета, который может в любой момент запросить любую информацию по кораблю, и у вахтенного офицера, также имеющего доступ к самым разным данным – от параметров работы дизелей до запасов провизии.

В задачи третьего командира БЧ входит координация всех систем вооружения и выдача рекомендаций командиру корабля по применению оружия. Важно, что и командир корабля, и рулевой, и вахтенный офицер, и командиры БЧ работают в одном помещении и могут молниеносно принимать скоординированные решения и приводить их в исполнение.

На корвете есть система, способная координировать работу оружия и систем обнаружения нескольких кораблей, действующих в составе дивизии. О технических сторонах ее работы сотрудники завода предпочитают не распространяться, отмечая, правда, что с каждым новым кораблем система становится все мощнее.

Ее суть в том, что информация по воздушной, надводной и подводной обстановке, по обнаруженным целям и связям концентрируется в едином центре и обрабатывается. Здесь определяется степень опасности целей, принимается решение о типе применяемого оружия, после чего информация мгновенно отправляется входящим в группу кораблям, вертолетам и самолетам для скоординированных действий.

Применение такой системы особенно логично в сочетании с вертолетом, который, будучи неуязвимым для подводных лодок и применяя активные средства гидроакустического обнаружения, имеет перед кораблями неоспоримые преимущества в плане освещения подводной обстановки.

Пока что система управления дивизией представляет собой весьма увесистое стационарное оборудование, размещаемое на корабле, но в ближайшем будущем она станет портативной: образно говоря, вся тактическая информация будет концентрироваться в чемоданчике адмирала.

Секция радиолокационной борьбы и освещения воздушной, надводной и подводной обстановки располагается в штурманской рубке, по соседству с мостиком.

Средствами обнаружения целей управляют несколько офицеров. Здесь же находится карт-сервер, на который штурман загружает карты морских районов в соответствии с планом похода. Благодаря единой системе управления эти карты становятся доступны на всех постах, где это необходимо, – от мостика до вертолетного ангара.

Максимальная автоматизация всех систем корабля позволила многократно уменьшить время, необходимое для принятия решений, а также облегчить труд экипажа и снизить его численность до 100 человек.

Пост командира корабля занимает левую часть мостика. По большей части он состоит из экранов, на которые командир может вывести практически любую информацию о состоянии систем корабля и вооружения, целях, обстановке, навигации. 2. Пост рулевого представляет собой навигационный экран, штурвал и пульт управления ГЭУ (полный ход, малый ход и т.п.). Корабль может самостоятельно поддерживать заданный курс, однако даже на автопилоте у руля всегда дежурит матрос. По правую руку от рулевого можно заметить рукоятку автономного прибора связи, который даст возможность передать сообщение на любой пост в случае отключения электричества. 3. Пост вахтенного офицера позволяет одновременно контролировать работу всех систем корабля, от состояния ГЭУ до запасов провизии. Вахтенный офицер имеет в распоряжении расширенную систему связи и может оперативно связаться с любым постом на корабле.

Наличие объединенных информационных сетей на корабле влечет за собой ряд дополнительных преимуществ, связанных с надежностью, ремонтопригодностью и скоростью модернизации оборудования. По словам Юрия Александрова, в постройке корвета задействовано более тысячи промышленных и исследовательских предприятий, разбросанных буквально по всей России. Когда очередной компонент приходит на завод, наступает момент истины: он должен продемонстрировать идеальную совместимость со всеми системами корабля.

Проблемы с совместимостью в судостроении не редкость. К счастью, благодаря современным электронным технологиям многие компоненты стали меньше и легче, чем раньше. Появилась возможность вернуть их производителю на доработку или же пригласить специалистов на завод с необходимыми запчастями.

Единая корабельная сеть, с одной стороны, означает определенную унификацию коммуникационных протоколов различных устройств. Компоненты изначально создаются именно под них, поэтому вероятность «отторжения» становится меньше. С другой стороны, предприятия-поставщики могут протестировать свои компоненты заранее с помощью компьютерных симуляторов.

К примеру, если тестируется радиолокационная станция, компьютер может сыграть роль как всего остального корабля и его вооружений, так и цели, которую требуется обнаружить.

Наконец, модульная концепция корабля предусматривает возможность установки новейших вооружений по мере их вступления в строй. К примеру, если на титульном корабле проекта 20380 «Стерегущий» за противовоздушную оборону отвечал зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М», то на «Бойком», появившемся на свет третьим, его место занял более современный и несопоставимо более мощный ЗРК «Редут».

Три блока по четыре ячейки (всего 12 ячеек) могут нести от 12 ракет 9М96Е2 с дальностью пуска 135 км и высотой поражения до 35 км до 48 ракет самообороны 9М100 с дальностью до 12 км в различных комбинациях. Обороняться от нападения с воздуха «Редуту» помогут переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла» (запуск с плеча) и две кормовые шестиствольные 30-мм артиллерийские установки АК-630М.

Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.

Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.

На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.

Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.

Напомню вам, как , а так же какие были Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!